28 500
01 сентября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов

Тень знаний. Чего стоит бояться родителям?

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов

В эти дни много говорят о детях и часто повторяют штампы-заблуждения относительно их безопасности. Например, считается, что на пешеходном переходе им ничего не угрожает. Но каждый второй ребенок, пострадавший в ДТП в Минске, получил травмы именно на «зебре». Вот еще один стереотип: маленькие дети чаще попадают в аварии. И это не так! В городе за малышами хорошо следят (и они реже фигурируют в сводках), в группе риска — подростки от 14 лет и старше. А напоследок факт, на котором делают акцент эксперты, — чаще всего детей на столичных улицах сбивают иногородние водители за рулем микроавтобуса, фургона или грузовика при выполнении какого-либо маневра.

— Парадокс, но многие родители только на словах заботятся о безопасности детей, — говорит председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник. — Громкое декларирование интересов вовсе не означает, что взрослые готовы к конкретным действиям. Это хорошо заметно даже по обсуждению статей на Onliner.by: новая решетка радиатора очередного кроссовера вызывает больший интерес и число комментариев, чем тема детской безопасности.

В свое время эксперты проводили любопытный опрос: спрашивали у родителей школьников, кто, по их мнению, отвечает за безопасность детей. Респонденты на первое место поставили ГАИ, на второе — школу. Фактически делегировали полномочия другим. Последнюю роль отвели себе, разрешив создать родительские патрули, то есть где требовалось непосредственное участие пап и мам.

— Примечательно, что примерно половина аварий с участием детей в Минске происходит в присутствии их родителей, — продолжает специалист. — То есть взрослые часто сами генерируют эту печальную статистику.

В городской программе «Добрая дорога» была четко поставлена цель — не допустить гибели несовершеннолетних в авариях и снизить число пострадавших детей до пятидесяти. И это единственный пункт, который не удалось выполнить за пять лет. В столице каждый год фиксируется более полусотни дорожных происшествий с участием несовершеннолетних. Это примерно 10% от общего числа ДТП.

Статистика за 2011—2015 годы по Минску. Данные БАЭС

Для сравнения: в Вене этот показатель составляет 25%, и дело не в том, что там больше аварий. Просто в статистику попадают даже самые незначительные случаи. Например, ребенок присутствовал при наезде на пешехода (не важно — взрослого или ребенка). Он получил колоссальный стресс, а значит, нуждается в медицинской помощи. Австрийцы работают с бóльшим массивом информации. У нас же дети, получившие легкие травмы, в статистику могут не попасть. Следовательно, такие случаи не учитываются, их не исследуют и с ними не борются.

Большим пробелом является то, что мы полагаемся на устоявшееся мнение, которое зачастую ошибочное, а реальный анализ не учитываем. Скажем, считается, что наибольшую опасность представляет дорога в школу. В результате огромные усилия и средства направляются не туда: на асфальте рисуют следы, ведущие к пешеходному переходу, а инспекторы отправляются нести дежурство у ворот учебных заведений. Между тем по статистике специалистов ассоциации лишь каждое десятое детское происшествие случается по дороге в школу.

Пик детской аварийности приходится на вторую половину дня, то есть на внешкольное время, когда подростки в основном предоставлены сами себе. А зимой таких ДТП меньше, поскольку школьники больше времени проводят дома. По сведениям БАЭС, около 80% происшествий среди несовершеннолетних в городе случаются после уроков.

Еще одно заблуждение касается начала учебного года, каникул и пр., когда проводятся акции по обязательному движению с включенным ближним светом фар. Считается, что дети расслаблены, больше передвигаются и могут попасть под машины. Однако эксперты утверждают: явного пика детской аварийности в такие периоды нет и никогда не было, а в апреле и октябре она такая же высокая.

Детская аварийность напрямую связана с самостоятельностью подростков (взрослость у нас наступает намного раньше, чем в западных странах), и это в разы увеличивает опасность.

Очередной штамп: в родительской машине ребенку нечего опасаться. Однако статистика говорит, что до недавнего времени треть пострадавших в ДТП детей ехали в автомобиле в качестве пассажиров. После внесения в ПДД пункта об обязательном использовании автокресел пропорция несколько изменилась. Теперь 20% потерпевших несовершеннолетних — это дети-пассажиры, 70% — пешеходы (остальные — велосипедисты и др.).

— Надо признать, что главная проблема — это пешеходное движение, причем мест концентрации детских ДТП в городе нет, — показывает председатель БАЭС. — Подобные аварии могут случаться на магистрали, местном проезде, во дворе… Точечно проблему не решить. Иначе это было бы слишком просто — уложить очередной «спящий полицейский». Хотя каждое громкое происшествие порождает некую реакцию городских властей: после гибели мальчика на улице Панченко территории всех школ огородили, трагедия на улице Шевченко вызвала массовое обустройство полуостровков и искусственных неровностей, когда сбили девочку-подростка на улице Железнодорожной, начали вырубать деревья для улучшения обзорности.

Желтым отмечены ДТП с пострадавшими детьми, красным — с погибшими. 2011—2015 годы. Данные БАЭС

По мнению экспертов, реальная борьба с детской аварийностью все же связана с влиянием на широкий ряд факторов. За первые полгода 2016-го каждое второе происшествие с несовершеннолетними случалось на пешеходных переходах (треть из них — на регулируемых ПП). Значит, нужно сконцентрировать внимание на местах, оборудованных для пересечения проезжей части.

— Заметим, что в основном дети были ни при чем (единичные случаи, когда они пересекали дорогу на запрещающий сигнал), — обращают внимание специалисты. — Есть ряд особенностей перемещения детей. Они идут через дорогу не так, как взрослые, их не видно из-за припаркованных автомобилей и так далее. Все это говорит о том, что никто не проектирует пешеходные переходы с точки зрения детской безопасности. А в Швеции проводят специальный аудит. Проектировщик должен ответить на 12 специальных вопросов: могут ли тут быть дети? В какое время суток? Видны ли? Все ли понятно?..

Но это частности. Сейчас речь идет о более глобальных, градостроительных ошибках, которые влекут за собой ДТП. Нередко детей вынуждают каждый день перемещаться через опасную зону. Однажды факторы складываются негативным образом и происходит трагедия, которую мусолят долгие месяцы.

На улице К. Туровского (возле микрорайона Маяк Минска) построили прекрасное здание школы. Однако оно отделено от жилого квартала шестиполосной (!) магистралью. Вспомните, в советское время типичная застройка — это жилой квартал, внутри которого размещались школы и детсады. В результате 90% детских перемещений приходилось на это пространство и не было связано с выходом на улично-дорожную сеть.

В одночасье все изменилось — дети не только пересекают оживленные улицы, но и ездят в школу с другого конца города. Это следствие родительской заботы, которая требует дать ребенку хорошее образование и направляет в гимназию попрестижнее, но подальше от дома.

Первое детское ДТП на недавно открытой улице К. Туровского уже произошло. В апреле там сбили девочку, которая с одноклассницей, по словам очевидцев, пересекала дорогу на запрещающий сигнал светофора. Скажете, сама виновата? А эксперты смотрят на проблему по-другому: «Пострадавшая — 2002 г. р. Это возраст, когда за детьми не так следят и предоставляют бóльшую свободу. Куда спешила девочка? Очевидно, по маршруту школа — дом — школа. Почему не дождалась зеленого? Так приоритет у автомобилей».

— Не нужно быть провидцем, чтобы предсказать: подобные аварии могут случаться в этом месте еще, — прогнозирует Юрий Важник. — Вернемся к тезису, высказанному в начале разговора. Когда общались с родителями детей, которые учатся в этой школе, спросили, пользуются ли они смартфонами. В ответ смех: у некоторых по два-три девайса! Мы предлагали: информируйте о проблемах — для этого создано приложение БАЭС-локатор. Однако ни одного сигнала от родителей учеников данного учебного заведения не поступило. Их все, вероятно, устраивает. А ведь место аварийное...

Еще одна неприятная минская тенденция — увеличилось число детей, попадающих в ДТП при движении на велосипедах. Этот общегородской тренд не обошел несовершеннолетних. Самый громкий случай 2016-го произошел на улице Железнодорожной: погибла 15-летняя девочка-подросток.

— Несмотря на всю трагичность ДТП, его следует отнести к числу характерных, — говорит председатель БАЭС. — Наш анализ показывает, что чаще всего в авариях с участием детей фигурируют грузовик (фургон, микроавтобус) и иногородний водитель, совершающий некий маневр. Так было и в этом случае.

Разумеется, все эти наблюдения обещают взять на карандаш. Так, по решению городских властей в каждом районе Минска сделают что-то вроде идеальной школы с точки зрения дорожной безопасности. Обычно алгоритм следующий: детальное исследование факторов — анализ — выбор конкретных мероприятий. Где-то предложат организовать пикап-зоны, где-то — обустроить тротуар, где-то — установить делиниаторы.

— Основная сложность не в выработке конкретных мер, а в определении ответственной структуры, — рассказывают специалисты ассоциации. — Мероприятия разнообразные и требуют участия нескольких служб города. Необходим оператор, который бы координировал действия. Пока его нет, решено действовать через администрации районов, однако это еще не стало панацеей. На улице Азизова, где начат первый пилотный проект, реализованы меры на территории самой улицы. А вот внутри квартала, увы, ничего осуществить не удалось, причем как раз из-за размытой ответственности и отсутствия мотивации.

То, что не все заинтересованы решать детские проблемы, хорошо заметно по игровым площадкам. Часто это наследие советского прошлого, которое каждую весну покрывают толстым слоем краски поверх ржавчины. Пара качелей, горка и песочница.

Далеко ходить не надо. В центре города, на улице Кирова (недалеко от железнодорожного вокзала), есть вот такая игровая площадка: железная машина и крошечная песочница в окружении нескольких десятков автомобилей. Кажется, особые комментарии в данном случае не нужны — тут власть водителей, а не детей.

— По нашим наблюдениям, родители готовы преодолеть немалое расстояние до хорошей детской площадки. Так может, для начала организовать на квартал одну, но хорошую и безопасную? Непременно с зеленью, чтобы летом можно было спрятаться в тенек, и достаточно просторную, — предлагает председатель БАЭС.

Примечательно, что в Польше и Германии площадки огорожены забором, даже если вокруг парковая зона и нет машин. Зачем? Лишние деньги? Нет! Ну хотя бы потому, что велосипедист тоже может представлять опасность для быстро перемещающегося ребенка.

— Наша идея — организовать нечто подобное на школьных территориях, чтобы минимизировать затраты, — продолжает Юрий Важник. — Но мы снова сталкиваемся с вопросом: кто будет отвечать за это? У многих городских структур нет мотивации. Получается, нет площадки — нет проблемы. А так кто-то должен следить, убирать, решать другие вопросы.

Однако не все так безнадежно, как может показаться. Если действовать по правильным лекалам, то будет эффект, уверены эксперты. Достаточно посмотреть на опыт западных систем. К слову, лучшие образцы решений для безопасности детей реализованы там, где есть самоуправление, кондоминиумы. В Минске они тоже имеются.


Признаемся, самое тяжелое для журналистов Onliner.by — сообщать о происшествиях, в которых пострадал или погиб ребенок. За сухим цитированием сводок — эмоциональные обсуждения внутри редакции: как можно было предотвратить ДТП, что не так, когда улицы и дворы станут безопасными для детей. Постойте, а что чувствует водитель? Наверное, уже трижды проклял сам себя. Худшего наказания, чем такой моральный груз, не придумаешь… Мы сообщаем о таких случаях в первую очередь, чтобы обратить внимание общества на проблему, предупредить родителей, бабушек-дедушек, старших братьев-сестер и тем самым предотвратить подобные происшествия. С самых первых дней существования раздела «Авто» у нас был заведен специальный тег, по которому можно найти все публикации на эту тему. А одна из первых наших статей была посвящена именно детской безопасности на дороге. Мы и впредь намерены уделять не меньше внимания данной проблеме — независимо от того, каникулы у детей или обычные школьные будни.

Автокресла в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by