Весна 1997 года. В прокат выходит фильм «Достучаться до небес», Тони Блэр побеждает на парламентских выборах в Великобритании, а в минском спортивном комплексе в Уручье распахивает двери выставка «Моторшоу-1997». Двадцать лет назад автомобильные импортеры весьма амбициозно оценивали перспективы белорусского рынка. Ряд экспертов ставил нас на один уровень с Польшей и Литвой. Много воды утекло с тех пор. Рынок полностью преобразился, поменялись лидеры, локализовались уникальные модельные ряды. Уже четыре года подряд в Минске не проходят автосалоны, но автолюбителям скучать не приходится: изменение таможенных ставок, утилизационный сбор, обвал российского рубля, прекращение продаж моделей среднего класса, наплыв «бюджеток»… Давайте на время оставим сегодняшнюю суматоху, сядем в воображаемую машину времени и отправимся в май 1997 года. Под крышу СК «Уручье», где тогдашние автомобильные дилеры выставили на обозрение публики свои модельные ряды. Еще не было Instagram, Twitter и даже цифровых фотоаппаратов. Зато были пленочные камеры. Мы нашли и оцифровали кадры, которые сегодня можно назвать историческими.
Сегодня, глядя на «Моторшоу-1997», кажется, что это подборка «топ-20 автомобилей стоимостью до трех тысяч долларов». А тогда даже самые дешевые модели, представленные на выставке, были недоступными для большинства белорусов. Наш авторынок только формировался, и далеко не в каждой семье была хотя бы подержанная машина, а новые считались вовсе недосягаемой мечтой — всего 3700 белорусов в 1997-м купили в салоне автомобиль без пробега. Поэтому большинство посетителей «Моторшоу» приходили на выставку просто полюбоваться на новинки мирового автопрома. Учитывая, что на улицах новых машин практически не было, посмотреть в СК «Уручье» тогда было на что!
Еще за несколько сотен метров до спортивного комплекса слышно, что там проходит какое-то важное мероприятие. Громко играет музыка, разнося по округе перебивающее само себя эхо. При приближении к главному входу толпа людей густеет, рядом образовалась очередь за билетами. Гостевая парковка перед «Моторшоу» забита старенькими Sierra, Ascona, Passat B2, Golf II, «Волгами» и «Жигулями», но большинство посетителей приехало в Уручье на общественном транспорте. Всего четыре года назад с производства сняли Passat B3, но он не успел подешеветь до такой степени, чтобы превратиться из мечты в «народную» реальность, а на выставке обещают показать новый флагман Volkswagen — Passat B5! Немногие белорусы видели эту машину «живьем» до «Моторшоу-1997». Но пока давайте познакомимся с экспонатами, расположенными на улице.
Под открытым небом по традиции разместили в основном грузовые и тестовые автомобили. Белорусские представители Iveco привезли на «Моторшоу» новую линейку тягачей Eurostar. На европейском рынке она уже представлена два года, но до нас доехала лишь сейчас. Владельцы компаний, занимающихся грузоперевозками, интересуются ценами, уточняют сроки поставки, выбивают скидки.
А неподалеку манит хромированной решеткой радиатора американский бескапотный тягач International Eagle. Этой машине уже десять лет, и она тут представлена в качестве «шоу-кара». Купить Eagle нельзя, а вот сфотографироваться — всегда пожалуйста. Главное, кадр не испортить — их на пленке не так уж и много.
Стенд коммерческой линейки Mercedes представлен абсолютно новым «седельником» Actros и городским автобусом 400-й серии. Первый привлек очень много внимания, ведь это одна из самых свежих моделей в сегменте — на конвейер Actros поступил менее года назад и в Беларуси было лишь несколько людей, которые успели прокатиться на нем. Что касается автобуса, то его судьба была предрешена — невозможно наладить массовую поставку подобных моделей в страну, где есть собственный производитель городского общественного транспорта.
Компания «Аварийный сервис для автомобилей» являлась первым в Беларуси сервисом технической службы на дорогах. Она выставила на обозрение свой самый новый эвакуатор полной погрузки (подвешенный на эвакуаторе автомобиль — Skoda Forman). На бортах — красивый телефонный номер. Городской.
А вот и первые тестовые машины. Дилер Skoda привез в Минск новенькую Octavia, европейские продажи которой стартовали лишь пару месяцев назад. Автомобилю было суждено стать весьма успешным на нашем рынке, а первый публичный показ модели в РБ состоялся как раз на «Моторшоу-1997». К слову, на «Октавии» — старые чешские номера.
Автоцентр «РМ-Маркет», уже тогда являвшийся дилером Opel в Беларуси, предлагает желающим протестировать внедорожник Frontera. Модель пусть и не свежая (уже пять лет на конвейере), но интерес вызывает немалый. Еще бы — автомобиль стоил как хорошая квартира в столице.
Еще один вседорожник, который можно было увидеть до входа в основной павильон выставки, — Toyota RAV4. Представитель японского производителя выставил у входа в спортивный комплекс весь модельный ряд. Некоторые машины можно было протестировать на небольшой площадке.
Компания «Атлант-М», дилер Volkswagen в Беларуси, распахнула двери своих коммерческих моделей — каблучка Caddy и микроавтобуса Т4. В пакете холдинга на тот момент были только бренды Volkswagen, Mazda и Lada.
Но основные и самые интересные новинки выставки расположились, конечно, внутри здания. Каждый дилер по-своему украсил стенд и постарался привезти на автосалон свои самые новые модели. Надувные шары, красивые девушки, глянцевые буклеты. Как видите, 20 лет назад «Моторшоу» мало чем отличалось от последних минских автовыставок.
Продажей автомобилей Ford в 1997 году в Минске занималась компания «Юнион Моторс». Она привезла на «Моторшоу» Mondeo второго поколения, который начали выпускать всего год назад. Тогда эта машина была новее, чем сегодня Volkswagen Passat B8.
Кроме Mondeo стенд Ford привлекал внимание большой линейкой «Транзитов», Escort (белорусской сборки!) и американским седаном Taurus, который так и не получил успеха у наших соотечественников.
На стенде BMW были лишь две модели, но этого хватило, чтобы привлечь много зевак. Главным «магнитом» баварского производителя на «Моторшоу» был роскошный бизнес-седан 5-Series E39. Люди даже не интересовались ценами на этот «самолет», просто фотографировались и смотрели сквозь стекло, сколько на спидометре. Машина была явно не для простых смертных.
«Тройка» в кузове Е36 стоила дешевле, чем Е39, но все равно очереди из покупателей не было. Зато компания «РиМи-Авто», официальный дилер BMW, предлагала всем желающим провести тест-драйв этой модели.
Красивым и насыщенным был стенд у дилера Renault — компании RCM. Сегодняшний импортер «Автопромсервис» в 97-м обеспечивал сервис Renault, а самостоятельные поставки автомобилей начал в 2001-м, став в итоге лидером рынка. На «Моторшоу-1997» посетителям показали практически весь модельный ряд французского бренда. Была линейка Megane, Scenic, Espace.
Дилер Opel выставил в спортивном комплексе внедорожник Monterey, седан Vectra, «стилягу» Tigra и семейный минивэн Sintra с американской «родословной». Кстати, «Синтра» была весьма «горячей» новинкой — ее представили в конце 1996 года и не все европейские дилеры начали продажи машины к маю 1997-го. Учитывая, что до премьеры Zafira было еще два года, Sintra являлась самым семейным Opel в линейке.
Официального дилера Land Rover в Беларуси не было до 2008 года, но частные предприниматели привозили новые британские премиум-внедорожники из Прибалтики и продавали зажиточным белорусам. Сейчас уже сложно сказать, кто пригнал на «Моторшоу-1997» дорогущий Range Rover, равно как и узнать судьбу данного экземпляра. Вероятно, автомобиль до сих пор бегает по нашим либо российским дорогам, сменив несколько владельцев. Обратите внимание — на фоне еще стоит Land Rover Discovery первого поколения. Экзотика! Спустя год британцы представили новую версию «Диско».
По некоторым данным, компания, занимавшаяся «серыми» поставками LR в нашу страну, также привозила сюда Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser и другие престижные внедорожники. Их рекламу можно было увидеть на одной из последних страниц журнала «АБС» (уже не выпускается).
Официальный дилер Volvo работал в Беларуси и 20 лет назад. Шведские модели хоть и не становились лидерами рынка, но постоянно держали необходимую планку продаж. В 1997-м в Минск приехал новенький седан бизнес-класса S90, который начали выпускать за семь месяцев до «Моторшоу». В будущем импортер Volvo поставил достаточно много «эс-девяностых» белорусским чиновникам.
Свежим был и универсал V40, первый белорусский показ которого тоже прошел на «Моторшоу-1997». Эта модель ознаменовала собой переход Volvo от квадратных и «острых» форм к обтекаемому дизайну, который продержался более 15 лет. Стилистика брала свое начало у концепта 1992 года ECC.
Весной 1996 года в Женеве Hyundai показала свою эффектную модель Coupe, поражавшую смелыми формами и аэродинамикой. Спустя год «двухдверка» доехала и до Минска. Любопытно, что официального дилера Hyundai (как и Kia) в Беларуси тогда не было. Многие компании работали по субдилерским контрактам и привозили новые автомобили в РБ из Литвы, Польши и даже Украины. Вообще, до 2006 года понятие «официальный ввоз машин» в Беларуси было очень размытым, поэтому и не было точной статистики продаж.
Дилер Mercedes порадовал посетителей выставки универсалом E-Class в 210-м кузове, несколькими минивэнами и новинкой 1997 года — купе CLK, которое еще даже не продавали в Европе. Формально на «Моторшоу-1997» прошел первый в СНГ показ этой «двухдверки».
Стенд Peugeot разместили рядом со стендом Renault. Наиболее интересной моделью со львом на решетке радиатора была 406-я — посетителям «Моторшоу» предоставили для знакомства как седан, так и универсал. Официального дилера Citroen в то время в Минске не было.
Сейчас в это трудно поверить, но одним из наиболее посещаемых стендов на «Моторшоу-1997» была выставочная площадка Lada. Белорусский представитель компании привез в Минск сразу несколько любопытных моделей. Самой крутой был, конечно, кабриолет Samara. Еще была мелкосерийная версия «Нивы» — ВАЗ-2131 «Кедр» и остальной модельный ряд российского производителя.
Компанию Mazda уже тогда представлял холдинг «Атлант-М», и на выставку 1997 года привезли практически весь модельный ряд японского бренда. Были хетчбэк и седан 323, новенький 626, премиальная линейка Xedos 6/9 и др.
Но главной новинкой холдинга была модель Volkswagen: на «Моторшоу-1997» прошла громкая презентация Passat B5. Эта машина стала «переломной» в истории линейки. Еще вчера Passat был невзрачным практичным автомобилем с консервативным дизайном и надежным мотором, а сегодня на стенде красуется обтекаемый, «дутый» седан, претендующий чуть ли не на премиум-класс.
«Во времена, когда блоки цилиндров были чугунными, W210 новыми, а мы на 20 лет моложе, Беларусь автомобильная выглядела иначе. Пусть по ориентировочным данным (точных не было) весь рынок новых машин РБ составлял не более 4500 экземпляров в год, однако смотрите, какое разнообразие! Сколько участников выставки! Сколько моделей было представлено тогда! И „Моторшоу“ проходило ежегодно. А были пару лет, когда „Моторшоу“ и „Автошоу“ проводились параллельно. А что сейчас? Нет, за такое состояние рынка новых машин Беларуси, где реально продается только три модели, со смешной доходностью, белорусские профессионалы автобизнеса не боролись. И нас никто не спрашивал, как автомобилизировать страну. Тем не менее мы продолжаем оставаться оптимистами, надеяться и верить в будущее Беларуси», — вспоминает выставку 20-летней давности Дмитрий Перлин, работающий на автомобильном рынке РБ с 1995 года. В 1997-м он принимал участие в описанном «Моторшоу».
К сожалению, в наших руках оказались фотографии не всех стендов выставки 1997 года (например, в кадр не попали модели Audi дилера «Автосалон-AV»). Кроме того, в «Моторшоу» тогда участвовали не все дилеры. В 1990-х существовала компания «Автодинамо», которая занималась итальянскими машинами. Она первой в РБ предложила кредиты на автомобили, фактически зародив это направление в нашей стране. А дилер «Ланкор» продавал не только Subaru, но и Nissan.
Последний раз «Моторшоу» проходило в 2013 году. Уже официально подтверждено, что в 2017-м БАА не будет проводить данное мероприятие. Но организаторы выставки не исключают, что она пройдет в 2018-м. Это было бы здорово, ведь «Моторшоу» — пусть и небольшой, однако «теплый» и родной праздник для белорусских автолюбителей, имеющий более чем 20-летнюю историю.
Трансмиссионные масла в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by