«Я разогнался и перевернул свой Plymouth 39-го года». Участники ретропробега Пекин — Париж о своих уникальных машинах

 
05 июля 2016 в 20:47
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич, Александр Никонов
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич, Александр Никонов

Минск видел много разных ретрокаров, профильных фестивалей немало. Не раз зрители жаловались, мол, нет свежих автомобилей: из года в год костяк мероприятий составляет уже знакомый автопарк. Сегодня в Беларусь прибыли машины, которые вы видели разве что на картинках. Все — своим ходом. 80-летние «старички» мира моторов оказались на сутки пв нашей стране транзитом — по пути в столицу Франции. Onliner.by пообщался с участниками всемирно известного пробега олдтаймеров Пекин — Париж, проходящего у нас впервые.

Некоторые машины, по каким-то причинам (например, поломки) пропускающие этап, прибыли в Минск. Парковка возле гостиницы «Ренессанс» временно превратилась в автомузей с выставкой действующих экспонатов.

Основные участники в это время проходили спецучасток — по сути, немалый отрезок грунтовой дороги. Признайтесь, без надобности вы бы не сунулись на нее даже на современном авто.

Мы встретили владельцев ретрокаров еще днем в Полоцке — первом «перевалочном» городе «раллийцев» на пути через Беларусь. Во вторник вечером около сотни редких олдтаймеров проедутся по улицам Минска (со стороны Логойска в направлении пр. Дзержинского). Кому повезет — сможет увидеть зрелище сегодня вечером в столице. Alfa Romeo, Volvo, Mercedes, Rolls-Royce, Porsche, Chevrolet, Ford, Plymouth, загадочный Alvis и другие модели родом из 30—40-х годов прошлого века.

…Первым на пока еще пустую площадь Полоцка прибыл красавец Bentley.

Машина 1925 года выпуска выглядит прекрасно даже после десяти тысяч пройденных километров ралли. «Под капотом „старичка“ — 5,3 литровый 4-цилиндровый двигатель, — говорит водитель из Великобритании. — Если честно, состояние — не стоковое. Для такой длинной гонки пришлось переделать очень многое. Иначе бы просто развалились. Нам нужно проехать 8510 миль (13 695 км), большую часть пути мы уже преодолели — по 600—700 км в день. Позади Китай, Монголия, Россия. Честно, у вас пока лучше всего».

Вразрез со словами иностранца прозвучали негодования женщины: «Вы чего на площадь заехали?! Кто водитель, покажите! Тут же дети бегают, машинам здесь не место. Что, правила забыли?» Жительница Полоцка немного даже расстроилась, когда узнала, что автомобилист не понял ни слова на русском. Не признала Bentley 1925 года — ну, бывает! Мы вкратце перевели слова британцу: мол, все нормально, женщина просто бдит. «Ok, sorry», — мужчина после стольких километров позади не теряет улыбки. В Полоцке у него и его коллег — обед. На «перекусить» отведено не так много времени. Под слова случайного прохожего «где у нее перед?» прощаемся с джентльменом и спешим сказать hello следующему участнику.

На самом деле владельцу Plymouth стоило бы сказать olá — мужчина приехал в Пекин для участия в ралли из Португалии. Его машина 1939 года выглядит слегка помятой.

Только мы начали грешить на его неряшливость, как выяснилось, что повреждения раритет получил в ходе ралли, во время проезда по территории Монголии. «Я разогнался перед горочкой, подпрыгнул и на спуске просто не удержал ее на дороге, — вспоминает португалец. — Ехал слишком быстро». Про стоимость ремонта боимся спрашивать. Суммы тут вообще немалые. Один взнос на участие — 44 тысячи фунтов стерлингов (около $63 000). Хобби дорогое, но, по словам нашего собеседника, он, как и его коллеги-соперники, уже не может жить без олдтаймеров. «Passion…» — подчеркнуто театрально произносит он. Увлечение, страсть.

А тем временем на полоцкой площади Свободы становится многолюдно. Дети оставили детские сады, родители убежали с работы, милиционеры скорректировали посты. И вот ребятня облепила Bentley Derby 3,5 Litre родом из 1925 года.

Бельгиец бессовестно подсаживает девочку прямо на капот раритета для лучшего кадра. А пока она позирует, он безуспешно пытается выяснить, где здесь можно поменять деньги, чтобы купить воды в дорогу. Понятное дело, гонять на родстере без крыши в жаркую погоду — дело непростое. Мы не удержались от соблазна подарить иностранцу новенькую «деноминированную» купюру. Владелец автомобиля, чья цена стремится к шестизначной сумме в долларовом эквиваленте, радовался бумажке как ребенок.

Один из самых «молодых» олдтаймеров — Ford Mustang 1968 года. Парень из Швейцарии говорит, что практически всю свою жизнь машина провела в США, в Аризоне, где нет снега. Потому ее состояние — просто идеал.

«Одна беда — низкий клиренс, в Монголии и местами в России приходилось ехать не быстрее 50 км/ч, — констатирует мистер Пи. — Все равно два элемента подвески „ушли“. Тут у вас дороги заметно лучше». После уже привычных нашему уху комплиментов об ухоженных полях, ровных дорогах и чистоте парень внезапно спрашивает: «Это Сталин?» — указывая на памятник Ленину. Странные они, эти иностранцы. Среди полоцких достопримечательностей больше всего его поразил постамент, посвященный букве «Ў»: «A monument in honor of the letter? It’s really cool». Парень не перестает нахваливать РБ, упомянув и вопрос платных дорог, столь тревоживший умы наших комментаторов. Оказалось, BelToll выдала всем участникам гонки считывающие устройства, платные участки пробега они пройдут легально.

Салон Ford Escort (1971 г. в.) из Мексики

Машины все прибывают, взгляды публики разбегаются, останавливаясь на самом экстраординарном. Таковым кому-то показался череп с рогами. Подумали, бутафория.

Но Гарри, участвующий в ралли с отцом на Chrysler Series 75 Roadster, развеивает догадки: «Нашли в Монголии, у дороги валялся. Решили нацепить на машину и выглядеть like badass. Думаю, это был як. Мы уже придумали имя этому черепу — называем его Buddy». Отец и сын возят этого «приятеля» на машине 1929 года с двигателем объемом 4,1 литра оригинальной модификации, без доработок. Гарри убеждает, что его экипаж на сегодня занимает лидирующую позицию в ралли, number one.

А на площади Свободы люди уже не знают, к какой машине бежать, суетно освобождают телефоны от ставших внезапно ненужными гигабайтов дачных фото. Тут ведь такое! Надо успеть, пока не уехали. А ребятам и вправду пора, время на обед подходит к концу. Впереди — Минск, ночь в отеле. А завтра вновь ждет дорога, гонка.

Дополнено

Позже стало известно, что автомобили пересекли границу без задержек. «Проведение таможенного контроля в отношении товаров и ретроавтомобилей, временно ввозимых участниками авторалли, было осуществлено должностными лицами таможни быстро и своевременно», — отчитались на Брестской таможне.

* * *

Всего в ралли принимает участие 107 машин. Каждая из них — маленькая вселенная со своей историей. Каждая заслуживает внимания как минимум для одной статьи. Однако из-за жесткого графика владельцам не удалось долго пообщаться со зрителями. В качестве бонуса мы предлагаем вашему вниманию фоторепортаж с площади Полоцка — такой, какой она сегодня предстала всего на один час.

Телескопы в каталоге Onliner.by