Проверяем эффективность автохолодильников. Стоит ли их покупать обычным автомобилистам?

 
30 июня 2016 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Денис Логунович. Фото: Алексей Матюшков

Всем знакома ситуация, когда летом автомобиль долгое время стоит на солнце и бутылка воды, находящаяся на заднем диване, нагревается до температуры слегка остывшего чая. Многие наверняка сталкивались с проблемой «запаренных» овощей и фруктов по дороге на природу. Увы, но такой жарой даже в багажнике продукты не спрятать от высокой температуры. Отчасти ситуацию спасают кондиционеры в машинах. Но для тех, кому нужна действительно низкая температура для хранения продуктов (например, во время длительных переездов), оптимальным вариантом является автомобильный холодильник. Проверим, на что они способны?

Автомобильные холодильники условно можно разделить на три категории. Вкратце расскажем о них:

1. Термо-электрические холодильники (с элементом Пельтье)

В них применены два радиатора, расположенные на крышке холодильника. При включении одна сторона (внешняя) нагревается. Вторая (внутренняя) — охлаждается. Это самая бюджетная линейка автомобильных холодильников, и задача таких моделей не охлаждать продукты, а поддерживать температуру. Такие устройства не умеют создавать отрицательную температуру, и, как правило, бюджетные модели могут «выдавать» температуру, лишь на 10—20 градусов ниже температуры окружающей среды. То есть если в машине нет кондиционера и в салоне — под 35 градусов, то ниже 15 градусов в таких холодильниках быть не может.

2. Компрессорные холодильники

Эти холодильники стоят намного дороже. По сути, компрессорные модели — своего рода аналог наших домашних холодильников. Правда, они приспособлены к тряске, адаптированы к минимальному потреблению электричества. Для потребителя главным отличием является возможность компрессорных холодильников поддерживать отрицательную температуру независимо от условий окружающей среды. Такие модели обычно имеют разный объем и предназначены для любых автомобилей (от малолитражек до микроавтобусов).

3. Электро-газовые (или абсорбционные) холодильники

Достаточно дорогие модели (но дешевле компрессорных), которые чаще всего покупают обеспеченные охотники или любители длительных походов. Эта технология зародилась довольно давно — в 20-х годах XX века. Изначально большинство холодильников были именно абсорбционными. Сегодня газовые модели используются на мясокомбинатах и в винных шкафах. Эти холодильники тоже могут обеспечивать отрицательную температуру. Главное отличие от вышеперечисленных — абсорбционные модели не зависят от наличия электричества и могут работать на газу (расходуют 5 литров в неделю). В винных шкафах такая технология более предпочтительна из-за отсутствия вибраций — электро-газовые холодильники абсолютно беззвучны.

* * *

Для теста мы взяли модели двух первых категорий, т. к. абсорбционные покупают крайне редко. Вместо этого мы решили испытать альтернативный вариант — изотермический контейнер, который имеет высокоэффективную изоляцию и долгое время сохраняет температуру продуктов. Ящики с аналогичной системой применяются в медицине для перевозки человеческих органов.

Термо-электрический холодильник Mobicool U15 DC (цена — 1,55 млн рублей)

Mobicool U15 DC — один из самых доступных автохолодильников на рынке. Это бюджетная модель, которая легко войдет в любой легковой автомобиль и не займет много места. Конечно, идеальный вариант — расположить холодильник в багажнике. Но не у каждой машины там есть розетка на 12 В. Модель U15 DC имеет пластиковый корпус голубого цвета с серебристой вставкой в верхней части. Есть ручка для переноса, и холодильник открывается только в том случае, если она (ручка) расположена спереди. Крышка оборудована двумя радиаторами, один из которых холодит внутреннее пространство.

Объем данного холодильника небольшой — всего 14 литров. Причем прямоугольная, вытянутая вверх форма не позволит удобно разложить продукты. Бутылки и прочие твердые предметы лучше положить на дно, а овощи и фрукты — в верхней части. И если забить холодильник «под завязку», то каждый раз, когда нужно будет взять предмет снизу, придется извлекать все содержимое. Поэтому даже хорошо, что много продуктов сюда не загрузишь. Высота у этой модели — 42 с половиной сантиметра. Станет 2-литровая пластиковая бутылка.

Производитель заявляет, что холодильник поддерживает температуру на 17—18 градусов ниже окружающей. Для теста мы разместили в устройстве две бутылки. В одной — холодная вода. В другой — лед. Холодильник работает только когда включено зажигание, поэтому для его нормальной работы необходимо, чтобы автомобиль всегда был в движении. За день более-менее интенсивной езды (машина стояла лишь половину времени) лед полностью растаял, и мы получили к вечеру две бутылки с достаточно теплой водой (15—17 градусов). При этом в автомобиле во время езды всегда был включен климат-контроль на 22 градуса.

Компрессорный холодильник Waeco CoolFreeze CDF 46 (цена — 16 млн рублей)

Этот холодильник стоит почти в 10 раз дороже. Он даже дороже большинства домашних холодильников. Габаритная длина модели — 56 см, высота — 47,5 см, а ширина — 34 см. Таким образом, если расположить холодильник на втором ряду, он займет полноценное место на диване, что не очень удобно. Объем багажного отделения тоже хорошенько «пострадает», если разместить устройство там. В общем, CoolFreeze CDF 46 подойдет разве что для бусов, где нет проблем со свободным местом в салоне.

В верхней части холодильника расположился простенький экранчик, который показывает актуальную внутреннюю температуру воздуха. Здесь же задается температурный режим работы устройства. Он регулируется вручную в диапазоне от минус 15 до плюс 10 градусов. При этом не важно, жарко в машине или холодно — CoolFreeze CDF 46 исправно держит заданную температуру и при необходимости замораживает воду/продукты. Можно сказать, что это автомобильный морозильник. Данная модель хорошо подойдет дачникам — есть переходник для работы от бытовой розетки.

Объем холодильника составляет почти 40 литров, причем внутри есть небольшая полочка с подсветкой (так называемая фреш-зона, где продукты не замерзнут в лед). За счет большой площади дна здесь легко разместить продукты питания, не боясь что-нибудь раздавить. На верхней крышке устройства создатели предусмотрели места для стаканов и даже некое подобие стола. Для дальних путешествий, когда машина почти всегда в движении, такой холодильник является оптимальным вариантом.

Если размер CoolFreeze CDF46 устраивает, то единственным недостатком данной модели для обычного пользователя является цена. Отдавать почти 16 млн рублей за подобный аксессуар имеет смысл разве что заядлым путешественникам или дачникам, у которых в загородном доме нет холодильника. Несущественным минусом можно назвать абсолютно неудобный для переноса корпус. Здесь нет выдвижных ручек, а те выемки, которые предусмотрены для захвата, слишком маленькие, и удержать холодильник не так просто. К слову, весит он 20 кг.

Изотермический контейнер Waeco Cool-Ice WCI-13 (цена — 1,4 млн рублей) 

Данный контейнер является самым доступным вариантом среди протестированных, но его, по сути, нельзя назвать холодильником. Это емкость, которая просто сохраняет тепло предметов, расположенных внутри, за счет принципа «сосуда Дьюара» и плотного герметичного корпуса. Здесь нам не нужна ни бытовая розетка, ни прикуриватель, ни аккумуляторы. Эдакий большой термос.

Любопытно, что именно эта модель лучше всего подходит для эксплуатации в городских условиях, когда ваша машина не всегда заведена. Если закинуть внутрь еще парочку аккумуляторов холода (голубые пакетики на фото, которые нужно предварительно подержать в морозилке, после чего они помогают сохранять холод в контейнере), то температура внутри будет на 15—20 градусов ниже наружной на протяжении всего дня. Правда, наиболее эффективно устройство держит «низкий градус», если его не открывать. Как только произошел воздухообмен с внешней средой, внутренняя температура мгновенно повышается на пару градусов.

Мы испытали Waeco Cool-Ice WCI-13 в двух режимах. Один день мы просто держали внутри бутылки со льдом и не открывали контейнер. В этом случае к вечеру лед растаял не до конца. Второй день мы периодически открывали и закрывали крышку. Здесь результат оказался примерно как у первой модели холодильника (Mobicool U15 DC) — относительно теплая вода, но намного холоднее, чем если бы бутылки лежали просто в салоне.

Выводы

Смысла в покупке дешевого автохолодильника мало. В жару температура внутри не намного ниже, чем окружающая, и покупать такие модели имеет смысл, только если в автомобиле хорошая климатическая система. Но если в машине мощный «климат», то и продукты/жидкости в салоне сильно нагреваться не будут. Если же автомобиль иногда глушится и холодильник бездействует, то он мало чем отличается от обычного ящика, где продукты просто лежат в тени.

Дорогие модели автохолодильников явно работают лучше. Можно на дальние расстояния перевозить замороженные продукты и не бояться, что за недельное путешествие по Беларуси у вас не будет холодного кваса под рукой. Такие холодильники способны не только сохранять температуру продуктов, но и понижать ее вплоть до заморозки. Правда, ценник данных моделей наверняка отпугнет многих покупателей.

В отдельную категорию производители выделяют абсорбционные холодильники, работающие на газу (к нам на тест такой не попал). Эффективность таких моделей примерно такая же, как у компрессорных, но они способны работать где угодно, включая лес, дачу, пустыню или деревянный плот, дрейфующий посреди океана. Кстати, если соберетесь покупать такой холодильник в Польше, не забудьте поискать еще газовый редуктор. Дело в том, что для польского рынка и для рынка стран СНГ такие камеры имеют систему разного давления газа. В Польше это 50 миллибар, у нас — 30 миллибар. Ну и гарантия на холодильники для польского рынка не действует в РБ.

Для большинства же автомобилистов необходимости в покупке дорогостоящего холодильника в машину нет. Если вы частенько выбираетесь на природу и хотите возить с собой охлажденные продукты/жидкости, вам вполне подойдет изотермический контейнер. Он и стоит недорого, и по эффективности не уступает бюджетным холодильникам. Для полного счастья можно прикупить несколько аккумуляторов холода.

Читайте также:

Выражаем благодарность компании ЧП «Источники тока» (официальный импортер Waeco)
за предоставленные для теста модели

Автомобильные холодильники в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by