12 октября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Битва современных автомоек: защитная, самая скоростная или «сухая»?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

На некоторых мойках говорят, мол, если не хотите, чтобы покрытие вашей машины поцарапалось, — лучше на ней не ездить, а хранить в гараже. Уверяют, что во время движения по дорогам кузов получает больше царапин, нежели на любой мойке: обычной, бесконтактной или даже с помощью протирания специальными растворами. В последние годы в столице появилось немало альтернатив стандартным пене с губкой. Onliner.by решил выяснить, что собой представляют самые передовые технологии в этой области, применяемые в Минске.

Защитная мойка

В конце июля в Минск привезли технологию под названием ProtectorCarWash. Изначально она была разработана для ухода за керамическими лаками, но впоследствии ее стали рекомендовать и для ухода за машинами старше двух лет. «Если сильно не вдаваться в химические и физические тонкости процесса, то можно сказать, что финишный консервант („воск“ или осушитель) заполняет микроцарапины поверхности, придавая кузову гидрофобность и высокую степень глянца, — рассказали представители одной из столичных компаний, которая первой стала работать по технологии. — В этом и есть главный плюс. Лоск теряется из-за химического выгорания, осадков, воздействия ультрафиолета. В итоге после мойки машина становится не просто чистой — ЛКП приобретает обновленные свойства».

Технология по сути — это набор химических составов. «Первый — щелочной — устраняет органические загрязнения (например, частицы, оставшиеся после попадания насекомых, жиры, смолы, пыльцу) и используется для предварительной мойки, — раскрывают подробности представители компании. — Второй — кислотный — очищает покрытие от неорганики, врезавшейся в лак за счет динамики, а также убирает водный камень, шлаки, дорожные реагенты. Он же ответственен за осветление лака и устранение статических загрязнений».

Немногие автовладельцы знают, что частицы грязи могут липнуть к кузову из-за магнитного взаимодействия: у кузова минус, у грязевых частиц — плюс. Если химия не разрывает эту связь, то любое протирание тряпкой оставит на кузове царапины. Особенно это могут заметить владельцы современных японских машин — их поставляют с самыми мягкими лаками и тонкими слоями покраски. При специальном освещении теплого типа эти еле заметные царапинки легко разглядеть.

В комплексе с кислотными шампунями иногда используют растворители, но в технологию защитной мойки их применение не входит. «Итак, третий состав — осушитель, — дополнили сотрудники компании. — Ранее подобные растворы называли „воском“, хотя они таковыми не являлись. „Воск“ представляет собой статик для пыли, да и в принципе не дешев. Осушитель, применяемый в ProtectorCarWash, разрывает водную пленку и одновременно оказывает консервирующий эффект, дает глубокий глянец, заполняя микроскопические неровности самого лака. На всех этапах необходимо воздействие направленного потока воды, потому технология может быть доступна только на ручных мойках».

Мы проверили действие защитной технологии на кузове испытуемой Kia. Спустя три дня после мойки кузов не потерял гидрофобности — то есть дождевая вода не оставалась лежать на поверхности пленкой, а сбивалась в большие капли, которые сдувало ветром при разгоне. Особенно удобна обработка лобового стекла — щетки во время осенней мороси можно не включать. По заверениям сотрудников компании, защитную мойку можно чередовать с обычной без потери свойств.

Самый скоростной «туннель»

Автоматические мойки получили довольно широкое распространение, хотя до сих пор не могут преодолеть стереотип недоверия. Чаще всего в «туннель» заезжают водители спешащие, ориентированные в первую очередь на скорость. На фоне других выделяется мойка на выезде из столицы, где прохождение всех этапов занимает чуть менее четырех минут. По статистике фирмы, за 16 месяцев они успели обслужить 36 тысяч машин. Как работает система?

«Все начинается с очистительных сооружений для воды, — описывает технологию руководитель комплекса. — Их используют для того, чтобы исключить попадание на кузов солей из водопровода: нежелательные примеси могут вступить в химическую связь с элементами моющей химии. В итоге может появиться налет. Попадая на линию, автомобиль вначале проходит через арку предварительного отмачивания (она не входит в систему, купленную минчанами у американского поставщика, а была установлена дополнительно. — Прим. Onliner.by). Активная пена должна вступить в реакцию с грязью. Машина движется на салазках и попадает на линию промывки дисков и шин. В состав раствора входит как кислота, так и щелочь, дозатор автоматически определяет соотношение активных веществ. Таким образом мы исключаем человеческий фактор, ошибки в разведении компонентов. Согласитесь, есть разница от воздействия, например, на хром при растворении кислоты в соотношении 1 к 500 и 1 к 50».

«Далее в дело вступает пена. Она покрывает кузов, одновременно размягчая щетки из микрофибры, — показывает мужчина. — Затем наносится ополаскиватель, который снимает пену и ускоряет сушку. После автомобиль попадает под струи тефлона, призванного защитить ЛКП, и „воска“, придающего блеск. Финальная стадия — сушка».

Описание технологии слегка затянулось. В этом случае проще испытать, чем понять устройство. Отправляем Renault на линию и засекаем время. Вскоре лобовое стекло полностью покрывается пеной, приходится умерить любопытство. Обзор вновь отрывается только при ополаскивании. Наблюдая, как последняя капля медленно поднимается вверх по стеклу, а сотрудники мойки протирают остатки воды, нажимаем кнопку таймера. На экране — 3:47.

Мы не могли не затронуть проблемы и мифы, о которых говорят водители, объясняя свое недоверие к «туннелям». Какова вероятность, что автомобиль выпадет из салазок?

— Не будем скрывать, подобные случаи бывают, но до столкновения с конструкцией оборудования не доходило. Чаще всего из салазок выпадали Toyota Land Cruiser — в них срабатывает автоматическая система доворота колес, — отмечает руководитель комплекса. — Каждый раз наши сотрудники, знающие о проблеме, успевали нажать кнопку, останавливающую процесс (такая предусмотрена на каждом этапе мойки). Мы просим клиентов отключать эту функцию (с помощью кнопки или в меню). С другими моделями подобных проблем не возникало. Также заметим, что наша система работает на гидравлике, фотоэлемент только один — при въезде автомобиля на линию. Считаем, чем больше датчиков, тем более опасна мойка — их может закрыть пена или прилипший лист, тогда повреждений не избежать.

— Существует мнение: если остановить процесс прямо перед сушкой, выехать из «туннеля» и дать машине просохнуть естественным путем, то на кузове можно будет обнаружить разводы, что свидетельствует о недостаточной чистоте. Так ли это?

«На наш взгляд, разводы могут оставаться из-за нефильтрованной воды, взятой из водопровода. Например, есть вода с повышенной кислотностью. При добавлении в нее шампуня может произойти химическая реакция, результатом которой станет соляной осадок. Именно он и образует налет»

— В нашей практике был подобный случай — отказал один из резервуаров очистного сооружения. Белые соляные капли стали видны сразу после того, как машина выехала из «туннеля». Мы оперативно устранили неисправность и вновь помыли автомобиль — загрязнения исчезли. Насколько нам известно, не все мойки устанавливают очистные сооружения для воды, так как считают их слишком дорогими.

— Достаточно ли четырех минут, чтобы качественно помыть машину?

— Мы можем варьировать время. В процессе настройки экспериментировали: от 2,5 до 10 минут. Вышло, что оптимальное значение — именно 4, так сказать «золотая середина». Таким образом, мы можем обслуживать 50 автомобилей в час. Однажды мы попытались посчитать: что было бы, если бы все наши работы были переведены в ручной режим. Вышло, что для рентабельности стоимость мойки составила бы 500 тысяч. Это слишком много.

Слева — микрофибра после прохождения 70 машин. Справа — очищенная

«Сухая» мойка

Этот вид очистки кузова от грязи вызывает, пожалуй, самые горячие споры среди автовладельцев. Опасения у людей вызывает и сама технология: сложно поверить, что любую поверхность можно очистить без помощи воды. Кроме того, сомнения вызывает процесс натирания кузова — какой бы ни была химия, трудно избежать царапин на ЛКП. Сотрудники фирмы, предоставляющей такие услуги, решили развеять мифы.

«Используем специальное вещество с воском и силиконом, — рассказали в компании. — Именно силикон позволяет существовать этой технологии. Мы наносим средство из распылителя, через 15—20 секунд оно проникает сквозь грязь, размягчает ее и оседает на кузове. Вещество само по себе скользкое, его состав заключает грязь в капсулы. После паузы загрязнение можно снимать мягкой салфеткой с микрофиброй. Все частицы снимаются с поверхности вместе с капсулами, они не могут поцарапать ЛКП, так как их обволакивает мягкий силикон. Важно снимать грязь движениями, направленными в одну сторону. Если делать круговые движения, царапин действительно не избежать. На данном этапе владелец может видеть разводы — это более тяжелый, нежели другие компоненты вещества, воск. Еще один нюанс — силикон не работает во время морозов. „Сухая“ мойка подходит только для отапливаемых помещений».

«Мы уверены: царапины и сколы появляются от езды, но уж точно не от моек. Вся грязь остается на тряпке. Мы используем салфетки с плотностью микрофибры 300 грамм на метр. Если соблюдать технологию и снимать грязь в одном направлении, а не растирать ее по кругу, такая мойка не нанесет вреда лаку»

Следующий шаг технологии — повторное нанесение раствора. На этот раз его растирают круговыми движениями. Отдельные жидкости используются для отбеливания дисков, придания гидрофобных свойств стеклу. После повторной процедуры кузов полностью чист и сияет.

Представители фирмы готовы вспомнить не один пример, как люди отказываются от услуги, уже заехав на стоянку, выделенную для «сухой» мойки. Аргумент один: без воды грязь не удалить, можно только поцарапать кузов. Предложение бесплатной полировки в случае появления потертостей не подкупает. Тем не менее наш испытуемый BMW не получил во время процесса ни одной видимой царапины. Владелец остался вполне доволен мойкой — особенно тем, что для нее не потребовалось присутствия водителя. Как утверждают представители компании, именно такие люди — желающие заниматься своими делами во время очистки — и являются самыми частыми их клиентами. По этой же причине «базы» похожих фирм зачастую находятся на территории паркингов торговых центров. Пока машину моют, владелец отправляется за покупками.


Какая же из современных технологий наиболее практична, безопасна для ЛКП, качественна и удобна? Какой мойкой воспользовались бы лично вы, если не брать в расчет различия в ценах?

Какой мойкой вы бы воспользовались?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by