UPD
21 января 2017 в 17:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Доступ к системе и размещение серверов в Беларуси. Что предполагает «законопроект об Uber»? Реакция сервиса

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Uber работает в Беларуси уже более года. Казалось, все, что касается законодательства, утрясли. Оказалось, нет. Сегодня в Палате представителей обсуждались вопросы служб пассажирских перевозок, которые функционируют на основе мобильного приложения. Большую часть времени речь шла именно об Uber как самой передовой платформе. Наиболее болезненных моментов два. Во-первых, госорганы хотят обязать сервис предоставить им доступ к информационной системе для контроля. Во-вторых, поднимается вопрос о размещении серверов на территории Беларуси. Представители Uber считают, что планируемые изменения направлены на выталкивание платформы и аналогичных сервисов из Беларуси и защиту существующих игроков. Вынудят ли такие меры компанию уйти с нашего рынка? Или она превратится в заурядную службу такси? Какова позиция Администрации президента? Читайте репортаж Onliner.by с заседания в парламенте.

Обсуждение «законопроекта об Uber» (речь идет о новой редакции закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», но для удобства мы будем называть документ именно так) стало некоторой неожиданностью для журналистов. Сервис работает в Беларуси уже более года, и изменить правила игры сейчас — все равно что на ходу ремонтировать двигатель автомобиля. Малейшие коррективы могут повлиять на сервис. Это не говоря о том, что в приложении зарегистрированы тысячи белорусов, работают сотни водителей.

— Сейчас в сфере пассажирских перевозок все чаще применяют цифровые технологии, — согласился дать небольшой комментарий перед заседанием председатель постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Андрей Рыбак. — Перевозчики предлагают пользователям использовать приложения, идентифицирующие транспортное средство и позволяющие рассчитать и оплатить услугу. Однако эти технологии не находят достаточного отражения в нашем законодательстве, что приводит к спорным моментам, в частности невозможности защитить интересы пассажиров.

По словам депутата, их волнуют два аспекта безопасности: во время самой поездки и передаваемые данные пользователей.

Спикер несколько раз подчеркнул, что законопроект касается всех, но большую часть заседания шла речь именно об Uber. Название сервиса звучало неоднократно.

— Данный перевозчик позиционирует себя не как такси, — продолжил Андрей Рыбак. — Однако, на наш взгляд, требования к нему должны предъявляться как к остальным перевозчикам: обозначение автомобилей, прохождение техосмотра и медосмотра и так далее.

Напомним, представители Uber принципиально просят не называть их такси. При этом они всегда подчеркивали, что подчиняются законодательству и готовы контактировать с госрегуляторами. Такая позиция позволяла не обозначать машины, работающие на сервис, с помощью наклеек на бортах, плафонов, желтых регистрационных знаков и таксометров. Это очень не нравится некоторым традиционным службам, которые называют нынешнее положение дел на рынке неравными условиями.

— Возникает также вопрос относительно платежей за услугу перевозки, — привел такой пример председатель комиссии. — Ведь Uber не является резидентом Беларуси. Деньги перечисляются за рубеж. Как защитить интересы пользователя?

Депутат назвал этот опыт неоднозначным, упомянув, что «нет четкой стоимости за один километр, а речь идет фактически о договорной оплате». Но у Uber действуют четкие тарифы, которые состоят из платы за километр и за время в пути (эти суммы не взаимоисключающие), а также за подачу машины.

Uber X Uber Select
Подача авто 1,80 руб. 2,10 руб.
Стоимость за минуту 0,05 руб. 0,08 руб.
Стоимость за километр 0,37 руб. 0,48 руб.
Минимальная стоимость поездки 3,30 руб. 5,00 руб.

Возможно, имеется в виду повышающий коэффициент, который вводится при повышенном спросе. Но пользователя при этом предупреждают, а программа рассчитывает вилку для поездки. Пассажиры отмечают, что, как правило, сумма попадает в эту разбежку.

Заметим, что периодически на редакционную почту Onliner.by поступают жалобы по поводу оплаты. Однако такие письма единичные, а часто при разбирательстве оказывалось, что пользователи сами не позаботились о надежности пароля, защите конфиденциальных данных или вовсе не спустились к автомобилю в отведенный лимит времени (тогда списывается сумма за минимальную поездку — для UberX на данный момент она составляет 3,3 рубля).

— Uber пришел в Беларусь в ноябре 2015-го. Сервис известен по всему миру, нашим пассажирам он тоже нравится. Не получится ли так, что, если уравнять его с такси, выйдет только хуже и в конечном счете пострадают пользователи? — задал вопрос корреспондент Onliner.by.

— Когда мы регламентируем всю цепочку: диспетчер — перевозчик — пассажир, все станет на свои места, — заверил Андрей Рыбак. — Если же говорить об Uber, то это, наверное, самая дешевая служба. Но при этом мы постоянно слышим новости о спорах с таксистами в разных странах. Как, например, в Англии недавно. Нам необходимо четко регламентировать требования к водителям и транспортным средствам. Безопасность пассажира должна быть соблюдена любым способом.

Честно говоря, до этого заседания мы не слышали о нападениях на пользователей Uber в Беларуси, ДТП с тяжелыми последствиями и так далее. Не исключаем, что какие-то случаи происходили, но широко они не освещались.

Наряду с этим автомобили традиционных служб такси не раз и не два попадали в аварии, периодически возникают конфликты с клиентами. То есть нынешние меры контроля не гарантируют полную безопасность поездки. Как спасет от происшествия пассажира то, что машина, в которой он едет, дважды в год проходит техосмотр? И гарантирует ли, что водитель, прошедший медосмотр, не нахамит?

На самом деле простая и удобная обратная связь, реализованная в приложении, закрывает все эти вопросы. Если пассажиру не понравится запах в салоне, музыкальный выбор водителя или его манера езды, не придется даже высказывать претензии вслух — после поездки он поставит соответствующую оценку. Как показывает практика по всему миру, это работает лучше и быстрее любых законопроектов.

После комментария журналистов пригласили в зал, где собрались члены рабочей группы. В нее, в частности, вошли представители Минтранса, Минсвязи, Министерства по налогам и сборам, Нацбанка. Основное обсуждение велось между ними, а Андрей Рыбак выступал в роли модератора.

Ключевой вопрос, который был поднят, это возможность доступа госорганов к информационной системе Uber. Обосновывалось это тем, что необходимо, например, проводить контроль за выполнением требований пассажирских перевозок. «Если машина службы такси обозначена с помощью наклеек, плафона, регистрационных знаков, то автомобиль Uber никак не отличишь», — обратили внимание члены рабочей группы.

— Это должен быть онлайн-доступ, — подчеркивалось на заседании.

На данный момент не ясно, доступ к какой части информационной системы хотят получить сотрудники транспортной инспекции или налоговых органов. На минуточку, речь идет о коммерческой тайне. Неужели кто-то всерьез полагает, что сервис согласится предоставить все сведения о поездках, пассажирах, кто и куда ездит.

Не обсуждался вопрос о коррупционной составляющей этого момента: ведь у инспектора или любого другого служащего появится доступ к уникальным данным — за такую информацию конкуренты готовы будут заплатить любые деньги.

Один из главных аргументов противников Uber, мол, они не платят в Беларуси налоги. На заседании присутствовала представитель Министерства по налогам и сборам (в конце прошлого года было подписано соглашение о сотрудничестве сервиса и министерства). Специалист развеяла все сомнения: «Все, что причитается бюджету Беларуси, мы получаем. Сейчас особых проблем с налогообложением нет. Все вопросы, которые возникали с данным сервисом, сегодня сформулированы в законопроекте. Ранее поднимались вопросы по поводу защиты персональных данных, а также валютного законодательства».

Это компетенция Нацбанка, представитель которого также присутствовала на заседании. Специалист заметила, что операция (имеются в виду платежи за перевозку, которые поступают на счет в Нидерланды) выходит за пределы Беларуси. Однако больше всего смущает то, что фактически Uber занимается расчетно-кассовым обслуживанием, собирая деньги у клиентов и переводя часть средств перевозчикам. Это же компетенция банка. «Третьим в этой связке должен быть банк, с которым заключен договор на интернет-эквайринг», — подчеркнула сотрудница Нацбанка.

По ее словам, с оплатой в электронном виде никаких проблем нет: «Сейчас используются два электронных инструмента — платежные карточки и электронные деньги».

В то же время возник вопрос, за что платит перевозчик (то есть индивидуальный предприниматель) сервису: за программное обеспечение или за информационную услугу? Uber всегда позиционировал себя именно в качестве посредника между водителем и пассажиром, в качестве информационной платформы.

— Значит, за услугу, — пришли к выводу члены рабочей группы.

Ключевой вопрос был поднят, когда слово взяла специалист Минсвязи: «На самом деле Uber — частный случай. Мы каждый день сталкиваемся с подобными технологиями: Skype, Viber и другие. Долго изучали международный опыт, в частности России, которая вводит ряд мер (речь явно идет о пресловутом пакете Яровой. — Прим. Onliner.by). А мы, делая исключение для Uber, получается, идем в обратную сторону. Подчеркну, мы не выступаем против нового, но открываем лазейку».

Дело в том, что Uber является нерезидентом Беларуси, и его информационная система находится за рубежом. Именно наличие серверов компании в Беларуси называют принципиальным условием, обосновывая это защитой интересов пользователей. Кто-то на заседании заметил, что мировые интернет-компании отказываются переносить даже часть информационной системы в Россию, что уж говорить о нас… Однако эта реплика потухла в общем гуле обсуждения.

Было даже высказано мнение, что сервис якобы нарушает требования указа №60 и его деятельность нелегальна.

— Все-таки нужно рассматривать Uber как такси или нет? — задал вопрос Андрей Рыбак.

На самом деле этот спор важен для госрегуляторов, но никак не для пассажиров, которые хотят быстро и с комфортом добираться по нужным адресам. Клиенту все равно, как транспортная инспекция будет проверять автомобиль, работающий на Uber.

— Вот человек вызывает автомобиль ночью. Приезжает машина: садиться туда или нет? — члены рабочей группы стали обсуждать необходимость обозначения автомобилей Uber.

Как показалось, вопрос высосан из пальца. При заказе машины через приложение клиент видит марку, модель, цвет и регистрационный знак автомобиля, а также фото водителя. Этих сведений достаточно, чтобы опознать нужное транспортное средство.

Постепенно дискуссия закручивалась, и казалось, что законопроект если не похоронит сервис, то существенно усложнит ему жизнь. Выдвигались все новые идеи и требования, обязывающие сервис что-то сделать. Но зачем! Ведь сейчас он успешно работает в Беларуси без вмешательства госорганов. Вопросы сыпались один за одним: нужны ли шашечки? А таксометр? Как контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителями? Может, ему лучше зарегистрироваться как диспетчерской?

Однако заседание все же закончилось на оптимистичной ноте. Слово взял представитель Администрации президента:

— Беларусь открытая страна. Недавно были отменены визы для граждан 80 стран, въезжающих в нашу страну через Национальный аэропорт Минск. Если человек, прилетев и по привычке открыв смартфон, не увидит мобильных приложений по перевозке пассажиров, он будет, мягко говоря, в недоумении. Не нужно вводить дополнительных требований, которые повлекут затраты перевозчика. При этом безопасность пользователей должна соблюдаться. Нельзя принимать законопроект, который вынудит мирового игрока по пассажирским перевозкам уйти с белорусского рынка.


Уже на следующей неделе законопроект планируют выслать для согласования заинтересованным госорганам. А обсуждаться он будет на весенней сессии парламента. Разумеется, к нему будет приковано пристальное внимание. Ведь Uber, придя в Минск, задал определенные стандарты для рынка пассажирских перевозок, заставил развиваться другие службы, обновлять автопарки. На наш взгляд, зажать в тиски сервис, вынудив выполнить формальный и нужный только госорганам контроль, — значит, сделать шаг назад, заставить рынок деградировать, отвадить других игроков (не будем забывать, что на рынок планирует прийти сервис каршэринга). Кто в таком случае возьмет ответственность за последствия?

Дополнено

За комментариями мы обратились к представителям Uber. Вот что они ответили: «Мы попросили юристов провести анализ основных требований, предъявляемых к перевозчикам-такси и фрахтовым перевозчикам, и пришли к выводу, что большинство заявлений относительно того, что партнеры Uber должны соблюдать меньшее количество законодательных требований в области безопасности и защиты прав потребителей, мягко говоря, не соответствуют действительности. Судите сами».

Автомобильная перевозка автомобилем такси

Фрахт

Необходима лицензия на осуществление автомобильных перевозок пассажиров

Аналогично

Перевозчик должен иметь условия для проведения медицинского обследования водителей (договор с организацией здравоохранения)

Аналогично

Автомобиль должен быть в технически исправном состоянии, что подтверждается сертификатом о прохождении государственного технического осмотра (необходимо проходить 1 раз в шесть месяцев), разрешением на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, а также отметкой в путевом листе

Аналогично

Перевозчик должен иметь транспортные средства на праве собственности, хозяйственного ведения, аренды и иных законных основаниях, а также условия для их хранения, проведения технического обслуживания, контроля технического состояния

Аналогично

Соответствие транспортных средств дополнительным экологическим и техническим требованиям должно подтверждаться сертификатами. Изменение конструкции транспортного средства должно быть сертифицировано на соответствие обязательным требованиям технических нормативных правовых актов

Аналогично

Автомобиль должен быть оснащен (экипирован) аптечкой, огнетушителем, противооткатным упором, знаком аварийной остановки, устройством для аварийного удаления стекол, визитной карточкой, содержащей сведения о водителе и его фотографию, наименовании, адресе и телефоне автомобильного перевозчика в салоне на видном месте, информация о тарифах

Автомобиль должен быть оснащен (экипирован) аптечкой, огнетушителем, противооткатным упором, знаком аварийной остановки, устройством для аварийного удаления стекол, визитной карточкой, содержащей сведения о водителе и его фотографию, наименовании

Автомобиль должен иметь соответствующие отличительные знаки согласно требованиям технических нормативных правовых актов: желтый цвет, магнитные полосы, опознавательный фонарь

Требование отсутствует

Должен иметь таксометр или совмещенный с таксометром кассовый аппарат вне зависимости от наличной и (или) безналичной формы расчетов

Должен иметь кассовый суммирующий аппарат или таксометр, если есть расчет наличными

Должна быть книга замечаний и предложений

Аналогично

Перевозчик должен осуществлять анализ качества предоставления услуг, а также вести учет жалоб и предложений пассажиров

Аналогично

Перевозчик обязан осуществлять обязательное страхование в порядке, установленном законодательством

Аналогично

Водитель должен быть не моложе 20 лет, иметь водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «B» и общий стаж управления автомобилем не менее двух лет или стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее одного года

Водитель должен иметь водительское удостоверение

Водитель должен пройти стажировку (перерыв в выполнении работ или смена марки (модели) авто) и быть допущен к работе в порядке, установленном законодательством (длительность стажировки 12—32 часа)

Должен пройти стажировку (перерыв в выполнении работ или смена марки (модели) авто) и быть допущен к работе в порядке, установленном законодательством (длительность стажировки 12—24 часа)

Водитель должен проходить медицинское освидетельствование и переосвидетельствование

Аналогично

На правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителей

Аналогично

Представители сервиса дополнили: «Что же касается информации о том, что приложение Uber не соответствует банковскому и финансовому законодательству, а также законодательству о национальном сегменте сети интернет (Указ №60), то тут необходимо отметить, что на момент прихода Uber в Беларусь структура работы приложения была проанализирована всеми ответственными ведомствами Беларуси. Так, например, Национальный банк изучил работу платформы и пришел к выводам, что порядок расчетов с пользователями приложения не нарушает валютное законодательство (Uber не являлся и не является банковской или небанковской кредитно-финансовой организацией и не выполняет таких функций).

Мы всегда выступаем сторонниками здоровой конкуренции и грамотного антимонопольного регулирования, равно как и принятия инновационного правового регулирования, и внимательно следим за развитием ситуации в Беларуси. Пока складывается впечатление, что планируемые изменения в законодательстве направлены на выталкивание платформы Uber и аналогичных платформ из Беларуси и защиту существующих игроков. Но в одном мы сходимся с позицией регулятора: законодательство требует изменений. Будут ли эти изменения инновационными или же похоронят инновации — зависит не от нас.

Последний вариант развития событий будет как минимум странным. Ведь на сегодняшний день более 3 млн жителей и гостей белорусской столицы открывают приложение Uber. Сервис создает новые экономические возможности для тысяч водителей. С момента начала работы Uber в Минске в ноябре 2015 года белорусская столица стала одним из 500 городов, где жители могут воспользоваться доступным, надежным и безопасным сервисом для перемещения из точки А в точку Б. Наличие инновационного и цивилизованного способа передвижения по городу уже сделало белорусскую столицу привлекательным направлением для туристов и бизнес-путешественников. На сегодняшний день услугами сервиса воспользовались гости из более чем 85 стран».

А вас устраивает качество сервиса Uber

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь