Залатать ямочность. Репортаж с МКАД, где из-за потепления прохудился асфальт

 
02 февраля 2016 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий

Если белорус захочет на что-то пожаловаться, он всегда может говорить о погоде. В особенности водитель. Идеальных условий белорусский климат не предоставляет: то жара — покрытие плавится, то холод собачий — наледь, гололедица. Еще может залить, что не удержишь, или замести, что не откопаешь. Сейчас вот, в период межсезонья, погода ударила по самому больному месту — по асфальту. Как случилось, что на МКАД, пульсирующей на скорости от 90 км/ч, появились ямы глубиной 15 см? Где были дорожники? На эти вопросы не побоялись ответить представители организации «Горавтомост», отвечающей за состояние дорожного полотна на путепроводах по кольцевой. Подробнее читайте в материале Onliner.by. Мы заделывали ямы на МКАД.

(Прошлую неделю наши читатели негодовали. Спрашивали, на что уходят налоги и дорожные сборы, почему не ремонтируют дороги, грозили дорожникам судами. Все из-за инцидента, а точнее, двух инцидентов, которые произошли с разницей в один день на участке МКАД — путепроводе над трассой М3 (Минск — Витебск). Оба раза в одном и том же месте образовывались глубокие ямы: водители в них влетали, разбивая подвеску, ломая колеса, пробивая покрышки. — Прим. Onliner.by).

Работа дорожных служб — в этом они напоминают ГАИ — по сути, не останавливается никогда. При необходимости бригада работает ночью, в любую погоду, сменяясь, но не оставляя кольцевую без присмотра. Отношение водителей к труду дорожников такое же, как и к труду Госавтоинспекции — то есть неоднозначное.

Сейчас горячие деньки. Потеплело, сошел снег. Все дефекты дороги полезли наружу. Утром мы вместе с бригадой рабочих выезжаем на путепровод возле аквапарка «Лебяжий», на пересечении МКАД и проспекта Победителей. Симптомы те же, что и на прошлой неделе над витебской: средний ряд, внутреннее кольцо. Несколько ям, которые необходимо устранить в кратчайшие сроки.

— Ямочность, увы, на таких дорогах и в таком климате будет образовываться всегда, — сразу же признались рабочие. — Резкая смена температур, большое количество влаги, соль, которой обрабатывали дорогу, — все это уничтожает асфальт. Чтобы решить проблему отдельно взятого участка, нужно полностью перекладывать полотно. Но это деньги. Мы же латаем критичные ямы — то есть то, что возможно залатать.

Все начинается с небольшой паутинки — сеточки мелких трещин на асфальте. Она может появиться еще с лета от высокой температуры и большой нагрузки, которой на оживленных трассах не избежать. Со стороны выглядит вполне безобидно, однако процесс начался. Как скорлупа упавшего отварного яйца, такой асфальт теряет свою целостность, и дальнейшее — лишь вопрос времени.

В осеннее-зимний период через эти трещины вглубь проникает вода. Эта влага никуда не исчезает, ведь под асфальтом — бетон, такова технология. При низких температурах вода замерзает и начинает вздыбливать асфальт. Сверху давят носящиеся автомобили. Деваться покрытию некуда — оно трескается дальше, начинает дробиться.

Беда в том, что от паутинки до глубокой ямы в такую погоду — считанные дни, а то и часы. При интенсивном трафике асфальт разбивается очень быстро, яма растет на глазах и до самого основания. Был 15-сантиметровый слой покрытия, значит, будет 15-сантиметровая яма.

— На пересечении с витебской, что обидно, мы с бригадой работали буквально тем же днем. А вечером звонят — ужас какой-то. Под двадцать машин, и все из-за ямы, — рассказал бригадир. — На МКАД известны наиболее подверженные разрушению участки дорожного полотна — их около двадцати. Особенно страдают путепроводы — из-за своей конструкции. Мы мониторим ситуацию: на выезде находится одна бригада, информация поступает и от рядовых водителей, и от ГАИ.

По полосам есть своя закономерность. Большегрузный транспорт редко заезжает в крайнюю левую, соответственно, и ям там поменьше. С другой стороны, ремонт в таких местах делать труднее всего — автомобили движутся очень быстро, водители должны успеть среагировать и при этом оттормозиться, не создав «паровоз».

Работа дорожников сопряжена с большим риском. Мы находились на проезжей части со своим весьма интенсивным трафиком. Одна за одной в полуметре проносились груженые 20-тонные фуры. Легковушки рискованно маневрировали, а нас от всего этого безобразия отделяли только грузовик прикрытия да несколько конусов по бокам.

На наших дорогах ремонт обозначается именно так: временные знаки на обочине за 200 метров до места проведения работ, конусы, грузовик прикрытия с соответствующими знаками сзади. Эти знаки светодиодные и ярко горят в темноте. В результате много нареканий со стороны водителей. Сами дорожники не прочь дежурить ночью, проблема в другом — с завода не успевают подвозить сырье. А асфальт нужно уложить в течение двух-трех часов, то есть буквально сразу.

Даже работая днем, бригада приехала без асфальта. Его подвезут позже — завод в Минске всего один. А пока рабочие готовят полотно. Старый асфальт вокруг образовавшейся ямы срезают и выдалбливают. Он ослаблен и отправится на переработку. Затем участок вычищают воздухом от пыли и мусора и просушивают.

Кстати, если на дворе небольшой дождь, то укладывать асфальт можно. Температура укладки — почти 200 градусов Цельсия, незначительное количество влаги испарится. А вот при сильном дожде работы должны быть прекращены.

На проезжей части нарезается сразу несколько прямоугольных латок, так что дорога становится похожа на лоскутное одеяло. Видны результаты прошлой работы.

— Здесь же ставили латки месяц назад. Кое-где уже потрескалось. Причем латка может быть целой, а вот старый асфальт вокруг нее начинает крошиться. Придется заново все сделать, — рассказали рабочие. — Мы нарезаем сразу все, как раз должен подъехать асфальт. И будем заливать.

— А часто возникают конфликты с водителями, автомобили которых получают повреждения из-за ям?

— Не часто, но такое случается. Тогда нередко ответственность наша. Большинство участков дорог застраховано, и ущерб водителям выплачивает страховая компания.

За разговором приезжает трактор со свежим асфальтом. Заливать в ямы будут так называемый литой асфальт. Он не настолько требовательный, может укладываться даже в минусовую температуру.

Такой асфальт даже не нужно разравнивать. Он стекает в яму как желе, быстро густеет и по мере остывания затвердевает. Остается твердая и надежная латка, которую сверху присыпают каменной крошкой.

На одну яму, если все идет гладко и никого не нужно ждать, уходит около получаса. Еще полчаса асфальт сохнет. Затем техника уезжает, а участок дороги очищают. Старый же асфальт отправляется на переработку. Есть и еще один вариант — укладка холодного асфальта. Его применяют тогда, когда нужно заделать яму на несколько часов. Это лучше, чем ничего, но на следующий день все равно приедет бригада и заделает дорогу литым асфальтом.

Закончив с латками здесь, бригада отправляется на другую точку. Работы много — пока задержался возле одной ямы, какой-нибудь водитель может влететь в другую.

— Мы много работаем на профилактику, но с такой переменчивой зимой не до профилактики, — рассказали журналистам Onliner.by рабочие. — Только поспевай заделывать то, что появляется. Всю МКАД не переложишь, приходится подделывать кое-где.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by