12 декабря 2016 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков

«После автошколы на дорогу должен выезжать водитель, а не „водятел“». Откровенный разговор с инструктором

Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков

Рабочий день Андрея Шепелевича начинается рано, часов в семь утра. Еще нужно подготовить автомобиль — старенький Opel Astra. Машина надежная и верная, хоть и вышла из моды. Затем Андрей садится на пассажирское место и ждет. Вы тоже когда-то вставали рано, вспомните. И ехали к Андрею — учиться водить автомобиль. Сегодняшний рассказ Onliner.by о человеке, который готовит водителей.

— Так, Олежка, едем по нашему маршруту. Спокойно, аккуратно, смотрим по сторонам — ты уже это умеешь, — говорит Андрей курсанту лет восемнадцати. Тот заводит машину, трогается. — Самое сложное — это адаптироваться именно к городу, к реальным условиям на дороге. Это же просто космос, что сейчас творится по сравнению с былыми временами, столько автомобилей! Моя задача — подготовить водителя. Не только чтобы курсант сдал экзамен в ГАИ — если человек прошел медкомиссию и начал всю эту эпопею с автошколой, то права он так или иначе получит. Но на дороги должен выехать пусть начинающий, но водитель, а не «водятел». «Водятлов» и так слишком много.

Андрей Шепелевич

Андрей преподает уже более десяти лет, причем как теорию, так и практику. Говорит, что учится вместе со своими курсантами: они — водить машину, а он — психологии общения с людьми, искусству преподавать.

 Поначалу было трудно. Курсанты задавали вопросы, а я не знал, как ответить. К примеру, в какой момент начинать крутить руль? Откуда я знаю, оно же само как-то. Начал присматриваться к себе, бывало даже переклинивало за рулем. Но это тоже опыт, и пока он не появится, учить чему-то других нельзя. Потому что прежде чем что-либо объяснять другому человеку, нужно пропустить это через себя. Главное, не делать вид, что сам все знаешь — курсанты это сразу почувствуют. Лучше искренне сказать, мол, не знаю, давай порассуждаем вместе.

Сам Андрей водительское удостоверение получил еще в школе. Действительным оно стало с 18 лет, и совершеннолетний Шепелевич стал водить. Мужчина говорит, что с самого начала ему все давалось очень легко, хотя он и представить не мог, что именно с вождением будет связана его будущая профессия.

— На первом занятии мы знакомимся с курсантом, он знакомится с машиной. Говорю ему: сегодня я отвечу на два самых главных вопроса. Первый: три педали, две ноги — как с этим быть? И второй: что делать с рычагом коробки передач? Начинающий водитель ведь как рассуждает: если есть элемент управления, то на него нужно смотреть. Но если опускать глаза при переключении передач, то будешь отвлекаться от дороги. Теперь это совсем необязательно: прошли времена «Москвичей» и «Жигулей», когда мы как борщ варили — вертели эту кулису.

Когда-то давно инструктор попал в аварию. Машиной управлял другой человек, а Андрей получил серьезные травмы, долго пролежал в больнице. Теперь он говорит о том, что доверять за рулем лучше себе самому. А чтобы это доверие не было беспочвенным, нужно учиться.

— Каждому новичку я задаю вопрос: почему он пришел в автошколу. Если действительно захотел, созрел для этого — отлично. Но бывает, что приходят оттого, что нечем заняться. Таким я предлагаю поискать другого инструктора — заниматься пустым катанием я не хочу.

Олег, курсант за рулем, водит уверенно, хоть прошел еще не так много занятий в городе. Он допускает ошибки, но Андрей реагирует на происходящее спокойно.

— Курсант должен чувствовать себя за рулем расслабленно — для этого я здесь и нахожусь. Крикнешь на него — и все пропало. Человеку важно почувствовать, что вести машину — это прежде всего удовольствие. Пока он может допускать ошибки, это процесс обучения. Посмотрите на Олега. Он пробует, ошибается, затем мы анализируем ошибки и он снова пробует. Сначала мы тренируем мышечную память, ведь у курсанта нет знаний и опыта, на которые он может опираться. Вложить эти знания в его голову — моя задача.

Андрей рассказал, что с молодежью работать легче: у курсантов лучше реакция, они быстрее усваивают информацию. Хотя приходят и люди старшего поколения. В работе с ними нужна своя метода.

— Училась у меня женщина — 62 года. Да, немного больше времени нам потребовалось на практические занятия. У таких людей выше чувство ответственности, они тщательно обдумывают, к чему может привести любое их действие. Пешеход перебегает дорогу — паника, ой, паника! Молодежь в этом отношении не так заморачивается, и от этого ей легче.

А вот то, что парни учатся водить быстрее, чем девушки, — это стереотип. И те и другие усваивают знания одинаково быстро. Но девушки более дисциплинированные и не такие импульсивные за рулем — соответственно, работать с ними легче.

— Все курсанты в какой-то момент спрашивают: Андрей, скажи честно, как я вожу? Я никогда не отвечаю, потому что начнешь критиковать — человек будет переживать, перехвалишь — появится излишняя самоуверенность. Как-то одна барышня спросила, какой из нее водитель. А я возьми да и пошути: хуже не встречал. Девочка в слезы, а я не знаю, что делать. Говорю, остановись, давай поговорим. Сто раз попросил прощения за глупую шутку, а у нее истерика, она разговаривать со мной не хочет. Так мы доехали с улицы Семашко до Каменной Горки. И только там ее отпустило, мы поговорили, и все уладилось. Это стало мне уроком на всю жизнь. С другой стороны, случись такая истерика с парнем — он бы ехать больше не смог, а она ничего — потихоньку прошла маршрут. Есть у женщин такая способность: плачут, но едут.

Переживания и слезы инструктор по вождению видит часто. У Андрея в машине на всякий случай лежат влажные салфетки. Напугать или расстроить новичка может что угодно: собственная неудача, опасная ситуация на дороге или просто водитель-хам, который решил кого-то поучить.

— Сейчас с водителями так: либо адекватный во всем, либо быдло — третьего не дано. Могут и подрезать учебную машину, и посигналить ни с того ни с сего. Я все понимаю: торопится он домой или на работу. Но курсант-то в чем виноват? Где же ему учиться? У него и так стресс: только-только начнет какое-то удовольствие от езды получать, как вспоминает, что экзамен на носу. И все, снова переживания, снова он начинает в себе сомневаться. Это человеческий фактор: отправь меня на экзамен — я не уверен, что с первого раза сдам. Площадка — здесь не придерешься. А вот в городе всякое бывает: не пропустит на дороге какой-нибудь олух, растеряешься, а принимающий все видит.

Бывает, правда, и наоборот. Как-то на занятии у Андрея курсантка случайно «вырезала» сурового дядьку на BMW X5. Тот давай догонять и чуть не поперхнулся — миниатюрная девушка за рулем сидит.

— Еще одну историю расскажу. Девчонка сдавала экзамен и ехала по городу уж очень спокойно — 25—30 км/ч. Принимающий сидел-сидел и говорит: «А повеселее вы можете ехать?» В ответ она врубила на всю громкость радио и продолжила ехать с той же скоростью. Ну хотел же повеселее — пожалуйста!

Андрею, кстати, часто приходится слышать жалобы на принимающих экзамен в ГАИ, однако он каждый раз успокаивает: никто специально «валить» не будет.

— Никакие они не суровые, эти экзаменаторы. Просто нужно понимать, что когда они ставят свою визу, то несут ответственность за водителя, которого выпустили на дорогу. Это все очень серьезно. Вообще, курсанту лучше по этому поводу не волноваться. Был, к примеру, случай, когда девушка отлично выполнила разворот, а поворотник включить забыла. И ей принимающий говорит, мол, так вы все хорошо сделали, но поворотник не включили. Девушка не растерялась: «Ой, можно подумать, вы всегда включаете».

Андрей работает много, часто соглашается проводить занятия в выходные дни — приходится подстраиваться под график курсантов.

— Я недавно устроил себе выходные: отдохнул, с семьей побыл. Выхожу на работу, коллеги шутят, мол, Шепелевич выходные дома провел, жену увидел. Да, говорю, увидел. И знаете что: очень даже интересная женщина!

Любопытно наблюдать, как опытный инструктор следит за своим автомобилем. Opel Astra, казалось бы, свое отъездила. Но на дороге ведет себя исправно, на действия курсанта откликается четко, а в салоне все аккуратно, прибрано. Андрей и не скрывает своей привязанности к старой машине. Говорит, такой Opel да Volkswagen Golf 2 — лучшие модели для автошкол. А новые автомобили только выглядят хорошо — нет в них той надежности, не выдержат нагрузку.

— Знаете, мне нравится моя работа. Это уже даже не работа, а увлечение. Когда я вижу, что подготовил водителя, когда курсант звонит мне после экзамена в ГАИ и говорит: «Сдал!», — это моя самая высшая награда. А за это же еще и денежку платят, вот повезло! Работаю и не напрягаюсь. Столько людей водить научил — они по всему миру разъехались. Теперь вот списываемся по интернету... Олежка, будь аккуратен, вот человек дорожку по диагонали перебегает, наверное в автошколе не учился. А ты молодец...

Обложки для автодокументов в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by