ЗАЗ-1103 «Славута»: на какое «ведро» пришлось пересесть после серьезной мотоаварии

 
23 апреля 2016 в 8:00
Источник: 1858664, forum.onliner.by. Фото: 1858664, forum.onliner.by
Источник: 1858664, forum.onliner.by. Фото: 1858664, forum.onliner.by

Мне 28 лет, до ЗАЗа я владел разными автомобилями: ВАЗ-2108, Mercedes 190 (W201), Ford Transit. Все было замечательно, пока не пересел на двухколесного монстра марки Suzuki GSF 400 (Bandit). В один летний субботний вечер вместе с единомышленниками-мотобратьями решил поехать из Минска в Вильнюс, чтобы отдохнуть на выходных и заодно устроить «покатушки» по ночному городу. Но судьба все повернула в другую сторону. Поездка закончилась аварией. Сначала я двигался на инвалидной коляске, а потом вновь пересел за руль четырехколесного транспорта. Им стал «Запорожец».

В том происшествии я сильно пострадал. При пересечении одного из перекрестков Вильнюса в мой мотоцикл на полном ходу врезался легковой автомобиль, как потом рассказывали мои друзья-мотоциклисты, это была BMW 5-Series E60. Говорили, летел под сотню по городу. Я чудом выжил, но после этого моя жизнь разделилась на «до» и «после», так как я получил травму позвоночника и в итоге инвалидность. По злой иронии с двух колес я снова пересел на два колеса, только толкать их приходилось руками.

Со временем пришла необходимость передвигаться по городу на автомобиле, а для этих целей инвалиды с такой травмой, как у меня, имеют право ездить только с ручным управлением. Причем, чтобы проходить техосмотр и не иметь проблем со страховыми компаниями, нужно, чтобы это ручное управление было официально зарегистрировано и в техпаспорте стояла отметка. Официально в РБ на то время такие услуги никто не оказывал. У меня был единственный вариант — это приобретение автомобиля, на котором ручное управление установлено с завода, то есть официально с документами. Просмотрев несколько вариантов (а их совсем немного на нашем рынке, я бы сказал, единицы), я нашел «ушастого „Запорожца“» ЗАЗ-966 с заводским ручным управлением. Как бы больно мне ни было на него смотреть, другого выбора на тот момент не оказалось.

И вот чудо — на просторах интернета появился в продаже свежий автомобиль «Таврия», версия «Славута» 2007 года выпуска в темно-синем цвете с ручным управлением и документами, а также с маленьким пробегом, всего 15 000 км. Правда, цена была высоковата для такого автомобиля. Сторговались с продавцом на $3000 по курсу НБ РБ и пожали руки. И вот я стал счастливым обладателем сего девайса украинского производства.

С виду он выглядит более-менее современно, очень даже похож на Daewoo Nexia. Двигатель довольно динамичный, с маркировкой 1.2si. Расход АИ-92 по городу составляет 7—8 литров, по трассе — 5—6. К ручному управлению привыкнуть очень тяжело, до сих пор не могу освоить его в полном объеме.

По практичности, скажу вам, он очень хорош. В него без труда влезает инвалидная коляска. А когда я однажды ездил на встречу инвалидов-колясочников, так пришлось подвезти с собой еще таких же ребят, как я. Тогда в «Славуту» уместилось четыре человека, три инвалидные коляски и пара костылей. Также я очень часто перевозил на этом автомобиле строительные материалы. Если сложить заднее сиденье, получается ровный пол, тем самым увеличивается объем багажного отделения. Мой рекорд по грузоперевозкам — 540 кг песка в мешках.

Также очень приятный бонус — это льгота при заключении страхового полиса на автомобиль, и не нужно платить дорожный сбор при прохождении техосмотра. Но вот на этом все плюсы этого авто заканчиваются.

Насчет комфорта скажу так: он не то чтобы плохой — его вообще нет. Автомобиль жесткий, как табуретка, обогрева заднего стекла нет, гидроусилителя руля тоже нет, прикуриватель 12V отсутствует, про магнитолу я вообще молчу, для нее даже полка не предназначена (пришлось самостоятельно «вколхозить» кассетник), а при работающей щетке стеклоочистителя в салоне сидеть невозможно: моторчик «дворника» воет так, что уши готовы отвалиться.

Ездить на «Славуте» даже по кольцевой реально страшно: после 80 км/ч автомобиль не прижимает к дороге, а наоборот, он идет на взлет, как старый самолет-«кукурузник». От малейшего дуновения ветра его может резко кинуть в сторону. Даже после езды на мотоцикле по ночному Минску со скоростью 200 км/ч езда на «Славуте» со скоростью 100 км/ч намного страшнее.

После 20 000 км с момента покупки начались проблемы с электрикой. Сначала отказала печка обогрева салона, потом иногда мог не работать единственный «дворник» (стиль прямо как в Mercedes W124), периодически могли отключаться фары ближнего света или, наоборот, сам по себе включался дальний. Так как официального сервиса нет, пришлось ехать на обычное СТО, но с таким автомобилем никто не хотел связываться. На сервисе «АвтоВАЗа» мне сказали, что проблема в каком-то реле, в каком именно, никто не знал. В общем, в итоге я плюнул на эти глюки и ездил дальше.

Еще через 7000 км у машины отказалось открываться стекло при помощи ручного стеклоподъемника — оно просто застыло как вкопанное, и все. Чтобы ветер не задувал в салон, пришлось самостоятельно заклеить эту щель сверху стекла. Ну а к 45 000 км у «Славуты» начал гнить капот. Почему остальные элементы не подвергаются коррозии, я и предположить не могу, но это еще полбеды. Однажды я ехал по ул. Орловской, как вдруг у авто отвалилось заднее правое колесо, то есть оно стало «домиком» под острым углом и практически оторвалось. Пришлось вызывать эвакуатор и отгонять на сервис. За ремонт в итоге заплатил $180. Там нужно было много чего поменять в подвеске — я ведь с момента покупки этого автомобиля менял в нем только масло и фильтр.

А теперь финал. Месяц назад, когда я ехал в районе ул. Бачило, автомобиль резко заглох и больше не заводился. Вызвал по телефону друзей. Приговор — лопнул ремень ГРМ. Пришлось буксировать «Таврию» на стоянку, и пока она там стоит недвижимая. На СТО сказали, нужно делать капитальный ремонт двигателя и заодно заменить практически всю подвеску, а также из-за плохого развала-схождения «поедена» вся резина, то есть нужно менять весь комплект сразу. В проекте уже после глобального ремонта установить нормальную MP3-магнитолу и «ксенон» на ближний свет, но это будет не раньше чем к концу лета 2016 года.

Но я не унываю, смотрю по-прежнему на спортивные мотоциклы, которые парят по улицам нашей столицы, и втайне мечтаю, что когда-нибудь снова смогу сесть на двухколесного железного коня.

Мы по-прежнему ждем ваших обзоров. Автор лучшего материала получит в подарок от компании Bosch комплект свечей зажигания (либо накаливания). С правилами конкурса, а также со списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были опубликованы ранее или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by