221
11 сентября 2016 в 8:00
Источник: Андрей Оставненко. Фото: Андрей Оставненко

По Грузии на «минскаче»-эндуро: 2000 километров на пути к горным красотам

В 2013 году я впервые сел на мотоцикл и познакомился с интересными ребятами из мотосообщества. Именно мотопутешествия привлекли меня более всего. Про Грузию я слышал много позитивных отзывов и решил ехать именно туда — и обязательно на мотоцикле. Желая покататься по горам, я понимал, что мне необходим мотоцикл класса эндуро-турист (первый мой мотоцикл был класса спорт-турист). На следующий сезон я присматривался к Minsk TRX 300 и попробовал его на тест-драйве, а в феврале 2015-го решился на покупку. И вот этим летом опробовал его в боевой обстановке — во время тура в Грузию.

Я целенаправленно готовился к путешествию по Грузии: дорабатывал и настраивал мотоцикл, купил инструмент и расходные запчасти, изучал строение узлов и их ремонт. За год я избавился от всех болезней мотоцикла и основательно подготовился. Хотя за неделю до выезда вдруг начали лопаться спицы в колесе, вышло из строя реле регулятора напряжения и отказали задние тормоза. Я принимал риск, что, скорее всего, сломаюсь в дороге, но, по рассказам бывалых путешественников, это нормально: мол, поломка — возможность узнать новое и познакомиться с интересными людьми. Для поддержки я подключил брата (у него были необходимые ресурсы и контакты на всякий случай). Он постоянно был на связи как оператор, следил за моими передвижениями в режиме онлайн.

К моменту выезда на одометре мотоцикла было чуть более 10 000 километров. Изначально мой маршрут был рассчитан так, чтобы провести 11 дней в Грузии и 4 дня в пути (из Москвы, откуда я стартовал, до Грузии около 2000 километров).

Выехал я в начале июня. Первый день в пути был самым скучным: Москва — Ростов-на-Дону (1100 километров, 14 часов) — трасса хорошая и ровная, но смотреть не на что. Технические особенности мотоцикла таковы (250cc), что максимальная комфортная скорость составляет 100 км/ч, а с учетом остановок каждые два часа средняя скорость получалась не более 85 км/ч.

Во второй день уже чувствовалось приближение Кавказа: солнечные поля подсолнухов и заниженные Lada Priora на неровных дорогах. С улыбкой подъезжал к красавцу-Пятигорску, чтобы увидеть присевшего на корточках Жорика. Когда я приближался к Владикавказу, горный хребет уже издалека показал свое величие. Поразила мощью бурная река Терек.

Третий день — начало путешествия по Грузии. Интересная граница между этой страной и Россией: нейтральная территория находится прямо в колодце Дарьяльского ущелья. Въезд и выезд — через тоннели. До Тбилиси — 200 километров. Звучит как будто близко, но дорога заняла шесть часов — и не только потому, что «медленная», она еще и очень красивая.

Военно-Грузинская дорога является единственной официальной, ее дублирует множество серпантинов среди гор и вдоль рек. Хотелось останавливаться на каждом повороте и любоваться. Местная особенность — за поворотом могут загорать коровы или гулять бараны, можно попасть в глубокие ямы или в одном месте встретить все вместе взятое.

У подножия горы Казбек есть городок Степанцминда. По пути к церкви на высоте 2170 метров я завалился: не осилил крутой подъем на мотоцикле, не хватило опыта и мощности мотоцикла. Бросил Minsk и дошел пешком за час, в итоге ноги просто горели. На вершине были и вода, и прохладный ветер, и панорамный вид на город.

Там же я познакомился с ребятами-мотоциклистами из Москвы, они были на мотоциклах класса супермотард (эндуро с шоссейными колесами). Оказалось, что маршруты у нас похожи, и мы решили пересечься в Тбилиси для совместного путешествия. На Военно-Грузинской дороге, которая сама по себе является достопримечательностью, голова крутилась (как и кружилась) от красоты. На пути следования были холодные перевалы и мощные крепости, мокрые тоннели и высокие мосты.

К вечеру я добрался до Тбилиси и уже купался в местных «вонючих» банях, гулял по старым улочкам, дегустировал вино и сладости. На проспекте Руставели близ фонтана пообщался с местными байкерами. Как по мне, мотосообщество в Грузии развито слабо, но необходимые контакты для прохождения ТО я нашел и заручился поддержкой мотоклуба.

Через день по всей Грузии прошли дожди, и дороги в горные деревушки Шатили и Дартло стали труднопроходимы. Пришлось менять маршрут: поехали с ребятами по асфальтированной дороге в сторону моря до Батуми. По пути заехали погулять по пещерам близ Кутаиси. Несколько раз ребят догоняла полиция — очень даже дружелюбные, но принципиальные полицейские выписали штрафы. Я заехал не в курортный сезон, и пляжи были пустыми. Прошелся по всему побережью Батуми, искупался и погрелся, послушал песни и танцы в парках, испил чачи, в конце концов.

В хостеле, где мы остановились, был мотоциклист, старый дядька из Англии, который держал путь в Монголию. Такие встречи всегда затягиваются на несколько часов в обсуждении дорог. Еще встретился заросший голландец на велосипеде с прицепом солнечных батарей. На следующий день я уже рвался в горы — в Сванетию крутыми серпантинами. Повороты там настолько частые, что каждые полчаса пришлось останавливаться на отдых. Ужинал я в поселке Местиа на балкончике с видом на средневековые сванские башни, со всех сторон окруженные горами.

На обратном пути следующим утром навстречу ехала другая группа из двух байкеров: один из Болгарии, а другой из столицы Бельгии. Прямо на дороге мы обменялись историями и контактами — теперь наблюдаем друг за другом через Facebook.

Когда летишь по дороге вдоль побережья Грузии, будто едешь по Италии: Озургети, Лаитури, Шекветели, Мамати, Журнати. Впереди нас ждала горная дорога вдоль границы с Турцией — Трансаджарская трасса. В день выезда у одного из ребят на Suzuki сел аккумулятор, с толкача завести не смогли. Нужно было разбираться, но ближайшее место, где могли бы помочь, — Батуми или Тбилиси. И по счастливой случайности среди новых знакомых путешественников, приехавших к месту нашего ночлега в автодоме, нашелся электрик со всем необходимым инструментом на борту. Через час тестирования мотоцикла пришли к выводу, что проблема, скорее всего, в генераторе. Повалили байк на землю, разобрали двигатель — и увидели почерневший генератор.

Расстройство да и только: генератор под замену. Только вот где же взять такой? Пораскинув мозгами, решили оборвать одну из трех фаз и отключили фару. В итоге генератор выдавал необходимую мощность и крутился еще несколько тысяч километров.

Выехали мы только следующим утром. По пути искупались под горным водопадом: жара же.

Трансаджарская трасса имеет протяженность всего 160 километров, но только половина ее асфальтирована. Дорога очень красивая и очень тяжелая: огромные булыжники, брод и ямы. Я боялся, что от тряски у меня просто развалится мотоцикл: подвеска работала на отбой. Бо́льшую часть я проехал стоя: так и подвеске легче, да и мне комфортнее (правда, напряжение в ногах чувствовал еще неделю).

Моя максимальная скорость была не более 30 км/ч, ребята гнали 60 км/ч (подвеска позволяла прыгать), попутные машины плелись почти пешком. Наконец мы достигли высокого и прохладного перевала Годердзи — моя растаявшая в кармане шоколадка застыла. От сильного ветра там все дома косые, а горные ручьи бирюзовые. Такую красоту нужно видеть.

Уставшие, к вечеру мы добрались до Вардзии (пещерный монастырский комплекс XII века). Было приятно сознавать, что самый тяжелый участок пройден без поломок. Мы наслаждались вечером. Я проверил узлы мотоцикла. Раскрутились только крепления для кофра и противотуманок (дополнительный свет).

Затем мы двинулись в сторону Боржоми, чтобы отведать воды из лечебных источников. Со мной случилась неприятность: не доехав до пункта назначения буквально 10 километров, мотоцикл заглох, и из-под бака ручьем полилось топливо. Так как ребята ехали впереди, они не сразу заметили, что я отстал. Тут же подъехала полицейская машина, а через несколько минут остановились байкеры — семейная пара из Польши. Совместными усилиями мы разобрали верхнюю часть мотоцикла и заменили хомут патрубка бака (не выдержал пятичасовой трансаджарской тряски). С поляками я разговаривал на белорусском, худо-бедно понимали друг друга. Как раз когда исправили проблему, подъехали мои ребята, и мы продолжили путь, чтобы попить «Боржоми». Нам попался горячий источник воды — так себе удовольствие.

Ну а вечером мы были уже в Тбилиси. Мы засобирались домой, а к ночи поступила информация, что Военно-Грузинская дорога закрыта. Оказалось, из-за дождей 900-метровый участок близ границы просто смыло. На следующий день стало понятно, что работы по восстановлению будут идти как минимум две недели. Объезжать через Южную Осетию или Абхазию — не вариант. Решили сделать крюк в 1500 километров через Баку — Дагестан — Грозный — Владикавказ.

В итоге я проехал более 7000 километров. Комфортный режим: 500 километров в день и затем день отдыха. У моря я был три дня, так как не сиделось и хотелось в горы. Путешествуя на мотоцикле, я чувствовал дорогу, каждый ее изгиб, я слышал запахи, ощущал изменения температуры и приближение дождя — на машине так не получится. Конечно, я устал, но получил море впечатлений. Каждый выбирает свой путь.

Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если вы считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Туристические навигаторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: Андрей Оставненко. Фото: Андрей Оставненко
ОБСУЖДЕНИЕ