«Мама, а папу заберут?» История происшествия, которое может обернуться еще одной трагедией

08 сентября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков, Александр Никонов

«Мама, а папу заберут?» История происшествия, которое может обернуться еще одной трагедией

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков, Александр Никонов

Эту семью, воспитывающую пятилетнюю дочь, судьба отправила в нокдаун, а потом в нокаут. Сначала у Елены и Сергея Борисенко сгорел дом, они остались без жилья… И снова сокрушительный удар: через полгода мужчина, работающий шофером самосвала, совершил переезд человека (именно такую формулировку использовали эксперты). Судя по их заключению, молодая женщина находилась в горизонтальном или близком к тому положении. Девушка погибла в свой день рождения на свалке (что она там делала?), а в отношении Сергея возбудили дело по водительской статье 317 УК. История происшествия, которая грозит превратиться в еще одну трагедию для обычной семьи из Ратомки.

— Все произошло в обычный рабочий день, 22 декабря прошлого года, — вздыхает Сергей Борисенко. — Моей задачей было вывозить строительный мусор с завода. Разгружался на полигоне «Тростенецком», который находится возле поселка Сосны (Минский район). С утра на служебной спецмашине MAN сделал три рейса. Регулировщик показал, куда ехать. Когда открывал борта, обратил внимание на женщину то ли в синем, то ли в фиолетовом плаще [впоследствии ее признают свидетелем — прим. Onliner.by].

Сергей Борисенко

Несмотря на декабрь, шел дождь. Сразу несколько свидетелей отмечали, что на площадке было много грязи. Подъезд периодически подсыпали, чтобы машины могли выехать, но это не помогало. В частности, в судебных материалах есть ссылка на слова регулировщика: «…бульдозеры не успевали убирать. На выгрузку запускались по две машины, поскольку на полигоне была грязь, машинам негде было развернуться. Грязь в тот день была выше колена, и, когда машина выезжает пустая, очень трудно выехать с первого раза».

Именно поэтому, по словам Сергея Борисенко, он некоторое время ждал, пока дорогу освободит другой автомобиль. А вот что случилось потом, совершенно не ясно.

— Перед тем как тронуться, я выходил из кабины, чтобы закрыть борта, и специально посмотрел, нет ли кого-нибудь впереди, — вспоминает водитель MAN. — Потом сел в кабину, подождал, пока пройдет второй самосвал. Затем взглянул в зеркала заднего вида, убедился, что та женщина в плаще стоит на безопасном расстоянии, и тронулся. Старался двигаться по колее.

На выезде с площадки его остановил другой водитель и сказал, что под колесом кто-то лежит. Этот свидетель также был допрошен во время суда: «Движение заметил прямо посередине, под бампером, между колес. Изначально думал, что пакет какой-то или мешок. Присмотревшись, увидел, что это человек, который пытался под машиной подняться, но не мог, потому что была грязь. Автомобиль ехал очень медленно, и человек под ним двигался. Когда машина чуть приостановилась, человек начал подниматься и пытался выбраться, были видны руки, но автомобиль тронулся — и человека придавило».

Очевидец старался просигнализировать: моргал фарами и сигналил. Однако реакции не последовало. Свидетель признал, что сигнала в машине почти не слышно, а поскольку горел ближний свет, то моргание дальним водитель (Сергей Борисенко) мог не заметить.

Погибшей оказалась 24-летняя девушка. По трагическому совпадению она скончалась в собственный день рождения. Раньше работала на этом полигоне сортировщицей отходов, потом уволилась. Но как оказалась на закрытой территории?

Был допрошен руководитель полигона. Он четко пояснил: «Официально нетрудоустроенные лица не имеют права находиться на полигоне. Работникам предприятия выдается синяя форма. Они не должны находиться в непосредственной близости от автомобиля, когда тот разгружается. Посторонним лицам нахождение на территории полигона запрещено, о чем размещены объявления».

Водитель, выступавший свидетелем, не видел, как погибшая оказалась под колесами. Очевидец предположил, что девушка могла идти возле машины и переходить (произнести слово дорогу язык не поворачивается) перед капотом. Он отметил: «При таких обстоятельствах физически невозможно было ее заметить, даже если бы человек стоял в метре от машины».

Вторая свидетельница (та самая женщина то ли в синем, то ли в фиолетовом плаще) была допрошена во время предварительного следствия. По ее словам, сама она находилась с одной стороны автомобиля, а погибшая девушка — с другой, в десяти метрах от задней оси.

— Закончив выгрузку отходов, водитель очень медленно начал движение в сторону дороги, ведущей к выезду с площадки, — пояснила следователям женщина. — После того как водитель отъехал от площадки, обратила внимание на землю возле задних правых колес, где в грязи что-то шевелилось. Присмотревшись, увидела человека, в левой руке которого был пакет стального цвета. Автомобиль продолжил движение, а потерпевшая несколько раз пыталась поднять голову и шевелила ногами, после чего ее движения прекратились.

Как двигалась девушка непосредственно перед происшествием, в каком темпе и направлении, свидетельница не видела.

Отметим, что в крови погибшей этиловый спирт обнаружен не был. Водитель также в момент происшествия был трезв. Сразу после случившегося Сергей Борисенко находился в шоковом состоянии. «Когда понял, что произошло, стало не по себе. Потом приехала скорая, милиция», — вспоминает мужчина.

Многое зависело от выводов комплексной экспертизы (в нее включены судебно-медицинская, трасологическая и автотехническая). Процитируем часть заключения: «С учетом повреждений и обуви, а также локализации и характера повреждений на теле, следует заключить, что имел место переезд через тело, в момент которого потерпевшая находилась в горизонтальном или в близком к нему положении».

Эксперт, проводивший судебно-медицинскую экспертизу, подтвердил: «Признаков, характерных для наезда, установлено не было». Это не игра формулировок, а принципиальный момент. Наезд — это столкновение движущейся силы с человеком, находящимся в вертикальном положении или близком к нему. Переезд — сдавливание между двумя плоскостями, в данном случае — между колесами автотранспорта и дорожным покрытием, соответственно, человек находится в горизонтальном или близком к нему положении, сказано в судебных материалах. При этом установить место первоначального контакта и положение погибшей не представилось возможным.

Проводились два следственных эксперимента (15 апреля и 17 мая этого года). Однако суд отказался признать протоколы допустимыми доказательствами. Причина примерно одна и та же: дорожное покрытие и погодные условия не соответствовали тем, что были 22 декабря 2015-го.

Водителя MAN обвинили в игнорировании нескольких пунктов ПДД. Однако суд пришел к выводу, что Сергей Борисенко грубо нарушил лишь два: п. 87 (при выборе скорости движения водитель должен учитывать ограничения скорости, а также интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения) и 87.2 (при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства).

— В служебных автомобилях установлен GPS-датчик, благодаря которому удалось определить скорость моего автомобиля. Она составляла всего 7 км/ч, — объясняет Сергей Борисенко. — Если бы я ехал медленнее, то просто завяз бы в грязи. Женщину, попавшую под колеса, я не видел и даже не знаю, откуда она взялась. Я вообще не представляю, что мог сделать в той ситуации!

Водитель MAN в суде вину не признал. «Моя позиция такая. Я виноват лишь в том, что находился в тот момент в кабине. Никаких предупреждающих звуковых сигналов не слышал», — говорит мужчина.

Потерпевшей по делу была признана родная сестра погибшей. На суде она рассказала, что сестра в последнее время проживала в одной из деревень Минского района вместе с сожителем. У нее была дочь 2008 года рождения. Однако в связи с тем, что женщина злоупотребляла спиртным, ее лишили родительских прав (на основании жалоб и требований потерпевшей по делу). Девочку удочерила приемная семья.

Сестра погибшей заявила претензии морального характера к владельцу источника повышенной опасности (предприятию, на котором работает Сергей Борисенко) в размере 45 тысяч (450 миллионов) рублей. Ссылалась на сильные нравственные страдания и психические переживания.

— Все это время я ломал голову, как девушка оказалась под колесами, — признается Сергей Борисенко, у которого водительские права с 1984 года. — Почему находилась в горизонтальном положении? Откуда взялась вообще? Я ведь ее не видел. Спереди автомобиля никаких потертостей не обнаружили. Эксперты осмотрели всю машину — ничего не нашли. Неужели она как-то сбоку подлезла? С адвокатом предполагаем, что она стояла в паре шагов от автомобиля. Но в этом случае я ее не мог видеть: ближайшая обозримая точка с сиденья водителя — два метра.

— В деле лично для меня много вопросов, — к разговору эмоционально подключается Елена Борисенко, жена обвиняемого. — Например, в соцсети погибшая девушка за два года до случившегося писала: „Как больно понимать, что на этом свете никому не нужен…“ Да, потом были более жизнерадостные сообщения.

Но возникает вопрос: что делала молодая женщина в день рождения, когда многие ощущают себя одинокими и приходят грустные мысли, на свалке? Было ли происшествие случайным? А как вообще оказалась на закрытой территории? Понесет ли кто-то за это ответственность?

Выслушав стороны, суд Заводского района Минска признал водителя MAN виновным и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на полтора года с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения и лишил водительских прав на пять лет. Кроме того, постановил взыскать с предприятия (владельца MAN) в пользу сестры погибшей моральную компенсацию в размере 5 тысяч (50 миллионов) рублей.

Только не думайте, что точка в этой истории поставлена. Приговор не вступил в законную силу, и Сергей Борисенко пока находится на свободе. Сразу три стороны подали апелляции: сам водитель, прокуратура и потерпевшая (сестра погибшей). Каждый добивается своего. Шофер MAN — оправдательного приговора, сторона обвинения — признать водителя виновным в несоблюдении еще трех пунктов ПДД, сестра погибшей снизила свои требования. Теперь она просит взыскать 20 тысяч (200 миллионов) рублей. Хотя моральный вред придется выплачивать предприятию, но водитель уверен, что это бремя ляжет на него: «Вероятно, мне выставят регрессный иск, и придется компенсировать из своего кармана».

Подчеркнем, что речь идет о небогатой семье, которая по совпадению полтора года назад осталась без жилья. Дом в поселке Ратомка, где они жили, полностью выгорел. Вместе с вещами, мебелью и техникой.

— В то время я был в рейсе, тогда еще работал дальнобойщиком, — вспоминает Сергей Борисенко. — Жена, дочь и теща, к счастью, успели выскочить. В чем были…

Причиной возгорания назовут стандартное «замыкание электропроводки». Останки дома (он принадлежал теще Сергея) пришлось разобрать, чтобы оформить акт гибели и стать на очередь на маневренное (временное) жилье.

— Пока живем в бане, соорудили пристройку… — говорит Елена Борисенко. — Половина выплаченной страховки ушла на разбор дома: пришлось заказывать технику. Денег не хватило, и нам собирали всем поселком. В результате оказались должны людям около $1600 в эквиваленте, к тому же оформили кредит на 10 миллионов (неденоминированных) рублей. У нас же ничего не осталось: выбежали в чем были. Ни одежды, ни мебели…


 

Стратегию поведения в суде водитель выбирал вместе с адвокатом. Защитник объяснила: поскольку вы гражданин России (хоть и имеете вид на жительство в Беларуси), то не вправе рассчитывать на так называемый условный срок. Возможно, это также предопределило приговор. Впереди рассмотрение дела в городском суде. Но душу Елены Борисенко уже терзают вопросы: «Что я скажу Наденьке, которой сейчас пять лет? Куда делся папа? Как выплачивать долг и кредит? Как жить?»

Автомобильные видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by