В последние годы в Минске зафиксировано рекордное снижение аварийности. Еще десять лет назад мало кто мог подумать, что безопасность удастся повысить до уровня Варшавы, Вильнюса, Праги… А теперь мы равняемся на Брюссель, Берлин, Вену. Во многом это стало возможным благодаря системной работе по изменению организации дорожного движения в рамках городской программы «Добрая дорога». Но проблемы остаются. В пятерке самых аварийных улиц Минска (статистика на основе данных ГАИ за прошлый год) оказались только магистрали, что уже можно считать определенной тенденцией. Впрочем, если анализировать обстоятельства, то выяснится парадокс: закономерность в том, что закономерностей практически не осталось. Все чаще происходят какие-то странные, словно случайные ДТП: то пенсионерку собьют на зеленой зоне, то рабочих стянет тросом с люльки, то автомобиль ме-е-едленно проедет на явный красный.
Чтобы понять, куда нужно направлять деньги для повышения безопасности, достаточно знать статистику аварийности по кольцевой дороге. Да, это все-таки самая интенсивная магистраль в Беларуси, но потому к ней и должно быть приковано основное внимание. Эксперты давно сформулировали главные проблемы и пути их решения (речь, в частности, о создании системы детектирования и предупреждения водителей об опасностях). Пока же случаются происшествия, обстоятельства которых довольно типичные.
Не раз водители и пассажиры сломавшихся автомобилей попадали под колеса движущихся на скорости машин. Так, большой резонанс вызвала авария, случившаяся в августе, — ее жертвой стала молодая женщина. «У Toyota Starlet, двигавшейся во второй полосе по внутреннему кольцу МКАД, отсоединилось колесо, — выяснили следователи. — Женщина остановилась, включила аварийную сигнализацию и вышла осмотреть последствия. Спустя несколько минут к ней подошел мужчина. После водитель Audi Q5, отвлекшись от управления, не заметил препятствие, наехал на лежащее колесо, затем сбил женщину и врезался в ее машину».
В 11 из 57 учетных аварий, произошедших на МКАД в прошлом году, фигурировали пешеходы. В таких ДТП погибли три человека. Очевидцем одного случая стал участник нашего форума: «Я стоял на АЗС и видел, как шел пешеход. Мужчина в возрасте, он прошел от улицы Свислочской до Партизанского проспекта, шел во 2—3-й полосе кольцевой. Водители ему сигналили, как-то объезжали. Да и трафик на тот момент уже был не слишком большой. Но в крайней левой полосе его сбила Renault».
Одна из закономерностей, о которых говорят эксперты, — подобные происшествия нередко регистрируются рядом с крупными торговыми объектами.
Третья тенденция — ДТП с участием дорожной техники. В начале июня Nissan Almera врезался в стоявший в левой крайней полосе грузовой автомобиль МАЗ. Погибли молодые люди — водитель и пассажирка. Как установили следователи, они находились в состоянии опьянения, а легковая машина ехала с превышением скорости. Однако ранее в подобные аварии попадали и трезвые водители.
Чаще всего сотрудники экстренных служб выезжают на участок проспекта от ул. Калиновского до выезда из города. Там нет разделительного ограждения между встречными потоками, а главное — повышен скоростной режим. В результате случаются лобовые столкновения. А поскольку поток обычно интенсивный, аварии становятся массовыми.
Одно из таких происшествий, например, было зарегистрировано в начале августа недалеко от 9-го километра. Как рассказывали очевидцы, образовался небольшой затор, но не все успели затормозить. Водитель BMW врезался в заднюю часть Nissan, тот раскрутило и отбросило на встречную полосу. Там он столкнулся с Volvo и зацепил Opel. Всего в аварии пострадало три человека, все они от госпитализации отказались.
Рядом с местом этой аварии в ноябре произошло смертельное ДТП. По данным ГАИ, ночью водитель фуры двигался по второй полосе: «На освещенном участке проспекта он допустил столкновение со стоявшим в среднем ряду МАЗом прикрытия, принадлежащим УП „Горавтомост“. МАЗ продвинулся вперед и сбил двух мужчин, производивших дорожные работы. Один из них (1970 г. р.) погиб. После МАЗ врезался в еще один грузовик предприятия. У водителя DAF помимо других травм диагностировали сердечный приступ».
Эксперты обратили внимание, что в прошлом году случалось много нехарактерных ДТП, не попадающих под определение «типичные обстоятельства». Пожалуй, резонансный инцидент с участием сотрудника ГАИ и мотоциклиста на перекрестке Независимости — Машерова из их числа. В результате этого происшествия инспектор получил тяжкие травмы, а водитель Suzuki был приговорен судом первой инстанции к пяти годам колонии.
На этой магистрали в прошлом году, к счастью, никто в ДТП не погиб. Однако аварии с пострадавшими случались нередко, и потому ул. Притыцкого попала в список наиболее аварийных. Вспомним, что же происходило там в 2016-м.
Одним из мест концентрации ДТП стал перекресток с ул. Бельского, возле станции метро «Спортивная». Так, в марте в результате конфликта левого поворота там произошло столкновение Peugeot 206 и Audi A4. От удара хетчбэк оказался на газоне. Водителя и пассажиров, среди которых был маленький ребенок, увезла скорая.
А в мае на этом перекрестке столкнулись Porsche Cayenne и встречная Audi A6. Беременную женщину, управлявшую одним из автомобилей, забрали в больницу.
В ноябре там же автомобиль службы такси врезался в машину дорожников. Видео, сделанное регистратором, дает возможность понять, как развивались события. Таксист в результате аварии пострадал и был госпитализирован.
Среди остальных происшествий на данной улице (в 2016-м на ней зарегистрировано пять ДТП с пешеходами) выделяется авария с четырьмя автомобилями, которая связана с проведением ремонтных работ на проезжей части. В районе сливной решетки канализации был заменен асфальт, дорожники оставили ограждение. Водители стали тормозить, кто-то не успел, и случилась цепная реакция. В ДТП также попала маршрутка, были пострадавшие.
Неожиданно эта улица попала в список наиболее аварийных в Минске. Это как подтверждение замечания экспертов, что в городе случаются нехарактерные, словно случайные ДТП, которые сложно предотвратить классическими мероприятиями. Судите сами...
В марте водитель Ford Transit совершил наезд на пожилую женщину, которая находилась на зеленой зоне. Та скончалась на месте происшествия. Как сообщали в ГАИ, автомобиль при этом двигался задним ходом.
В первой половине года громких происшествий на этой магистрали больше не регистрировалось. Ряд резонансных ДТП там случился осенью. Так, в октябре возле станции метро «Немига» лоб в лоб столкнулись Kia и BMW. Водитель последнего автомобиля погиб.
А через месяц возле перекрестка с ул. Коммунистической опрокинулся автомобиль скорой. По данным ГАИ, машина медслужбы двигалась на красный с включенной световой и звуковой сигнализацией. С ул. Коммунистической ехала Lada, с которой и произошло столкновение. Медики везли тяжело больную женщину, которая скончалась на месте. Причину смерти должна была установить экспертиза.
Одним из главных успехов концепции «Добрая дорога» стало снижение числа ДТП с участием пешеходов. Это достигалось массовой установкой светофоров и укладыванием «спящих полицейских». Благодаря этому удалось погасить очаговую аварийность. Особняком стоит единственный смертельный случай на пр. Пушкина, произошедший в прошлом году.
Поздним октябрьским вечером пришло сообщение ГАИ: возле станции метро «Пушкинская» сбиты две женщины — одна погибла. По предварительной версии инспекторов, пешеходы пересекали проезжую часть на запрещающий сигнал. Это же подтвердили и очевидцы, отозвавшиеся в комментариях к заметке.
Еще один случай тоже попадает под определение «нетипичный». На перекрестке Пушкина — Харьковская проходил ремонт контактной троллейбусной линии. Пока рабочие устраняли неисправность, проезжавший мимо автобус задел трос люком и потащил его за собой. Трос оборвался, потянув за собой двоих рабочих, они упали с вышки на проезжую часть. Происшествие попало в объектив регистратора.
Каждый такой случай, пусть даже самый нетипичный, детально анализируется (мы описывали, как проходят заседания рабочей группы по анализу аварийности), и формулируются конструктивные способы по изменению ситуации. Но если в самом начале программы «Добрая дорога» снижать аварийность удавалось благодаря дешевым и очевидным мерам, то теперь каждый процент повышения безопасности дается все сложнее и дороже.
Зимние шины в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by