19 мая 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Сухомой» из Минска всем студентам пример! Как обычный парень пытается заработать своим делом

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Кто-то хнычет, что перспектив нет и маленькая зарплата, а кто-то не ждет милости от природы и просто заводит свое дело. Сегодняшняя публикация — об обычном студенте из Молодечненского района. У парня нет богатого инвестора, но есть сильное желание хорошо зарабатывать. В двадцать лет он зарегистрировал «ипэ», купил средства автохимии и попробовал оказывать услуги по сухой мойке автомобилей. Его конкурентное преимущество в том, что сервис едет к клиенту, а не наоборот. Однако Георгий Денисенко сразу столкнулся со сложностями: клиентов мало, а налог платить надо... Onliner.by решил помочь молодому бизнесмену-трудяге. В нашем проекте «Оптимисты» — реальные дела, а не просто слова одобрения.

Бизнес-идеи от плантаций фундука до согревающих капсул за 50 у. е.

— Не могу сказать, что сильно увлекался автомобилями. Хотя водительские права получил в 18 лет, — рассказывает Георгий Денисенко. — Мною двигал другой мотив: я хотел зарабатывать, не висеть на шее у матери. Обеспечивать себя, а впоследствии купить квартиру, машину. Но очень угнетает перспектива после распределения получать среднюю зарплату в 500 рублей. Накопить на свое дело и через десять лет реализовать юношескую мечту? Нет уж, для себя я решил: сейчас или никогда!

Георгий Денисенко

Мама парня работает учителем физики в школе, отца нет. Ждать помощи не от кого, и юноша полагается в первую очередь на себя, тем более что есть опыт, который заставил поверить в собственные силы. Как-то поставил цель поступить в минский вуз, тщательно готовился и блестяще сдал централизованное тестирование — баллов хватило с запасом.

Карманные деньги тоже старался зарабатывать сам: во время школьных каникул собирал металлолом, после первого курса ездил на стройку в Россию. Хватило на одежду, смартфон, пропитание. С гордостью подчеркивает, что денег у матери не просит.

— Постепенно пришел к выводу, что нужно начинать свое дело, — продолжает парень. — Стал читать в интернете статьи о стартапах, бизнес-литературу, смотрю на YouTube несколько каналов соответствующей тематики.

Георгий рассматривал множество идей. От каких-то приходилось отказываться сразу, другие отсеивались после детального изучения.

Парень говорит, что сформулировал три основных условия: проект должен быть, во-первых, чем-то новым, эксклюзивным для Беларуси, во-вторых, не нести больших затрат на начальных стадиях, в-третьих, удобным для клиента.

Так, любопытную идею о модульных домах (эта сфера после практики на различных стройках Денисенко хорошо знакома) пришлось отмести из-за огромных начальных инвестиций. Потом парень решил выращивать фундук и основать целую плантацию, но на это потребовались бы годы... Как-то узнал про специальные капсулы, которые поддерживают температуру напитка, выполняя функцию термоса. Однако их стоимость слишком высока — около 50 у. е. за комплект. Если учесть еще доставку, то за итоговую сумму их никто бы не покупал.

Почему именно сухая мойка?

— Постепенно увлекся автомобильной тематикой, подписался на несколько каналов, — вспоминает начинающий бизнесмен. — Среди любимых влогеров — JoRick Revazov, Жекич Дубровский, Pro-Service... Однажды в предложенных видео обратил внимание на подборку интересных идей для своего дела. Так узнал о сухой мойке автомобилей.

Не сказать, что эта идея инновационная. Такие услуги появились в Минске несколько лет назад, и сейчас на некоторых паркингах предлагают помыть машину без воды. Суть — в специальной формуле автохимии: наносишь средство, ждешь около десяти секунд и можно отмывать.

— В состав входят, в частности, воск, силикон и поверхностно-активные вещества, — объясняет Георгий, глубоко изучавший вопрос. — Средство проникает внутрь грязи, как бы обволакивая ее и создавая защитный слой. После этого с помощью специальных салфеток можно смывать, не боясь поцарапать кузов.

Подобные средства пока вызывают у автовладельцев скепсис. Известное дело: песчинки служат абразивом, что потом чревато появлением царапин на лакокрасочном покрытии, если смывать их насухую. Как обойтись без воды?

В ответ парень демонстрирует снимки автомобилей, которые отмывал лично: «Говорят, что никто законы физики не отменял. Но это же химия! Если хорошо разобраться в вопросе, то любой поймет, что это безопасно для кузова. Конечно, тренировался я не на автомобилях клиентов, а на машинах родственников и знакомых — все прошло чисто в прямом и переносном смысле».

Словом, молодой человек решил попробовать: открыл «ипэ», купил средства автохимии, завел группу в соцсети «ВКонтакте» и распечатал около трех тысяч листовок, которые раскладывал под стеклоочистители автомобилей.

— Моей «фишкой» стало то, что я еду к клиенту, а не наоборот. Автовладельцам даже к машине подходить не надо. После выполнения работы я звоню, заказчик принимает и расплачивается, — изначально Денисенко хотел делать ставку на соцсети. — Наибольший эффект, как ни странно, принесли именно листовки. По ним звонили чаще.

По словам Георгия, мойка одного автомобиля занимает в среднем около часа. Еще одно конкурентное преимущество, которое предлагает молодой бизнесмен, — кроме собственно очистки кузова от грязи, в услугу входит полировка (не путать с полноценной полировкой царапин на СТО!). Парень также приобрел очернитель шин и очиститель для литых дисков.

Налог вдвое больше стипендии

Однако первые неудачи несколько поубавили энтузиазма. Вау-эффекта не произошло. За полгода к начинающему бизнесмену обратились около 15 человек, дело застопорилось. Но самое печальное — в налоговой инспекции ему объяснили, что если он хочет продолжать дело, придется платить налог около 200 рублей (при этом отчисления в фонд социальной защиты населения студентам-предпринимателям делать не надо).

— Вышло, что налог вдвое больше моей стипендии, и я работал в минус, — вздыхает парень. — Чтобы выйти хотя бы в ноль, нужен больший оборот.

Тогда Георгий стал искать клиентов в интернете. Студент ловко оперирует терминами: таргетинг, SMM-продвижение, поисковая оптимизация. Но теоретические знания мало помогли на практике. Клиентов больше не стало, в соответствующей группе в соцсети «ВКонтакте» всего 250 подписчиков.

— Решил активнее продвигать свои услуги в этой соцсети, но столкнулся с обманом. Фрилансер, который должен был разработать логотип и дизайн странички, оценил услуги в 200 рублей и попросил 80% задатка, — рассказывает типичную историю молодой человек. — Моей ошибкой стало то, что я не заключил договор. После перевода аванса он прислал четыре логотипа, два из которых оказались украденными. Потом работы вовсе остановились. На данный момент подано заявление в милицию. С фрилансером связались, он находится в России. Утверждает, что все обязательства выполнил.

Затем парень обратился в агентство, которое занимается продвижением сайтов и аккаунтов в соцсетях. Условия были полностью выполнены, но достигнуть нужного эффекта снова не удалось.

Параллельно Денисенко попытался арендовать несколько машино-мест на паркингах, но везде получил отказ. Площадь либо уже была занята, либо выставлялись невыполнимые для стартапа условия (например, аренда сразу 50 машино-мест). Георгий считает, что шансов достигнуть успеха было бы больше, если бы удалось пообщаться с руководством паркингов напрямую. Но всякий раз секретари вставали пуленепробиваемой стеной, защищая начальство от назойливого коммерсанта.

Несколько человек предлагали купить «готовый» бизнес — точку на паркингах. Цена варьировалась от $1,5 до 5 тысяч в эквиваленте. Плюс в том, что был доступ к электричеству и это позволяло бы оказывать услуги по чистке салона автомобиля. Однако тогда бы терялось конкурентное преимущество, когда мойщик едет к машине.

Отчаявшись, парень хотел было выйти на улицу и предлагать услуги автомобилистам напрямую — к примеру, на парковках торговых центров. Но вскоре отказался от идеи, ведь сухая мойка занимает час, а люди обычно проводят в гипермаркете всего 20—30 минут.

— Многие только мечтают, но ничего не предпринимают. Мой принцип — действуй! — старается не терять присутствия духа наш собеседник. — Однако иногда руки опускаются, инвестиций не хватает. А хочется выполнять услуги качественно, развивать дело: в планах купить пылесос для уборки салона, мобильный генератор и, если понадобится, чехлы на сиденья.

У предпринимателя есть не только тактика, но и стратегия. В будущем он хотел бы масштабировать идею, обучить и нанять сотрудников, а доход вложить в строительство детейлинг-центра, где будет оказываться широкий комплекс услуг для автомобилей.

Сейчас уныние у Денисенко сменяется в хорошем смысле слова упрямством: как же так, в России услуги мобильных моек пользуются спросом, рынок схожий, почему не выходит? Теперь у него в планах вложить деньги в рекламу, разработать приложение, при этом он не хочет брать кредит или завязывать какие-то отношения с инвесторами — боится, что не сможет отдать долг.

Опытные коллеги советуют: не сдаваться!

С такими грустными мыслями парень пришел в нашу редакцию. Мотивация и попытки начинающего бизнесмена говорят, что он настроен серьезно, и мы решили ему помочь, связав с нужными людьми. Таковым оказался минский предприниматель Антон Шловенец, который взялся проконсультировать молодого коллегу.

— Твои конкурентные преимущества понятны, но меня смущает, что ты работаешь один. Вдвоем бы вы справились за 30—40 минут. То есть я бы рекомендовал искать компаньонов, — Антон стремительно перешел к делу. — Выбор стратегии привлечения клиентов тоже вызывает вопросы. Кому интересны твои услуги? Подсказка: суть не в уровне дохода. Особенность Беларуси в том, что человек может владеть, например, Kia Sportage, купленной в кредит, но зарабатывать ниже среднего. Смотри не на достаток, а на автомобиль.

Антон Шловенец (справа)

Один из основных советов такой: искать клиентов не во дворах, а возле офисов. Деловые люди чрезвычайно ценят время. Программист скорее потратит час-два на разработку приложения, чем на мойку своего автомобиля, и в итоге получит гораздо больше.

— Не видел твоих листовок, но скажу, что они должны быть яркими и читабельными. Нужно броское слово. Лучше пусть это будет название твоей будущей компании. Скажем, «Сухомой», — позже, «загуглив», мы выяснили, что так называет свою продукцию одна из российских компаний. — Объявления нужно не в почтовые ящики бросать, а класть под дворники автомобилей.

«Смысл в том, чтобы потенциальный клиент, еще не взяв ее в руки, уже уловил смысл. А на следующее утро ты уже должен быть на парковке, в яркой спецодежде, встречать клиентов. Это будет служить эдаким напоминанием»

Антон Шловенец привел такой пример: прямо в здании бизнес-центра, в котором расположен офис его компании, открыли СТО. Эффект был потрясающим: очереди выстроились по той же причине — местные менеджеры ценят время и предпочитают заплатить больше, но не тратить час-другой на дорогу (туда и обратно) до дальнего автосервиса.

Более опытный предприниматель раскритиковал идею Георгия делать ставку на группу в соцсети «ВКонтакте» и посоветовал завести бизнес-аккаунт в Instagram, а также сделать сайт-одностраничник: «Купить домен — 16 рублей. Есть много сервисов, которые за $5—10 помогут создать сайт из шаблонов. Тебе пока рано вкладывать больше. В Instagram обязательно подключи платный сервис, который позволит выбрать нужную тебе аудиторию. Вот видишь хештег BMW и фото — ты ему „лайк“ и комментарий, мол, сухая мойка в любом удобном для вас месте Минска. После каждой мойки делай снимки машины и выставляй их в пабликах. Клиентам предлагай в следующий раз скидку за упоминание. Если тебя, например, Катя Коба „лайкнет“, то вообще год эффект будешь ощущать».

По мнению Антона, в целевую аудиторию мойщика попадают девушки, которые любят чистоту, но не очень любят ездить по автомойкам и терять там свое время. Автовладелицам нужно обязательно давать скидку, вовлекать их в игру, а заодно демонстрировать, что Георгий — современный человек, который в тренде.

— Сначала, возможно, придется работать в ноль, — прогнозирует Шловенец. — Сейчас цель другая — масштабировать бизнес, стать узнаваемым, нарастить аудиторию. Если плохо отработала парковка — пробуй еще день, но не больше, и переходи к другому бизнес-центру.

— А если прогонят?

— Кто? Охрана? Ну знаешь, в твоей ситуации надо пробивать головой препятствия, лезть в окно, когда закрывают перед носом дверь.

Разговор не ограничился общими словами: Антон в дальнейшем намерен консультировать Георгия, рекомендовал коллегу, который поможет оформить аккаунт в Instagram. Загоревшись идеей, предприниматель стал искать молодому коллеге компаньонов, пообещал настроить сервис по «масслайкингу» и «массфоллоувингу».

— В определенный момент ты дойдешь до точки, когда перестанешь справляться, — предупреждает Шловенец. — И это самое опасное! Не довольствуйся малым, дескать, у меня пять заказов в день и я зарабатываю больше, чем мои сверстники. Надо нанимать людей, обучать, контролировать их работу. Как это сделать? Проси высылать фотоотчет, собирай фидбэк клиентов. Если же появится негатив — сразу купируй, чтобы не разошлось. Обещай выехать и исправить бесплатно, а в следующий раз — существенную скидку. Вообще, над системой лояльности надо подумать особо — нужно, чтобы клиенты возвращались к тебе.

Особенно важным, как нам кажется, было для Георгия услышать не только советы, но и ощутить поддержку, одобрение. Антон Шловенец оценил идею и попросил не останавливаться, во что бы то ни стало продолжать действовать: «Ты прогрессивный парень, не надеешься на других, пытаешься сделать что-то свое и даже создать рабочие места. Не стесняйся! Гордись своим делом, даже если оно пока неприбыльное. Не будь таким, как 90% белорусских начинающих предпринимателей, не сдавайся».


Вдохновившись бизнес-планом, который начертил опытный предприниматель, мы сами решили включиться в процесс. Объяснили парню, как завести бизнес-аккаунт в Instagram, нашли несколько клиентов среди сотрудников компании, сделали небольшой мотивирующий ролик... Очень хотелось поддержать молодого бизнесмена, дать почувствовать силы и немного успеха. На таких инициативных людях, как Георгий Денисенко, держится экономика развитых стран. Это здорово, что такая молодежь, которая не ждет подачек от государства, появляется в Беларуси. И очень хочется, чтобы таких ребят становилось больше.

Найти консультанта по регистрации предприятия на сервисе «Услуги» Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by