Кто-то отправился в Россию, кто-то решился на кредит — за последние пару лет белорусский автопарк заметно обновился. В период автобума открывались (и закрывались тоже) фирмы, предоставляющие услугу «помощь в покупке авто». Работы у них хватало, без дела не сидели точно. Справлялись по-разному. Истории счастливого приобретения машины банальны и известны многим. Случаи, заканчивающиеся статусом «ни денег, ни авто», уникальны и вызывают основной вопрос: «Как можно было поверить?» Герои сегодняшней статьи — молодая пара — не скрывают: чересчур доверились и в итоге обманулись. Сегодня во дворе их дома стоит нерабочий Volvo S80. В его бардачке — список неисправностей на общую сумму $4 тыс. А во время автобума семья отдала специалисту на покупку машины бизнес-класса $9 тыс.
Мы встретились с Еленой и Даниилом на парковке у новостройки. Молодая семья недавно получила квартиру. Была бы машина — пару можно было бы считать достигшей базиса финансового успеха. Но нет, серебристый Volvo S80 2005 г. в. довольно долго стоит на парковке без движения. Сейчас в нем можно разве что посидеть: автомобиль не едет, не заводится. Еще можно открыть капот — содержимое моторного отсека выглядит вполне обычно, но, правда, не работает. Видно, что недавно заменили левый поворотник, часть подлокотника в салоне держится на скотче (сломан фиксирующий пружину механизм), треснуло лобовое стекло, на крыле заметна вмятина. В целом сложно поверить, что за машину в таком состоянии просили $9 тыс. Но это все мелочи. Даниил достает внушительную папку документов и начинает рассказывать историю своих неприятностей, тянущуюся уже больше года.
«В мае 2015-го, на волне автобума, решили купить машину, — вспоминает молодой человек. — Условия были такими: BMW или Mercedes в нормальном состоянии, без поломок, выпущенный не раньше 2003 года. В качестве пожелания — кожаный салон, темный цвет кузова. Сразу скажу — эта машина должна была стать моим первым автомобилем. И так как опыта в покупке не было, решили обратиться к специалистам, предлагающим помощь в приобретении авто. Договор, печати, легальный бизнес — все это подкупило. В итоге сделка была заключена. Мы передали Дмитрию (специалисту компании) деньги: $9 тыс. на покупку, еще $600 — за услуги. Вскоре спец перезвонил — в Беларуси машин, соответствующих нашим запросам, нет, надо искать в Москве. Это было нарушением договора, где говорится только об авторынке РБ. Мы не придали этому значения: какая разница, откуда машина, тем более в те времена было выгодно ездить за „бэушками“ в Россию».
Через пару дней после отъезда Дмитрий вернулся в Минск с Volvo S80. Несоответствия желаниям покупателей были видны сразу: салон не из кожи, цвет — серый металлик, не хватало поворотника. «„Вот ваш автомобиль, только масло надо поменять, ремень ГРМ свежий“, — сразу заявил специалист. Мужчина пообещал, что все недочеты (например, отсутствующий поворотник) он устранит самостоятельно, — продолжает рассказ Даниил. — В его присутствии мы запустили двигатель. Сразу на панели загорелось несколько ошибок. Возможно, опытный автомобилист тут же отказался бы от этого варианта. Нас же, людей несведущих, перегонщик успокоил: мол, во время доставки тряхнуло на трамвайных путях, слетела клемма с аккумулятора, вот электронику и вывело из строя. Обещал, что все пройдет после 20—30-минутной поездки, ошибки обнулятся».
Как нетрудно догадаться, ничего не прошло: электроника продолжала выдавать ошибку, уверяет минчанин. Кроме того, Даниил обнаружил, что не работает обдув салона. По телефону его убедили: отказала маленькая деталь, для исправления этого нюанса нужно не более $5. Но череда по-настоящему серьезных неприятностей, по словам молодого человека, началась во время попытки зарегистрировать авто в МРЭО ГАИ: «Нам сказали, не хватает документов, Volvo не снята с учета в России. Дмитрий стал убеждать, что не мог выполнить требования наших инспекторов, так как это не предусмотрено российскими законами, ведь он покупал машину не у частного лица, а у фирмы. Сейчас полагаю, эти слова далеки от реальности. Отмечу, что сам специалист вел себя крайне любезно, делал вид, что действительно хочет помочь. Но дальше телефонных разговоров его намерения не заходили. Нам ничего не оставалось, кроме как самостоятельно отправиться на этой Volvo в соседнюю страну, в Смоленск. Там правдой-неправдой добились своего. Проехали уже не меньше 800 км, а ошибки так и не обнулились».
Злоключения молодых людей продолжились, когда они заехали на СТО для диагностики. Там очень удивились, что минчане купили эту машину за $9 тыс., автомастеры давали ей не больше семи. Также обнаружили, что пробег заметно отмотан. Но то, что выдал компьютер при глубокой проверке, повергло покупателей в шок. Мастер предложил исправить все за $2 тыс. — «для начала».
Молодые люди, поняв, что что-то не так, вернули Volvo специалисту по подбору. Параллельно выяснилось, что Дмитрий взял на $2 тыс. больше той суммы, которую он отдал за машину в России. «Поломки спец признал, — дополняет уже бывший клиент конторы по подбору авто. — Предложил забрать машину и кому-то продать ее, а мне — написать расписку, мол, я ему одолжил те $10 тыс. После должен был либо вернуть деньги, либо купить другой автомобиль. Мне это показалось нормальным решением. Позже, когда дело дошло до суда, юристы заметили, что такая расписка недействительна, ведь деньги по факту не передавались».
«Потом, как это обычно случается, специалист стал откладывать день встречи, просил больше времени, перестал реагировать на звонки, — описал развитие событий Даниил. — Юристы посоветовали забрать автомобиль и $2 тыс. (разницу между полученной и реальной суммой за машину). Но Дмитрий отказывался вернуть Volvo, говорил, якобы ее нужно оценить. Обратная связь закончилась, когда я потребовал вернуть те самые $2 тыс. В итоге мы обратились в суд. Первое решение обязало специалиста выплатить нам разницу, $600 за неоказанную услугу (позже последнее решение отменили) и вернуть саму машину. Дмитрий пусть и не сразу, но отдал автомобиль (с помощью судебного исполнителя). Нам пришлось забирать его самим из двора мужчины, однако седан был в еще более плохом состоянии. Оказалось разбито лобовое стекло, появилась вмятина на крыле, завести мотор было нельзя, „погиб“ аккумулятор — это то, что было понятно сразу. На СТО нам предоставили полный список проблем: ремонт обойдется в 8,6 тыс. рублей (86 млн). Конечно, мы потребовали возмещения стоимости ремонта через суд. Да, мы обманулись, но это не отменяет вины посредника, ведь по договору нам обещали диагностику и покупку рабочего авто».
Сейчас семья ожидает экспертизу поломок Volvo. Судебные разбирательства продолжаются, в частности решается вопрос, за чей счет будет произведен ремонт. Кроме того, молодая пара намерена подать коллективный иск и попробовать доказать факт мошенничества.
Дело в том, что кроме Даниила и Елены нарекания на работу фирмы имеют и другие бывшие клиенты. Мы связались с одним из них — Святославом. В 2014 году специалисты этого же частного предприятия предложили ему якобы исправный Chrysler Neon. Через пару дней покупателю пришлось заменить МКПП, радиатор, его вентилятор, подрамник, диск сцепления, стартер и амортизаторы. Было обнаружено также протекание охлаждающей жидкости в двигатель. «Мой случай показывает уровень квалификации специалистов, их отношение к клиентам и риск, которому подвергает себя человек, решивший воспользоваться услугами подобных фирм, — рассказал нам Святослав. — В итоге я жалею о том, что потратил время, деньги и нервы на услугу, которая была оказана некачественно и не в полной мере. Тем не менее в 2014 году я не стал обращаться с заявлениями в какие-либо структуры. Сейчас же собираюсь поставить подпись под коллективным иском. Я предоставлю все документы о ремонтах Chrysler, выступлю в качестве свидетеля. К слову, машину я продал».
Мы связались и с другой стороной — представителем компании, оказывающей помощь при покупке авто. Дмитрий не совсем согласен, что услуга была оказана некачественно, а обвинение в мошенничестве считает необоснованным: «Давайте говорить о фактах. Семье передали автомобиль, предупредили, что Volvo был в употреблении, гарантия на него закончилась, стоит заменить расходники. При этом я визуально изучил кузов на предмет следов ДТП, самостоятельно пригнал машину из Москвы, а это минимум 700 км. Никаких проблем во время поездки не обнаружил. Я не принуждал никого покупать автомобиль, я его предоставил: платить или нет — сугубо их желание. Потом через две недели мне сообщили, что машину считают неисправной. Я не могу сказать, кем и как именно эксплуатировался Volvo в это время (знаю, ездили по городу, в Смоленск и обратно, даже засветили в ТВ-передаче во время обзора). Проехать не менее 700 км и заявить о неполадках — на мой взгляд, некорректно. Даниил, как частное лицо (без договоров), просил меня продать эту машину, но на тот момент, после падения цен, S80 уже никого не интересовал. По поводу обвинения в мошенничестве: по закону это завладение имуществом путем обмана или злоупотребления доверием. Чужим имуществом я не владею, автомобиль передан. Все в рамках заключенного договора. Повторюсь, молодую пару не заставляли покупать эту машину, они могли и отказаться от нее».
Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by