Эволюция столичных «бомбил». Ищем на вокзалах, куда подевались таксисты-нелегалы

 
23 мая 2016 в 8:09
Источник: Родион Мирский. Фото: Петр Синица
Источник: Родион Мирский. Фото: Петр Синица

Кажется, так было всегда: первый встречающий на вокзале или в аэропорту — это таксист. Главным образом по призванию, а не по профессии. Идеально, если он одет в коричневую кожаную куртку. Образ «бомбил» настолько хорошо закрепился в памяти, что их отсутствие должно резать глаз. «Такси-такси», «Вам куда?», «Может, подвезти?» — без этих фраз, сказанных заговорщицки-приглушенным тоном, железнодорожные и аэровокзалы наших широт попросту потеряют колорит. Но тут чиновники заявляют, что нелегалов искореняют проверки и «совместные акции». И действительно, если взглянуть на статистику транспортников, «бомбил» с каждым полугодием должно становиться все меньше. Неужто перевелись? Нет. Как показал наш эксперимент, просто эволюционировали.

Недавно в редакцию поступило письмо от нашей читательницы Тамары, озаглавленное «Мафия аэропорта». «Таксисты, стоящие у входа в аэропорт, — шлагбаум для легальных законопослушных работников, — пишет женщина. — Если кто-то не из их компании попробует подобрать пассажира, тут же начинаются неприятности. Приезжает работник любой службы (кроме 157, выигравшей в начале 2015 года тендер на право официального перевозчика аэропорта) — несколько человек из местных высказывают ему претензии. Если реакции на угрозу не следует, товарищи зовут охранника аэропорта, милицию. Тот рекомендует покинуть площадку. Бывало, неугодным легальным извозчикам подкидывали гвозди под колеса, чуть ли не до мордобоя доходило».

Мы решили самостоятельно проверить слова Тамары, чтобы убедиться, насколько они соответствуют реальности. А как понаблюдать за активными действиями небольшого сплоченного коллектива аэропорта, занимающегося извозом? Конечно, притвориться конкурентами. Мы пошли еще дальше и вызвали на себя огонь гнева столь ненавистным таксистам словом «бесплатно». Вроде бы и перед законом остались чисты, а заодно и спровоцировали бурю.

Некоторые фото были сделаны на камеру телефона в целях конспирации

— А можно здесь пассажира подобрать? — абстрактно спрашиваем у мужчины в светлом пиджаке, предлагающего прилетевшим из Москвы пассажирам услуги такси. В ответ он лишь отрицательно машет головой.

— Неприятности начнутся? — идем в нападение.

— Просто не сто́ит, — сурово замечает незнакомец.

На то мы и «конкуренты», чтобы не слушать предостережения. Когда мужчина в пиджаке отходит, обращаемся к одиноко сидящему на скамейке парню:

— Может, вас подвезти до города? За просто так, нам по пути.

Молодой человек отвечает отказом, уверяет, что за ним скоро должен подъехать знакомый. За время 15-секундного диалога мы краем глаза наблюдаем, как работает тщательно отлаженная система. Таксист в пиджаке походит к плотному мужчине в коричневой кожаной куртке (и все-таки не перевелись «олдскульные» ребята!). Вместе они скрываются за прозрачными дверями здания аэропорта, по очереди жмут руку старшему лейтенанту.

И уже через полминуты офицер пытается вывести нас на чистую воду:

— Что вы здесь делаете? Где ваши документы? В аэропорту могут находиться пассажиры, встречающие, провожающие — все должны иметь документы. Праздно шатающиеся и лица, оказывающие услуги нелегального извоза, здесь находиться не должны. Я слышал, как вы такси предлагали. Здесь имеют право работать те, кто выиграл тендер и с кем заключен договор. Я могу задержать вас до установления личности. Хотели бесплатно? Давайте налоговую вызову. Ну, подвезите меня до Минска бесплатно… Если приехали и хотите взять кого-то на обратном пути, делайте это умело. Гендиректор потом ногой топает: «Что здесь делают нелегалы?» Мы, честно скажу, даже беджики изымали, определяли, являются они таксистами или нет.

Мы не стали перечить, и вскоре тон мужчины поменялся на более мягкий:

— Вы не обижайтесь. Просто люди жалуются. Если бы вы так где-нибудь стали, на открытой площадке половили, где таксистов нет… Я понимаю, что денег не хватает. Просто с головой надо, чтобы не попадались на глаза милиции и чтобы таксисты не слышали — 157 и «ипэшники». Мало ли, стуканули бы на вас транспортникам или налоговикам. Все, кто там стоит, — я их знаю. А вашей машины не видел — значит, что-то тут не то.

— А что, и вправду за бесплатно довезли бы? — старший лейтенант отвел нас на безопасное расстояние, к торцу здания аэропорта. — Таких мало осталось.

Еще до того, как состоялась эта приятная беседа, мы наблюдали, как один из местных таксистов взял «от борта» двух россиян. Они пересчитали предложенную сумму в 700 тыс. на родные российские рубли и решили, что можно ехать. Немного странные цифры для официальной службы, если у соседей фиксированная ставка не превышает 350—400 тыс. Откуда берутся такие требования?

Этот вопрос мы адресовали специалистам Транспортной инспекции по Минску и области.

— За прошлый год мы выявили 6863 нарушения транспортного законодательства, — сообщили там. — Из них 1809 — каждое четвертое — за перевозки пассажиров.

Транспортники также акцентировали внимание на разнице тарифов:

— Тут все законно. Суммы за счета у официальных таксистов (ИП) могут отличаться и в два раза, и больше. Тарифы не регламентируются. Перевозчик сам вправе устанавливать суммы. А пассажир — выбирать, с каким человеком ему ехать. Водитель только должен предупредить о тарифе до начала поездки — устно или письменно (например, с помощью наклейки на панели).

Думается, для классических «бомбил» практически ничего не изменилось. Раньше они просто заламывали цены и держали в оцеплении вокзалы, сейчас же оформляются как ИП и продолжают заламывать цены, попутно отгоняя от прибыльных мест нежелательных конкурентов. То же самое, что и раньше, только теперь легально. Наши слова подтвердили и несколько таксистов, работающих в городских службах:

— Стоят те же люди, что и раньше. В центре техобслуживания могут вбить в счетчик любой тариф. В итоге «фильтры» не исчезли, а эволюционировали.

Еще один прогрессивный момент, на который обращают внимание перевозчики, — сниженный градус конфликтов:

— Бывало, зайдешь в здание аэропорта поискать возможных клиентов, а возвращаешься — уже шины проколоты. Еще два года назад наши ребята находили на стоянке аэропорта гвозди под колесами. Сейчас дальше перепалок и бесед с охранниками не доходит.

Для проверки теории мы отправились на другую, когда-то не менее популярную среди давнишних нелегалов локацию — железнодорожный вокзал. Еще три года назад опытный водитель из местных завез журналиста Onliner.by от улицы Бобруйской до площади Независимости за 100 тыс. рублей. Деньги он попросил положить на подлокотник, накрыл купюру картой столицы. Кто сегодня дежурит в «кармане» у входа в метро? Нам не удалось заметить там ни одного автомобиля с наклейками городских служб. На кузовах лишь желтые полоски с еле читаемыми данными о неких ООО. 135, 7788, 107, 152, «Пятница» и прочие игроки рынка ждут клиентов с другой, менее злачной стороны вокзала — на парковке у ТРЦ Galileo. На дежурном пятачке — те же ребята в коричневых кожаных куртках. Теперь — в статусе индивидуальных предпринимателей с космическими, но официально зафиксированными ценами.

В ответ на предложение подвезти сразу идем на абордаж:

— Как бы встать в очередь на стоянку, подзаработать?

— Сюда ты машину не поставишь, ни с кем не договоришься. Плохо ли будет? Если не дурак, сам понимаешь. Звонок транспортникам — это самое меньшее… В переходах, на вокзале, на перронах тоже нет смысла тебе искать, там тоже стоят наши люди. Нам бы самим заработать… Ты лучше давай официально оформись, звони мне, я тебя с главным сведу.

С этими словами мужчина протягивает визитку. Оказывается, его зовут Максим.

— Позвони, если надумаешь. Не будешь бояться ни транспортников, никого вообще, — в качестве напутствия говорит потенциальный работодатель. — Будешь платить определенный процент и работать. Мы все тут официально работаем.

Как видим, к сожалению, с девяностых не так уж много изменилось в обеспечении такси главных вокзалов столицы. Практически те же лица, те же заоблачные цены, только с другой начинкой и документацией. Правда, для клиента наличие или отсутствие лишних бумаг в папке таксиста не имеет никакого значения. Важно лишь качество услуги за приемлемую сумму. Такое качество, какое могут обеспечить многие современные службы и сервисы, но им не дают. Хочется верить, что рынок расставит все на свои места и гостей Минска будут встречать на вокзалах опрятные водители современных авто, а не парни в коричневых «кожанках» на Mercedes родом из прошлого века.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by