Uber работает в Беларуси уже более года. Казалось, все, что касается законодательства, утрясли. Оказалось, нет. Сегодня в Палате представителей обсуждались вопросы служб пассажирских перевозок, которые функционируют на основе мобильного приложения. Большую часть времени речь шла именно об Uber как самой передовой платформе. Наиболее болезненных моментов два. Во-первых, госорганы хотят обязать сервис предоставить им доступ к информационной системе для контроля. Во-вторых, поднимается вопрос о размещении серверов на территории Беларуси. Представители Uber считают, что планируемые изменения направлены на выталкивание платформы и аналогичных сервисов из Беларуси и защиту существующих игроков. Вынудят ли такие меры компанию уйти с нашего рынка? Или она превратится в заурядную службу такси? Какова позиция Администрации президента? Читайте репортаж Onliner.by с заседания в парламенте.
Обсуждение «законопроекта об Uber» (речь идет о новой редакции закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», но для удобства мы будем называть документ именно так) стало некоторой неожиданностью для журналистов. Сервис работает в Беларуси уже более года, и изменить правила игры сейчас — все равно что на ходу ремонтировать двигатель автомобиля. Малейшие коррективы могут повлиять на сервис. Это не говоря о том, что в приложении зарегистрированы тысячи белорусов, работают сотни водителей.
— Сейчас в сфере пассажирских перевозок все чаще применяют цифровые технологии, — согласился дать небольшой комментарий перед заседанием председатель постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Андрей Рыбак. — Перевозчики предлагают пользователям использовать приложения, идентифицирующие транспортное средство и позволяющие рассчитать и оплатить услугу. Однако эти технологии не находят достаточного отражения в нашем законодательстве, что приводит к спорным моментам, в частности невозможности защитить интересы пассажиров.
По словам депутата, их волнуют два аспекта безопасности: во время самой поездки и передаваемые данные пользователей.
Спикер несколько раз подчеркнул, что законопроект касается всех, но большую часть заседания шла речь именно об Uber. Название сервиса звучало неоднократно.
— Данный перевозчик позиционирует себя не как такси, — продолжил Андрей Рыбак. — Однако, на наш взгляд, требования к нему должны предъявляться как к остальным перевозчикам: обозначение автомобилей, прохождение техосмотра и медосмотра и так далее.
Напомним, представители Uber принципиально просят не называть их такси. При этом они всегда подчеркивали, что подчиняются законодательству и готовы контактировать с госрегуляторами. Такая позиция позволяла не обозначать машины, работающие на сервис, с помощью наклеек на бортах, плафонов, желтых регистрационных знаков и таксометров. Это очень не нравится некоторым традиционным службам, которые называют нынешнее положение дел на рынке неравными условиями.
— Возникает также вопрос относительно платежей за услугу перевозки, — привел такой пример председатель комиссии. — Ведь Uber не является резидентом Беларуси. Деньги перечисляются за рубеж. Как защитить интересы пользователя?
Депутат назвал этот опыт неоднозначным, упомянув, что «нет четкой стоимости за один километр, а речь идет фактически о договорной оплате». Но у Uber действуют четкие тарифы, которые состоят из платы за километр и за время в пути (эти суммы не взаимоисключающие), а также за подачу машины.
Uber X | Uber Select | |
Подача авто | 1,80 руб. | 2,10 руб. |
Стоимость за минуту | 0,05 руб. | 0,08 руб. |
Стоимость за километр | 0,37 руб. | 0,48 руб. |
Минимальная стоимость поездки | 3,30 руб. | 5,00 руб. |
Возможно, имеется в виду повышающий коэффициент, который вводится при повышенном спросе. Но пользователя при этом предупреждают, а программа рассчитывает вилку для поездки. Пассажиры отмечают, что, как правило, сумма попадает в эту разбежку.
Заметим, что периодически на редакционную почту Onliner.by поступают жалобы по поводу оплаты. Однако такие письма единичные, а часто при разбирательстве оказывалось, что пользователи сами не позаботились о надежности пароля, защите конфиденциальных данных или вовсе не спустились к автомобилю в отведенный лимит времени (тогда списывается сумма за минимальную поездку — для UberX на данный момент она составляет 3,3 рубля).
— Uber пришел в Беларусь в ноябре 2015-го. Сервис известен по всему миру, нашим пассажирам он тоже нравится. Не получится ли так, что, если уравнять его с такси, выйдет только хуже и в конечном счете пострадают пользователи? — задал вопрос корреспондент Onliner.by.
— Когда мы регламентируем всю цепочку: диспетчер — перевозчик — пассажир, все станет на свои места, — заверил Андрей Рыбак. — Если же говорить об Uber, то это, наверное, самая дешевая служба. Но при этом мы постоянно слышим новости о спорах с таксистами в разных странах. Как, например, в Англии недавно. Нам необходимо четко регламентировать требования к водителям и транспортным средствам. Безопасность пассажира должна быть соблюдена любым способом.
Честно говоря, до этого заседания мы не слышали о нападениях на пользователей Uber в Беларуси, ДТП с тяжелыми последствиями и так далее. Не исключаем, что какие-то случаи происходили, но широко они не освещались.
Наряду с этим автомобили традиционных служб такси не раз и не два попадали в аварии, периодически возникают конфликты с клиентами. То есть нынешние меры контроля не гарантируют полную безопасность поездки. Как спасет от происшествия пассажира то, что машина, в которой он едет, дважды в год проходит техосмотр? И гарантирует ли, что водитель, прошедший медосмотр, не нахамит?
На самом деле простая и удобная обратная связь, реализованная в приложении, закрывает все эти вопросы. Если пассажиру не понравится запах в салоне, музыкальный выбор водителя или его манера езды, не придется даже высказывать претензии вслух — после поездки он поставит соответствующую оценку. Как показывает практика по всему миру, это работает лучше и быстрее любых законопроектов.
После комментария журналистов пригласили в зал, где собрались члены рабочей группы. В нее, в частности, вошли представители Минтранса, Минсвязи, Министерства по налогам и сборам, Нацбанка. Основное обсуждение велось между ними, а Андрей Рыбак выступал в роли модератора.
Ключевой вопрос, который был поднят, это возможность доступа госорганов к информационной системе Uber. Обосновывалось это тем, что необходимо, например, проводить контроль за выполнением требований пассажирских перевозок. «Если машина службы такси обозначена с помощью наклеек, плафона, регистрационных знаков, то автомобиль Uber никак не отличишь», — обратили внимание члены рабочей группы.
— Это должен быть онлайн-доступ, — подчеркивалось на заседании.
На данный момент не ясно, доступ к какой части информационной системы хотят получить сотрудники транспортной инспекции или налоговых органов. На минуточку, речь идет о коммерческой тайне. Неужели кто-то всерьез полагает, что сервис согласится предоставить все сведения о поездках, пассажирах, кто и куда ездит.
Не обсуждался вопрос о коррупционной составляющей этого момента: ведь у инспектора или любого другого служащего появится доступ к уникальным данным — за такую информацию конкуренты готовы будут заплатить любые деньги.
Один из главных аргументов противников Uber, мол, они не платят в Беларуси налоги. На заседании присутствовала представитель Министерства по налогам и сборам (в конце прошлого года было подписано соглашение о сотрудничестве сервиса и министерства). Специалист развеяла все сомнения: «Все, что причитается бюджету Беларуси, мы получаем. Сейчас особых проблем с налогообложением нет. Все вопросы, которые возникали с данным сервисом, сегодня сформулированы в законопроекте. Ранее поднимались вопросы по поводу защиты персональных данных, а также валютного законодательства».
Это компетенция Нацбанка, представитель которого также присутствовала на заседании. Специалист заметила, что операция (имеются в виду платежи за перевозку, которые поступают на счет в Нидерланды) выходит за пределы Беларуси. Однако больше всего смущает то, что фактически Uber занимается расчетно-кассовым обслуживанием, собирая деньги у клиентов и переводя часть средств перевозчикам. Это же компетенция банка. «Третьим в этой связке должен быть банк, с которым заключен договор на интернет-эквайринг», — подчеркнула сотрудница Нацбанка.
По ее словам, с оплатой в электронном виде никаких проблем нет: «Сейчас используются два электронных инструмента — платежные карточки и электронные деньги».
В то же время возник вопрос, за что платит перевозчик (то есть индивидуальный предприниматель) сервису: за программное обеспечение или за информационную услугу? Uber всегда позиционировал себя именно в качестве посредника между водителем и пассажиром, в качестве информационной платформы.
— Значит, за услугу, — пришли к выводу члены рабочей группы.
Ключевой вопрос был поднят, когда слово взяла специалист Минсвязи: «На самом деле Uber — частный случай. Мы каждый день сталкиваемся с подобными технологиями: Skype, Viber и другие. Долго изучали международный опыт, в частности России, которая вводит ряд мер (речь явно идет о пресловутом пакете Яровой. — Прим. Onliner.by). А мы, делая исключение для Uber, получается, идем в обратную сторону. Подчеркну, мы не выступаем против нового, но открываем лазейку».
Дело в том, что Uber является нерезидентом Беларуси, и его информационная система находится за рубежом. Именно наличие серверов компании в Беларуси называют принципиальным условием, обосновывая это защитой интересов пользователей. Кто-то на заседании заметил, что мировые интернет-компании отказываются переносить даже часть информационной системы в Россию, что уж говорить о нас… Однако эта реплика потухла в общем гуле обсуждения.
Было даже высказано мнение, что сервис якобы нарушает требования указа №60 и его деятельность нелегальна.
— Все-таки нужно рассматривать Uber как такси или нет? — задал вопрос Андрей Рыбак.
На самом деле этот спор важен для госрегуляторов, но никак не для пассажиров, которые хотят быстро и с комфортом добираться по нужным адресам. Клиенту все равно, как транспортная инспекция будет проверять автомобиль, работающий на Uber.
— Вот человек вызывает автомобиль ночью. Приезжает машина: садиться туда или нет? — члены рабочей группы стали обсуждать необходимость обозначения автомобилей Uber.
Как показалось, вопрос высосан из пальца. При заказе машины через приложение клиент видит марку, модель, цвет и регистрационный знак автомобиля, а также фото водителя. Этих сведений достаточно, чтобы опознать нужное транспортное средство.
Постепенно дискуссия закручивалась, и казалось, что законопроект если не похоронит сервис, то существенно усложнит ему жизнь. Выдвигались все новые идеи и требования, обязывающие сервис что-то сделать. Но зачем! Ведь сейчас он успешно работает в Беларуси без вмешательства госорганов. Вопросы сыпались один за одним: нужны ли шашечки? А таксометр? Как контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителями? Может, ему лучше зарегистрироваться как диспетчерской?
Однако заседание все же закончилось на оптимистичной ноте. Слово взял представитель Администрации президента:
— Беларусь открытая страна. Недавно были отменены визы для граждан 80 стран, въезжающих в нашу страну через Национальный аэропорт Минск. Если человек, прилетев и по привычке открыв смартфон, не увидит мобильных приложений по перевозке пассажиров, он будет, мягко говоря, в недоумении. Не нужно вводить дополнительных требований, которые повлекут затраты перевозчика. При этом безопасность пользователей должна соблюдаться. Нельзя принимать законопроект, который вынудит мирового игрока по пассажирским перевозкам уйти с белорусского рынка.
Уже на следующей неделе законопроект планируют выслать для согласования заинтересованным госорганам. А обсуждаться он будет на весенней сессии парламента. Разумеется, к нему будет приковано пристальное внимание. Ведь Uber, придя в Минск, задал определенные стандарты для рынка пассажирских перевозок, заставил развиваться другие службы, обновлять автопарки. На наш взгляд, зажать в тиски сервис, вынудив выполнить формальный и нужный только госорганам контроль, — значит, сделать шаг назад, заставить рынок деградировать, отвадить других игроков (не будем забывать, что на рынок планирует прийти сервис каршэринга). Кто в таком случае возьмет ответственность за последствия?
Дополнено
За комментариями мы обратились к представителям Uber. Вот что они ответили: «Мы попросили юристов провести анализ основных требований, предъявляемых к перевозчикам-такси и фрахтовым перевозчикам, и пришли к выводу, что большинство заявлений относительно того, что партнеры Uber должны соблюдать меньшее количество законодательных требований в области безопасности и защиты прав потребителей, мягко говоря, не соответствуют действительности. Судите сами».
Автомобильная перевозка автомобилем такси |
Фрахт |
Необходима лицензия на осуществление автомобильных перевозок пассажиров |
Аналогично |
Перевозчик должен иметь условия для проведения медицинского обследования водителей (договор с организацией здравоохранения) |
Аналогично |
Автомобиль должен быть в технически исправном состоянии, что подтверждается сертификатом о прохождении государственного технического осмотра (необходимо проходить 1 раз в шесть месяцев), разрешением на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, а также отметкой в путевом листе |
Аналогично |
Перевозчик должен иметь транспортные средства на праве собственности, хозяйственного ведения, аренды и иных законных основаниях, а также условия для их хранения, проведения технического обслуживания, контроля технического состояния |
Аналогично |
Соответствие транспортных средств дополнительным экологическим и техническим требованиям должно подтверждаться сертификатами. Изменение конструкции транспортного средства должно быть сертифицировано на соответствие обязательным требованиям технических нормативных правовых актов |
Аналогично |
Автомобиль должен быть оснащен (экипирован) аптечкой, огнетушителем, противооткатным упором, знаком аварийной остановки, устройством для аварийного удаления стекол, визитной карточкой, содержащей сведения о водителе и его фотографию, наименовании, адресе и телефоне автомобильного перевозчика в салоне на видном месте, информация о тарифах |
Автомобиль должен быть оснащен (экипирован) аптечкой, огнетушителем, противооткатным упором, знаком аварийной остановки, устройством для аварийного удаления стекол, визитной карточкой, содержащей сведения о водителе и его фотографию, наименовании |
Автомобиль должен иметь соответствующие отличительные знаки согласно требованиям технических нормативных правовых актов: желтый цвет, магнитные полосы, опознавательный фонарь |
Требование отсутствует |
Должен иметь таксометр или совмещенный с таксометром кассовый аппарат вне зависимости от наличной и (или) безналичной формы расчетов |
Должен иметь кассовый суммирующий аппарат или таксометр, если есть расчет наличными |
Должна быть книга замечаний и предложений |
Аналогично |
Перевозчик должен осуществлять анализ качества предоставления услуг, а также вести учет жалоб и предложений пассажиров |
Аналогично |
Перевозчик обязан осуществлять обязательное страхование в порядке, установленном законодательством |
Аналогично |
Водитель должен быть не моложе 20 лет, иметь водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «B» и общий стаж управления автомобилем не менее двух лет или стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее одного года |
Водитель должен иметь водительское удостоверение |
Водитель должен пройти стажировку (перерыв в выполнении работ или смена марки (модели) авто) и быть допущен к работе в порядке, установленном законодательством (длительность стажировки 12—32 часа) |
Должен пройти стажировку (перерыв в выполнении работ или смена марки (модели) авто) и быть допущен к работе в порядке, установленном законодательством (длительность стажировки 12—24 часа) |
Водитель должен проходить медицинское освидетельствование и переосвидетельствование |
Аналогично |
На правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителей |
Аналогично |
Представители сервиса дополнили: «Что же касается информации о том, что приложение Uber не соответствует банковскому и финансовому законодательству, а также законодательству о национальном сегменте сети интернет (Указ №60), то тут необходимо отметить, что на момент прихода Uber в Беларусь структура работы приложения была проанализирована всеми ответственными ведомствами Беларуси. Так, например, Национальный банк изучил работу платформы и пришел к выводам, что порядок расчетов с пользователями приложения не нарушает валютное законодательство (Uber не являлся и не является банковской или небанковской кредитно-финансовой организацией и не выполняет таких функций).
Мы всегда выступаем сторонниками здоровой конкуренции и грамотного антимонопольного регулирования, равно как и принятия инновационного правового регулирования, и внимательно следим за развитием ситуации в Беларуси. Пока складывается впечатление, что планируемые изменения в законодательстве направлены на выталкивание платформы Uber и аналогичных платформ из Беларуси и защиту существующих игроков. Но в одном мы сходимся с позицией регулятора: законодательство требует изменений. Будут ли эти изменения инновационными или же похоронят инновации — зависит не от нас.
Последний вариант развития событий будет как минимум странным. Ведь на сегодняшний день более 3 млн жителей и гостей белорусской столицы открывают приложение Uber. Сервис создает новые экономические возможности для тысяч водителей. С момента начала работы Uber в Минске в ноябре 2015 года белорусская столица стала одним из 500 городов, где жители могут воспользоваться доступным, надежным и безопасным сервисом для перемещения из точки А в точку Б. Наличие инновационного и цивилизованного способа передвижения по городу уже сделало белорусскую столицу привлекательным направлением для туристов и бизнес-путешественников. На сегодняшний день услугами сервиса воспользовались гости из более чем 85 стран».