Несколько советов для тех, кто вдруг решится поехать на личной машине в славный город Марсель (около 2500 км пути из Минска). Точнее, всего один совет. Не стоит ехать в Марсель на машине! В самом опасном граде Европы типичный южный хаотический трафик, при этом ушлые ребята на мотороллерах готовы выхватить на ходу через окно ваш телефон или кошелек. А также оторвать поворотник или другой элемент — без злого умысла, потехи ради. С другой стороны, здесь удобный общественный транспорт, впечатляющие городские тоннели и есть возможность насладиться романтикой лихого фильма «Такси». Продолжаем наш евроцикл, организованный при содействии xistore.by, репортажем об автобуднях портового города-весельчака.
Про Марсель нам рассказывали всякое. Арендованный в Ницце Citroen перекрестили, но святой воды на побережье не нашли.
В одном из центральных кварталов запланировали встречу с белорусом, который живет в городе 10 лет и открыл собственный тату-салон (его историю мы вскоре опубликуем). Напротив салона — парковочное место. Антон рассказывал: однажды кто-то содрал с его Alfa Romeo, оставленного здесь, декоративную полоску.
— Вижу через окно: подошли четверо. Покрутились, пошуршали, отправились дальше. Выхожу — полоски нет. Думаю: вот молодцы! И зачем только понадобилась?
Мы улыбались и не верили, а когда собрались в гостиницу, обнаружили пропажу и у себя. Хулиганы оторвали элемент повторителя поворота. Какое-то проклятое место…
В прокатной службе не мелочились и выставили счет за элемент — 464,82 евро. Спросили, где случилась беда, а услышав про Марсель, долго смеялись: и не такое бывает, хорошо, что не сожгли. Полная страховка ущерб компенсировала. Если вы все-таки собрались в Марсель, не стоит экономить на страховке…
Сердцем Марселя является порт, который приносит региону деньги. Любой крупный портовый город вынужден решать проблему с трафиком. Тысячи грузовиков, участвующих в логистических цепочках, парализуют движение, создают заторы. В 1960-х мертво встал и Марсель. Тогда муниципалитет принял решение проложить в районе старого порта тоннель. Сейчас в городе несколько проколов — этакая подземная объездная сеть. За тоннель Prado Sud придется заплатить 1,9 евро, а самый длинный Prado-Carénage обойдется в 2,8 евро. Это один из самых дорогих городских тоннелей в стране. В будний день мы проскочили его без проблем, но в час пик стоять может и платная магистраль.
Проблема пробок подземными альтернативами полностью не закрылась. Передвигаясь по городу, то и дело можно угодить в затор, логику возникновения которого понять невозможно. Где-то случилось ДТП, а где-то арабский парень оставил машину на обочине, чтобы заглянуть в «булочную» на минутку… Марсель называют самым перегруженным городом Франции, а несколько лет назад он входил и в топ-10 самых медленных городов Европы. Сейчас из этого малоприятного антирейтинга вроде бы выпал.
И все равно видно, что здесь жестко и решительно борются с автомобилизацией. На многих улицах и авеню вроде бы не старые еще карты предлагают повернуть налево, но в реальности этих поворотов уже нет — строжайше запрещены. Приходится наматывать круги в поисках разворота. На каждом перекрестке чувствуется, что городские власти идут по единственно верному на сегодня для большого города пути: всячески усложняют жизнь владельцам машин, хотят пересадить их на метро, автобус, трамвай.
Выделенная полоса для общественного транспорта на современный французский манер — это не просто разметка и камера на столбе, но и жесткий бордюр, который не позволит «случайно» забраться туда, куда запрещено.
Город утыкан и изуродован конструкциями в виде палок и столбов, которые не позволяют водителям оставить свой автомобиль в удобном месте, парализовав трафик.
Пункты байкшеринга расположены повсеместно.
В систему велодорожек вложены большие деньги, но из-за специфики рельефа универсальным транспортом велосипед стать не может.
Какие тут велосипеды с такими горками…
Кто ездил на машине в Азии или Африке, будет чувствовать себя в Марселе комфортно. Для классической Европы местный хаос и некоторые особенности поведения водителей выглядят дико. Дурной тон в этом городе — показывать при перестроении поворот.
Пешеходы перебегают дорогу как попало, а те, кто идут по правилам, тоже обычно бегут. На всякий случай…
Перекресток по-марсельски: в приоритете тот, кто на кругу? Не всегда. Пару раз нам сигналили нетерпеливые товарищи сзади — мол, главный тот, кто первее и наглее, хватит зевать. На некоторых круговых перекрестках действует правило помехи справа, но мы так и не разобрались, как понять, где именно. Потом узнали: надо смотреть на разметку. А пока ты будешь смотреть, какой-нибудь тип обязательно обматерит тебя, открыв форточку. Такая водительская коммуникация — еще одна местная особенность.
Здесь часто не смотрят на знаки, а перекрестки выглядят примерно так:
В марсельском хаосе хочется одного: перебраться в салон упакованного Peugeot 406 какого-нибудь местного гонщика Даниэля, который знает город как свои пять пальцев и умеет по нему ездить. Визуально, к слову, никакого киношного колорита в марсельских такси нет — выглядят стандартно.
Типичный марсельский автотранспорт — маленькие бюджетные машины. С большим автомобилем на местных улочках только хлопоты и головная боль.
Случай из марсельских будней. Скорая приезжает на вызов. Тяжелое ДТП. Пострадавшим оказывают помощь. Задействован водитель. В этот момент какие-то парни вытягивают из салона телефоны врачей и все, что там плохо прикручено…
Белорусский марселец Антон может рассказать с десяток таких историй. Вот например.
— Подруга знакомого приехала из Швейцарии на крутой машине. Оставила на 2 часа. Приходит — а машина на кирпичах. Я и сам такое видел. Еду на работу — «Аудюха» новенькая стоит без колес. «А-шестая». Ничего себе припарковался, думаю. А кирпичи так на наши похожи, что и непонятно, где такие достали. Может, наши с кирпичами приехали на дело?
Народная французская забава — жечь машины.
— Жгут и в Марселе, бывает иногда, — говорит Антон. — У нас одному парню машину сожгли. Так он такой радостный был! Не знал, как от нее избавиться: старая была, рухлядь. А чтобы на свалку сдать, еще доплатить придется. Однажды приходит счастливый, говорит: машина пропала! А там как раз в его квартале были поджоги. Через 3 дня ему звонят — заберите авто со штрафстоянки. Какого черта? Поехал выяснять. Видит — да, его аппарат. Полмашины обгорело. Пожарники приехали, потушили, сбили с ручника — она в центр улицы откатилась. Полиция забрала. Штраф — 300 евро. «Повезло».
О местном движении, которое так нас впечатлило, белорус говорит с иронией:
— Движение как движение. Можно ездить. Правда, у половины водителей прав нет.
Наш собеседник поясняет: как-то так получается, что в этом городе все заранее знают, где стоит полиция, когда и во сколько в каких местах проверяют на алкоголь. Бокал вина и пива позволить себе можно, но позволяют и больше, конечно.
— Недавно едем с женой по городу. А тут закончился футбольный матч. И перед нами такая «потерянная» тачка, что все рекорды побила. Водитель останавливался на всех светофорах. Правда, исключительно на зеленый. Потом долго думал, вырулил на встречку. Резко и без сигнала поворотника сдал вправо, затормозил — прямо передо мной. Такие тут «клиенты».
Дорожная полиция в Марселе не активничает, это вам не фильм «Такси», хотя есть камеры и «письма счастья» прилетают. А вот штрафы за неправильную парковку собирают оперативно и с удовольствием.
— Вы стали рядом с салоном. Если бы не взяли флаер под лобовое стекло, заплатили бы 135 евро. Формально стоять нельзя — желтая полоса. Полиция меня знает, если что, увидев флаер, просто попросили бы перепарковаться.
В центре Марселя найти местечко невероятно сложно. Можно убить уйму времени. Лучше ехать в район Старого порта на подземный паркинг с приемлемой ценой — не больше 10 евро за день. Из-за всей этой суматохи с парковками, как и в любом южном городе, в Марселе востребованы скутеры. Но гонять тут на скутере рискнет не всякий.
— Особенно в дождь. Опасное дело. Водители скутеристов не замечают. В Марселе нужен большой мотоцикл с серьезным звуком. Например, «Харлей». Тогда тебя услышат. Скутер у меня есть, но почти на нем не езжу. Когда работал в другом квартале, ездил на велике. На нем выходило 5 минут до работы. А на машине — 20.
Машины встречаются ободранные и часто без зеркал. Антон рассуждает философски: через какое-то время перестаешь придавать этому значение. «Подрихтовали» бампер? Ну и черт с ним. Царапина на боку? Плевать. Это ведь железо. Железу не больно.
На TripAdvisor и в других сообществах люди делятся советами о том, как выжить в Марселе, если ты за рулем. Приведем парочку:
Конечно, те, кто живет в этом городе долго, только улыбнутся: туристы, хватит преувеличивать! На фоне страшных баек красота Марселя не меркнет, а становится еще более притягательной — красотой с нотками опасности.
Благодарим за помощь в организации поездки xiStore — первый фирменный магазин устройств Xiaomi в Беларуси.
Вам будет интересно:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by