28 020
03 декабря 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Если знаешь, что надо поворачивать направо, то почему едешь в третьей?» Разбор аварии на проспекте Машерова

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Каждый хоть раз попадал в такую ситуацию: почти проехал мимо нужного поворота и пытаешься в условиях дефицита времени что-то предпринять. Импульсивные действия приводят к непредсказуемым последствиям. Два похожих ролика появились в интернете на этой неделе: на проспекте Независимости и проспекте Машерова в Минске водители стремились с третьей полосы попасть в правый поворот. В последнем случае произошло столкновение. Мог ли второй участник ДТП его предотвратить? Разбираем неудачную попытку.

— Что делать, когда пропускаешь нужный поворот? — спрашивает Виталий Жуковский, который в течение десяти лет по методике Юрия Краснова (сам он по независящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках) обучает приемам и принципам безопасного вождения. — Кто-то, невзирая ни на что, пытается выполнить маневр, становится поперек потока и начинает щемиться. А кто-то проезжает мимо и выполняет разворот, чтобы вернуться назад и сделать все безопасно.

Виталий Жуковский

Характерно, что оба случая произошли на магистралях, где по четыре полосы в каждом направлении. Много раз мы обращали внимание: такой свободой маневра некоторые водители пользоваться не умеют. Как выясняется, это провоцирует не только постоянные перестроения, но и попытки повернуть направо не из крайней правой полосы.

— Первый случай произошел на пр. Независимости, когда водитель Skoda Fabia пытался повернуть на ул. Комсомольскую, — просматривает первый ролик эксперт. — Меня удивило, что автор записи мог видеть, как тот включил указатель правого поворота и медленно начал смещаться, но при этом сам стал резво разгоняться. Затем пришлось тормозить и сигналить. Хорошо, что все закончилось благополучно.

Возник резонный вопрос: почему так вообще происходит, что люди поздно включают поворотник и пытаются повернуть из второй или даже третьей полосы направо? Версий может быть несколько. Например, человек плохо знает город или отвлекся.

— У некоторых водителей это даже входит в привычку, чему невольно способствует среда и агрессивный настрой других автомобилистов, — рассказывает Виталий Жуковский. — Как это происходит? Человек пытается заранее перестроиться, а «непущуны» не дают возможности. В ответ водитель злится и решает во что бы то ни стало выполнить маневр, пусть и с нарушением ПДД. А логика такая: никто ж не хочет повредить свой автомобиль, значит, притормозят, остановятся, пропустят. Но в конечном счете такая привычка заканчивается аварией.

Вторая ситуация произошла на пр. Машерова, в районе поворота на ул. Грибоедова. Мы выехали на место происшествия и первое, что увидели, как водитель микроавтобуса пытался сдать назад, чтобы попасть на бульвар. Можно сделать вывод, что автомобилисты тут промахиваются часто?

В самом деле, с проспекта Машерова поворота практически не видно. В частности, он «заслонен» остановкой общественного транспорта, а указателей нет. Знать, что он там находится, можно только если ты осведомлен об этом.

О том, что отсутствие хорошей навигации является одним из факторов аварийности, эксперты говорят давно. Не раз бывало, что водитель, поздно заметив информационный знак, предпринимал импульсивные действия и совершал серьезную аварию.

— На ул. Грибоедова находится диспансер. Вдруг нужна была справка для прохождения водительской медкомиссии? — предполагает эксперт. — Справки мы берем не так уж часто, а значит, бываем тут редко и дорогу можно запросто подзабыть. В любом случае водитель Ford мог поздно сориентироваться…

Виталий Жуковский солидарен с Юрием Красновым: на дороге всегда нужно друг другу помогать. В рассматриваемом случае водитель Renault стал пропускать Ford с включенным правым «поворотником», когда тот перестраивался с третьей полосы во вторую.

— Однако водителю Ford пришлось спешить, потому что на коротком участке надо было совершить два перестроения и поворот, — комментирует ролик эксперт. — Почему он не увидел приближающийся по крайней правой полосе Hyundai? Ну хотя бы потому, что между ними был еще один автомобиль, который не позволял водителям видеть друг друга. А еще Solaris опережал поток. В отличие от первой ситуации автомобили двигались на скорости, и ДТП предотвратить не удалось. Хотите попасть в такую аварию? Чаще опережайте всех по крайней правой.

В процессе разбора возникло еще одно предположение. Некоторые навигационные программы дают запоздалые команды, когда у водителя уже нет возможности спокойно перестроиться. Это еще хуже для человека, который привык следовать командам голоса из черной коробочки.

— На этот счет есть еще одна версия, — продолжает Виталий Жуковский. — Допустим, Solaris мог двигаться по второй полосе, а потом перестроиться в первый ряд. Но это не факт. Заметно, что водитель этой машины стал тормозить, но не смог остановить автомобиль. Другое предположение: Hyundai был далеко, однако второй участник происшествия не учел, что тот может ускориться.

Эксперту рассматриваемое происшествие напомнило ситуацию, когда перед нерегулируемым пешеходным переходом поток движется примерно с одинаковой скоростью или даже замедляется, а справа кто-то решает быть быстрее всех. Если вы ведете себя не как все, то готовьтесь к неожиданностям, отслеживайте окружающую обстановку, ищите косвенные признаки опасности.

— Понаблюдав, как здесь действуют другие водители, можно сделать вывод: большинство заранее перестраиваются и спокойно совершают поворот на ул. Грибоедова, — говорит эксперт.

«Так что вопросы к водителю, управлявшему Ford, имеются. Зачем ехать в третьей полосе, зная, что придется поворачивать направо?»

В завершение выпуска Виталий Жуковский сел за руль. Его целью было не совершить поворот направо с третьего ряда. Он предложил проверить, сколько времени займет, если попробовать действовать иначе. Ну не успел повернуть, так проезжай мимо, а затем спокойно развернись.

Нам пришлось выполнить два разворота и поворот налево. На перекрестке Машерова — Тимирязева удалось проехать с первого же цикла. Немного подождали при втором развороте. В итоге все заняло около пяти минут.

 


 — Возможно, водитель Ford мысленно уже был на тихом бульваре, который находится на ул. Грибоедова, — резюмирует Виталий Жуковский. — Ведь ему не хватило нескольких метров, чтобы совершить поворот. Теперь он знает: рассчитывать на реакцию других не стоит — не все готовы притормозить. Если же собираетесь ехать по незнакомому маршруту, то прежде изучите карту. В интернете есть даже панорамы улиц с актуальными дорожными знаками. Это позволит вам сберечь нервы и сохранить автомобиль целым.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by