«Не хочу, чтобы сложилось мнение, будто я жертва», — сразу предупреждает Артур Бакиновский. Мужчина оказался в непростой жизненной ситуации. Устроился таксистом в одну из новых служб, все было хорошо: сервис претендовал на премиум-нишу в сфере перевозок, предоставлял свежие автомобили, заказы поступали по приложению... Но менее чем через месяц Артур попал в ДТП: он заснул за рулем и машина выехала на встречную полосу. Автомобиль восстановлению не подлежит, у водителя — двойной перелом челюсти. «Не успел я толком выздороветь, как компания предложила мне оплатить стоимость универсала», — вздыхает бывший таксист. У этой истории — несколько участников. Разумеется, мы обратились за комментарием и к другой стороне.
По словам Артура, в такси он оказался почти случайно. В прошлом спортсмен, чемпион Европы и мира по пятиборью, закончил училище олимпийского резерва, по профессии — тренер-методист. Объясняет, что сейчас этот вид спорта не популярен, а деньги нужно было зарабатывать — отец несколько лет назад получил инвалидность, а мать уже долгое время не работает, находится на содержании сына.
— Сначала работал курьером в интернет-магазине, который впоследствии закрылся (через несколько недель после увольнения), — вспоминает наш собеседник. — Потом друг предложил пойти в новую службу такси, которая запускалась в Минске. На объявление о вакансии наткнулись в интернете. Я подумал — а почему бы нет? Водительские права есть, сфера привлекательная. К тому же отец и дед тоже в свое время работали таксистами. Так сказать, семейная преемственность.
В августе 2014 года Артур устроился таксистом. Сервис предоставлял свежие автомобили с хорошей комплектацией. Взамен требовал аккуратности (например, одежда должна быть строгой — рубашка, галстук, пиджак) и соблюдения правил в общении с пассажирами (громко музыку не включать, не поднимать провокационные темы).
— Принципиально принимали тех, кто никогда не работал в такси — видимо, чтобы не переносили старые привычки в новую службу, — продолжает Бакиновский. — Хотя компания только-только открылась, работы хватало — заказы поступали постоянно.
Одним из новшеств на тот момент была возможность получать заказы не только через диспетчерскую службу, но также через мобильное приложение. В 2014 году это было новым и современным. Сервис позиционировал себя как премиум-такси, предоставлял бесплатный Wi-Fi, детские автокресла. Автомобили были оборудованы кондиционерами, кожаным салоном, имели другие опции, повышающие комфортабельность.
Как на многих транспортных предприятиях, машины были оснащены GPS-модулями. Таким образом можно отслеживать местонахождение автомобиля, видеть маршрут и так далее. Это позволяло не только грамотно распределять заказы, но также контролировать водителей. Те об этом, разумеется, знали.
— В тот вечер я заступил на смену около 21:00, выехал на линию, начал двигаться по городу. Это была пятница, конец сентября, — вспоминает Артур. — Тогда график был нестабильный, работали по 12 часов. В течение этого времени я имел право на отдых. Это также отмечается в путевых листах, которые могут проверить, например, сотрудники Транспортной инспекции.
Как подчеркивает бывший таксист, он работал на автомобиле компании и принимал все условия службы. Одно из ключевых — брать и выполнять заказы, что, в общем-то, логично.
— В случае отказа от поездки надо было созвониться с непосредственным начальником и обосновать, — говорит мужчина. — Соответственно, это могло сказаться на твоей репутации. Какой из тебя водитель, если ты не выполняешь заказы?
По его словам, он отвез несколько пассажиров. В пятницу многим надо было в кафе, рестораны, клубы. Заказы поступали до двух-трех часов ночи.
— Тогда я решил устроить себе отдых, — продолжает Бакиновский. — Никаких конкретных указаний не получал. Водитель не обязан был ставить в известность начальство. При необходимости, если почувствовал усталость, имел право отдохнуть. Я припарковался на остановке напротив гостиницы «Европа» и решил вздремнуть. Заглушил двигатель, разложил сиденье и закрыл глаза.
Важный момент: Артур утверждает, что перед сменой высыпался — иначе, мол, не смог бы работать, организм не выдерживал нагрузок.
— Через какое-то время по приложению поступил заказ, — бывший таксист не знает, сколько точно времени занял сон (предполагает, что, возможно, 10—15 минут). — Нужно было завезти клиентку в Национальный аэропорт. Как добросовестный работник, который хочет выслужиться, решил не отказываться от заказа. На тот момент никакой сонливости не было.
— Но вы могли бы отказаться? — спрашиваем.— Наверное, да. Если бы почувствовал сверхусталость или случился аврал. Самое интересное, что уже после произошедшего мне позвонил коллега и сообщил, что этот заказ поступал ему, но он отменил его. Получилось, что если бы я сказал «нет», то вышла бы совсем некрасивая ситуация.
В любом случае водитель Volkswagen приехал с пл. Свободы на ул. Нарочанскую к центральному входу гостиницы. Клиентка некоторое время не появлялась, и таксист снова заснул. Его разбудила сама пассажирка, которая постучала по стеклу автомобиля.
— Вышел из салона, помог загрузить чемодан в багажник. Но как только выехал на МКАД, почувствовал, что меня капитально накрывает, — признается Артур. — Машин практически не было. Пассажирка сидела за моей спиной и всю дорогу молчала. Украдкой стал щипать себя за брови, только бы не отключиться. Понимал, что ответственность колоссальная, и держался изо всех сил. Концентрация была на пределе. Словом, приехал в аэропорт весь в поту. Когда пассажирка рассчиталась, вышел из автомобиля и решил купить кофе. Но позвонил начальник смены: «Что ты там делаешь? Почему так долго?» Я объяснил. Меня попросили приехать на базу — пришел сменщик, нужно было отдавать машину... Ну раз надо — значит, надо, любой приказ начальства необходимо выполнять, и я без задней мысли сел за руль. Тем более прохладное осеннее утро немного взбодрило меня и усталость прошла сама собой. Включил музыку, отопление, круиз-контроль...
Последнее, что помнит мужчина перед аварией — как проезжает развязку пр. Независимости — МКАД, панорама города словно в тумане. А затем провал... Вероятно, в этот момент водитель Volkswagen отключился.
О ДТП стало известно практически сразу же, и предварительная версия была такой: водитель заснул за рулем, Passat выехал на встречную полосу, столкнулся с маршрутным автобусом. Затем легковой автомобиль развернуло и выбросило за пределы проезжей части, где он врезался в столб.
— Очнулся, когда открывали дверь. Я был без сознания или спал — не знаю... — вздыхает Бакиновский. — Меня достали из машины очевидцы, вызвали скорую, задавали стандартные в таких случаях вопросы. В состоянии шока еще встал на ноги, осмотрелся и понял, что попал... Благо никто, кроме меня, не пострадал. Потом уже знакомый дальнобойщик спрашивал: ну как же так, раз почувствовал усталость — остановись и вздремни! Но поймите, в тот момент у меня не было сонливости. Вот когда вез девушку в аэропорт, тогда да, а потом чувствовал себя даже бодрым. Это сейчас я понимаю, что сон не прошел, а все неблагоприятные факторы сложились в одно.
Диагноз был таким — сотрясение головного мозга, черепно-мозговая травма легкой степени, двойной перелом челюсти. Лечение в больнице заняло около двух недель. У Артура удалили два зуба, сделали операцию, наложили шину. Около месяца приходилось размалывать еду в блендере. Мужчина заметно потерял в весе.
— Через несколько дней после аварии в больницу приехал мой непосредственный руководитель, — переходит к важной части рассказа бывший таксист. — Интересовался здоровьем, самочувствием. Сказал, мол, не волнуйся, выздоравливай, лечись. Как я теперь понимаю, хотели узнать обстановку.
У этого происшествия есть еще одно обстоятельство, о котором нужно сказать отдельно. Водитель Volkswagen в момент ДТП не был пристегнут. Да, таксисты имеют право не пользоваться ремнем безопасности (пункт 9.5 ПДД). Причина в том, что в свое время на них совершались систематические нападения (такие случаи происходят и сейчас, но гораздо реже) и ремень нередко использовали как удавку или же с его помощью блокировали движения водителя.
Однако описанная ситуация была иной. В салоне никого не было, угрозы нападения — тоже. Может, стоило пристегнуться? Артур соглашается: если бы воспользовался ремнями безопасности, то последствия наверняка были бы другими — травма челюсти была получена в результате удара о подушку безопасности.
— Что было потом? — переспрашивает мужчина. — Рассчитывал, что предложат взамен другую работу. Или же приду за окончательным расчетом, заберу документы, и все... Но через месяц директор позвонила и пригласила для серьезного разговора.
Тут нужно сделать оговорку. На момент аварии Бакиновский проработал в службе такси чуть меньше месяца. Помимо контракта он подписал договор о материальной ответственности.
— Директор сообщила о решении учредителей и предложила заплатить чуть менее $3 тысяч в эквиваленте за автомобиль, который, по ее словам, списали в утиль, — достает папку с документами наш собеседник. — Объяснила, что могли бы взыскать полную стоимость, но решили этого не делать. Для меня это все равно было полной неожиданностью. Я растерялся, опешил... Осознал все уже потом, когда подписал мировое соглашение, в котором был оговорен порядок выплаты.
По словам Артура, ему предложили работать на автомойке, на которой обслуживаются машины компании и которая входит в ее структуру. Часть зарплаты удерживали бы, и таким образом удалось бы погасить оговоренную сумму. Но врачи рекомендовали ему избегать переохлаждения и работы во влажных помещениях. Поэтому мужчина от предложения отказался.
— Некоторое время я лечился, было не до трудоустройства. Лишь спустя полгода стал искать место работы, — рассказывает Бакиновский. — В долги не влезал, жил на накопления.
Кроме того, был существенный фактор — на полгода бывшего таксиста лишили водительских прав. Во время разбирательства в ГАИ ему предлагали или оплату штрафа в 4,5 миллиона неденоминированных рублей, или лишение права управления. Деньги нужны были на лечение, и Артур выбрал второе.
Вину в ДТП он признал, не согласился лишь с формулировкой «проявил невнимательность», просил конкретизировать причины аварии. Но ему объяснили, мол, нет такой статьи «уснул за рулем».
— С прошлого места работы периодически поступали звонки, ненавязчиво интересовались моей платежеспособностью, — продолжает собеседник. — Отвечал, дескать, ищу работу — пока нет возможности оплачивать долг. Я не хотел доводить дело до суда. Зачем мне эти проблемы? В конце концов мне заявили: не хотите по-хорошему — подадим иск. Я сказал: ваше право. Добавил только, что не могу ничего сделать — одолжить было не у кого.
Через некоторое время мужчина получил повестку из суда Фрунзенского района. К тому времени прошло уже более года после ДТП.
— Ни от кого я скрываться не собирался и пришел в указанное время, — рассказывает Артур. — В иске было заявлено 92 миллиона неденоминированных рублей. Я попросил назначить независимую экспертизу на предмет определения размера ущерба, хотел получить обоснование суммы. Автомобиль, по сути, списали, застрахован по автокаско он не был. Судья попросила общаться в рамках расписки. Во время перерыва поговорили с директором и сошлись на мировом соглашении.
Вскоре мужчина устроился на работу и снова в такси. Все устраивало, а заработок позволял выплачивать долг. Но через пару месяцев работодатель объявил, что прекращает бизнес и распродает машины. Артур снова получил на руки трудовую книжку...
Еще одна попытка устроиться на работу пришлась на лето 2016 года, когда запустилась очередная служба такси в Минске. Однако и там Бакиновский проработал всего около месяца. Мужчина не сообщил, что ранее привлекался к административной ответственности по линии ГАИ. Вскоре тайное стало явным — директор узнал об этом и уволил без объяснения причин.
— Сейчас сложилась нервная ситуация. Никогда не думал, что буду должен такую сумму, — заключает собеседник. — Хочу предупредить ребят, которые планируют устроиться таксистами: прежде чем идти в сферу перевозок — подумайте триста раз. Это большая ответственность — за жизни людей, а также за автомобиль, если он не принадлежит вам. Картинка может быть приятной, но и последствия могут оказаться серьезными. Рассчитывайте только на себя и помните, что управляете чужим имуществом.
Комментарий руководства службы такси:
— Насколько помним обстоятельства происшествия в сентябре 2014-го, водитель включил круиз-контроль, уснул и врезался в автобус, а затем в столб. Пассажиров в салоне машины не было. Автомобиль Volkswagen Passat B6 восстановлению не подлежит. Наш сотрудник некоторое время находился на лечении.
Было подписано соглашение, по которому он обязался компенсировать, подчеркнем, частичную стоимость машины. Вы же прекрасно понимаете, что автомобиль в той комплектации обошелся нашей компании в несколько раз дороже (около $15 тысяч в эквиваленте). Мы осознавали — выплатить полную сумму виновник ДТП не сможет, мыслили трезво, вошли в положение и не настаивали на полной компенсации. Однако в течение полугода ничего не получили. Затем был суд, по итогам которого мы опять пошли навстречу и заключили с ответчиком новое мировое соглашение. Мы не против, чтобы он погашал задолженность частями, однако на данный момент переведена лишь малая часть суммы. Более того, последнее время платежей с его стороны не поступало.
Что касается режима труда и отдыха. Все наши сотрудники проинструктированы: работая посменно, перед выездом на линию нужно выспаться. Если водитель почувствовал усталость или недомогание, он должен сообщить руководству и вправе либо два часа отдохнуть, либо вернуть автомобиль на базу и ехать домой.
Это один из базовых принципов нашей службы. Все сотрудники предупреждены, что несут материальную ответственность за машину, но самое главное — отвечают за безопасность клиентов.
По нашей информации, водитель перед сменой не отдохнул в достаточной степени, что привело к ДТП. Считаем, сделали все для урегулирования ситуации, хотели решить спор по-хорошему, однако вынуждены были обратиться в суд. Сейчас идет речь о принудительном взыскании средств.
Ортопедические подушки в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by