UPD
16 сентября 2016 в 15:57
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

Первую белорусскую «умную остановку» открыли в Гомеле. Мы посмотрели, что она умеет

Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

В Гомеле открыли первую в Беларуси «живую» интерактивную остановку. Недавно ее показывали на выставке, теперь же этот образец окунули в реальную жизнь областного центра. Мы взглянули, что из богатого заявленного потенциала удалось реализовать. Проверили, как это работает.

Павильон, созданный «Белкоммунмашем» по заказу и разработкам компании «АйТиПроектСтрой», установлен в центре города, на остановке «Фабрика „8 Марта“». Здесь самое оживленное движение общественного транспорта.

Собственник сооружения — «АйТиПроектСтрой». Здесь полны идей по использованию остановки, считают, что она сама может на себя зарабатывать. Получается, что для города все это не стоило ни копейки.

Внутри расположены два экрана, снаружи еще один. На двух планируют транслировать рекламу, за счет нее остановка сможет зарабатывать. Пока клиентов ищут, на мониторе крутят виды Гомеля, а также выводят изображение с камер наблюдения — детворе нравится.

Примечательно, что на этой же остановке два года назад уже разместили частное табло на столбе. Оно успешно работает — помимо рекламы, транслирует строку с временем прибытия транспорта. Как выяснилось, на свое существование и на масло для хозяина этот экран вполне зарабатывает.

Один экран внутри остановки сенсорный, на него выведены карта и список маршрутов всех видов городского транспорта с сайта «Гомельоблпассажиртранса». Можно задать точку, узнать, на чем туда доехать. Также в реальном времени видно, через сколько минут на этой остановке появится троллейбус, автобус или маршрутка. (Вообще-то, то же самое можно увидеть и с телефона.) Это в теории: пока экран подтормаживает, к нему надо приноровиться. Представители «АйТиПроектСтроя» не унывают, рассказывают, что система будет совершенствоваться, а на экран можно вывести что угодно, хоть игрушку.

Остановка закрыта с трех сторон. Имеется платежный терминал. Говорят, что сиденья тут с подогревом — надо дождаться холодов. «Маловато места, — гомельчане примеряют новинку к своим насущным надобностям. — От дождя сколько тут народу спрячется?»

Некоторые переживают, что «арт-объект» проживет недолго, засекают время прибытия вандалов. Знатоки ночной жизни Гомеля скептически оглядывают темные углы остановки — найдутся, мол, желающие сделать там свои темные дела. Пожилая женщина с тележкой волнуется, пробует ногтем темный поликарбонат: «Есть же дураки, которые испортят...» Когда указывают на камеру под потолком, немного успокаивается.

Создатели остановки подчеркивают, что большое внимание уделили именно антивандальным решениям. Нет, экран не отодрать, витебское КБ «Дисплей» обеспечило мониторы с антивандальным стеклом. Да, поликарбонат прочный, еще будет покрыт пленкой... Вообще-то, и Гомель уже не тот, что много лет назад.

По словам авторов проекта, 90 процентов материалов — отечественные. Питаться электричеством остановка может как от стационарной сети, так и от собственных солнечных батарей.

В то же время многие из заявленных функций остановки пока так и остаются нереализованными. Wi-Fi теоретически здесь может быть (как, впрочем, он может быть у любого объекта, даже у церкви), но пока не получены необходимые согласования. Имеется панель с кнопкой вызова милиции, но не подключена. Голосовое оповещение о прибывающем транспорте может быть, но не работает. Розеток для телефонов и компьютеров не обнаружено.

Все решаемо, уверяют в «АйТиПроектСтрое», для которого Гомель стал по сути полигоном, остановка хороша тем, что допускает апгрейд. Помимо установленных в опытном образце функций, в теории доступны также климат-контроль, санитарный модуль, возможно закрытое исполнение с кондиционером, теплым полом и так далее.

Портативные аккумуляторы в каталоге Onliner.by