Накануне сезона отпусков актуальна тема пассажирских перевозок. Отправляясь отдыхать, человек думает о собственной безопасности. А как быть, если в пути произошла авария и автобус получил существенные повреждения? Можно ли продолжать движение с разбитым лобовым стеклом? И кому после всех этих неудобств направлять претензии? Со всеми этими вопросами столкнулся наш читатель, который на днях отправился на автобусе из Минска в Киев.
Наш читатель приобрел билет на автобусный рейс Минск — Киев в офисе компании Intercars. 6 мая автобус Neoplan отправился с автовокзала «Центральный», предстоял ночной переезд в Украину.
— В районе полуночи я проснулся потому, что автобус на скорости начал сильно шататься, вилять из стороны в сторону. Я увидел в окне, как разделительная полоса уходит вбок, а автобус направляется к ограждению посреди дороги. Последовал сильный удар, резкое торможение — некоторые пассажиры упали в проход, с верхних полок посыпались вещи, — рассказал Onliner.by читатель.
Автобус остановился на дороге, в салоне, по словам пассажира, чувствовался запах жженой резины.
— Дышать было трудно, мы хотели выйти на свежий воздух, но водители нас не выпустили. Позже мы узнали, что на место вызвали ГАИ. Все время, пока мы ожидали, я пытался дозвониться по номеру Intercars, но никто так и не снял трубку. Автоответчик утверждал, что все операторы заняты, и повторял, что наш звонок очень важен, — добавил собеседник.
Вскоре от водителей пассажиры узнали, что автобус сбил на трассе лося.
— Водители сказали, что решение о том, что делать дальше, будет принимать руководство. Приехали сотрудники ГАИ, меня оформили понятым. Оценить силу удара можно было по вмятине на передней части автобуса, разбитому лобовому стеклу и клочкам шерсти на дороге, — рассказал пассажир.
По его словам, на месте ДТП автобус простоял около 5 часов. Только в начале шестого утра пассажиров привезли на автовокзал в Гомеле.
— Далее автобус выдвинулся с пассажирами в сторону границы, ее мы прошли довольно быстро. Перед этим водители заклеили стекло обычным скотчем, т. к. боялись, что оно во время движения может осыпаться или упасть, что в первую очередь поставило бы под угрозу безопасность движения. Ехали мы при этом очень медленно. Во многом поэтому в Киев прибыли практически с семичасовым опозданием — в 14:20, а не в 7:45, как значилось в расписании, — добавил наш читатель.
Пассажиры были измотаны после пережитого стресса. И у них остались вопросы.
— Больше всего поразил тот факт, что никто не поинтересовался, нужна ли нам какая-либо помощь, какое у нас состояние после столкновения, нуждаемся ли мы в чем-нибудь. Дозвониться в компанию по номеру для экстренных вызовов так и не смогли. Нам не принесли элементарных извинений за поздний приезд, — возмущен собеседник. — Как можно было отправлять пассажиров в автобусе, который побывал в ДТП, у которого лобовое стекло в трещинах и сколах от удара? Это вообще безопасно?
В случае повреждения транспортного средства водители должны ориентироваться на главу 26 Правил дорожного движения. В случае с пассажирским автобусом нужно обратить внимание на п. 194.7: «Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства при наличии неисправности, указанной в приложении 4 к настоящим Правилам». Приложение 4, глава 4, пункт 24: «Ветровое стекло транспортного средства со стороны водителя имеет трещину (трещины) в зоне, очищаемой стеклоочистителем».
На фотографиях видно, что лобовое стекло разбито, причем удар пришелся как раз на водительскую сторону. Соответственно, согласно ПДД, участие транспортного средства с такими повреждениями в дорожном движении запрещено.
При этом в п. 196 ПДД сказано, что, при возникновении неисправностей водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно, он может следовать к месту стоянки или ремонта, соблюдая необходимые меры предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения.
За комментарием корреспондент Onliner.by обратился в компанию Intercars. Девушка, которая представилась Настей, менеджером по продаже билетов, подтвердила, что ей известно о случившемся ДТП.
— Обычно решение о вызове дополнительного автобуса принимает водитель. Видимо, если он продолжил поездку, автобус был в состоянии ехать дальше, — предположила девушка.
По ее словам, рейс осуществляла не компания Intercars, а ее партнер, который и несет всю ответственность за случившееся.
— Это был не наш рейс, был другой перевозчик — наш партнер. Поэтому всё, что могут сделать пассажиры, — это обратиться к перевозчику, — сказала она.
— То есть пассажиры покупают билеты у вас на сайте, а перевозку осуществляет другая компания?
— Да, так как мы сотрудничаем с разными перевозчиками.
Вот только могли ли пассажиры направить какие-либо вопросы и жалобы ночью? Тот телефон, который им удалось найти на сайте Intercars, работает с 8:00 до 22:00.
Intercars, по словам менеджера по продаже билетов, сотрудничает со сторонними перевозчиками не только по направлению Минск — Киев, но также по направлению Минск — Варшава. Означает ли это, что, в случае возникновения вопросов во время данных рейсов, пассажиры не смогут получить помощь от компании?
— Если пассажир хочет, он может обратиться в нашу компанию, а мы перенаправим все его жалобы и претензии перевозчику, — ответили в Intercars.
В Intercars корреспонденту Onliner.by предоставили контакты перевозчика, который выполнял упомянутый рейс Минск — Киев. Это частная украинская фирма, ее владелец согласился ответить на вопросы о данной поездке.
— Вы говорите о подменном автобусе. Я украинский перевозчик, соответственно, я должен был бы искать его в Украине. Через сколько часов он бы добрался в Беларусь, чтобы забрать пассажиров? Я думаю, полдня бы ждали, пока автобус прошел бы границу. Ничего там страшного не было — просто треснувшее стекло, — рассказал владелец компании. — Треснувшее стекло не угрожает безопасности движения. Да, эксплуатация такого транспортного средства запрещена — согласен. Но мы же не приехали в Минск с разбитым стеклом. Это произошло во время поездки.
По информации перевозчика, наезд на лося произошел примерно на скорости 65 км/ч. А затем с разбитым лобовым стеклом автобус продолжил маршрут до Киева на скорости около 40 км/ч — из-за этого и возникла многочасовая задержка.
— Нет ли договоренности с Intercars, чтобы в подобных случаях направлять подменный автобус из Беларуси?
— Должна быть такая договоренность, но на тот момент, наверное, не было возможности найти такой автобус. Где его ночью искать?
— А если бы такой инцидент произошел на территории Украины?
— В Беларусь однозначно на таком автобусе никто бы людей не повез. Понятно, что в данной ситуации дали бы подменный автобус. Но с учетом необходимости проходить границу, направлять автобус из другой страны проблематично, — заявил собеседник.
Вопрос о том, кому направлять претензии в случае подобных происшествий, остается открытым. Автобус опоздал на несколько часов. Нередко таким видом транспорта пользуются те, кто покупает авиабилеты с вылетом из аэропортов, расположенных в соседних столицах, — в Вильнюсе, Киеве, Москве. Для них подобная задержка может быть критичной.
— А какие к нам могут быть претензии? Это ДТП — за что здесь возмещения? Мы что, специально это делали, или гонялись по полю за этим лосем? Мы такие же пострадавшие, как и эти пассажиры, из-за того, что лоси бегают через дорогу.
Кстати, несмотря на то, что на информационной табличке в автобусе указан маршрут Минск — Одесса, конечный пункт поездки был именно в Киеве — там вышли все пассажиры. До Одессы пассажиропоток пока относительно небольшой, перевозчики ждут летнего сезона.
Читайте также: