Велосипедисты в Минске столкнулись с дилеммой: по тротуарам ездить неудобно, а по дорогам общего пользования — небезопасно. Полноценная велодорожка в столице одна, да и та превратилась скорее в прогулочный маршрут для всех желающих. Чтобы покататься, каждому приходится самостоятельно выбирать меньшее из зол. А так ли это необходимо? Onliner.by отправился на велосипеде за город, чтобы узнать, есть ли альтернатива привычным маршрутам. Свежий воздух, свободные дороги и живописные виды — в нашем сегодняшнем репортаже.
Нашим провожатым будет профессиональный велосипедист, экс-чемпион Беларуси по маунтинбайку, представитель торговой сети velozona.by Михаил Бесага.
— В городе все сложно, и сам я по минимуму здесь езжу. На велодорожку вообще махнул рукой: еще пять лет назад там было хорошо, свободно, а теперь ехать просто невозможно. Ладно велосипедисты, но обязательно же выходят на дорогу мамочки с колясками, собачники, которым, видимо, больше негде выгуливать своих питомцев, — в этом отношении наш эксперт придерживается, наверное, того же мнения, что и большинство велосипедистов в Минске.
Тогда что же делать? У любителей «покатушек» началась великая депрессия от качества тротуаров, высоты бордюров и количества пешеходов.
— Поехали на природу! Там воздух почище, шума поменьше, под колеса никто не бросается. Давай, тебе понравится, — предложил Михаил.
Простые решения всегда лучше. С проспекта Победителей сворачиваем на улицу Тихую и тихонечко проезжаем в лесопарковую зону «Дрозды» рядом с водохранилищем, которое носит то же название. С тротуара приходится съехать на грунтовую дорожку, которая спускается вдоль берега и убегает в лес.
— Это один из самых доступных веломаршрутов. Сюда приятно заехать на часок после рабочего дня, а можно совершить полноценную поездку в выходной. Маршрут очень простой и не требует какой-то особенной подготовки: смело берите в поездку семью, детей, друзей — все получат удовольствие, — говорит Михаил Бесага.
Дорога хоть и не имеет твердого покрытия, но хорошо укатана и даже обычный летний дождь не создаст особых проблем. Здесь можно легко проехать на велосипеде любого класса и уровня. Новичкам, впрочем, при подъезде к воде советуем спешиваться — можно увязнуть в песке.
Серьезно заблудиться в таком лесу сложно, но на всякий случай есть смысл изучить маршрут по карте. Протяженность дорог в лесопарке небольшая — едва ли вы накатаете в общей сложности больше 10 км. Если этого достаточно, чтобы подышать свежим воздухом, тогда можно развернуться, и вскоре вы снова окажетесь вблизи «Минск-Арены». Для тех, кто предпочитает более длительные поездки, предлагаем несколько вариантов: направо — в деревню Зацень и дальше к Цнянскому водохранилищу, налево — в сторону Минского моря.
— Кстати, здесь неподалеку есть серьезный маршрут, который велосипедисты между собой называют «Трасса 62». Там будут серьезные спуски, серпантины, ступеньки, трамплины — все для тренировки маунтинбайкеров. Скажем так: существуют маршруты посложнее, однако начинающему велолюбителю на велосипеде начального уровня лучше отказаться от такого заезда. Во-первых, без должной подготовки есть риск получить травму, во-вторых, можно остаться без велосипеда: чтобы ездить по корням и прыгать с трамплинов, требуется надежная техника, — предупредил наш провожатый.
Нужно решительно отбросить в сторону предрассудки и смириться с тем, что велосипед профессионального уровня может стоить как неплохой подержанный автомобиль. В связи с этим возникает резонный вопрос: а оно вам надо?
— Большинство велосипедистов в Минске катаются на велосипедах примерно одного уровня. Как правило, это так называемый «горник» с амортизационной вилкой, механическими тормозами и недорогим оборудованием, — пояснил Михаил Бесага. — И чаще всего такого велосипеда достаточно. Стоит он недорого, в обслуживании прост. На колеса устанавливают стандартные «стоковые» покрышки с протектором. Они универсальны в том смысле, что одинаково нормально чувствуют себя и на асфальте, и на проселочной дороге. В зависимости от предпочтений покрышки можно заменить либо на адаптированные для города «слики», либо на еще более широкие и «злые» шины, которые будут цепляться за песок и грязь на бездорожье.
Отходить от стандартного варианта в выборе велосипеда стоит тем, кто четко определился со своими предпочтениями. Шоссейная модель будет быстра на гладком асфальте, но она совершенно не подходит для езды по бездорожью. В песке такой велосипед вязнет, на грунте его тонким колесам с гладкой резиной не хватает сцепления, что чревато заносом. Двухподвесные горные велосипеды гарантируют дополнительную мягкость, однако есть ли смысл переплачивать за это, чтобы ездить потом по относительно ровным дорожкам в городе?
Кто-то выберет гибридный вариант — что-то среднее между этими двумя видами велосипедов. Более широкая резина и прямой руль позволят увереннее чувствовать себя вне прямых широких тротуаров. С другой стороны, на асфальте у таких велосипедов, как правило, лучше накат.
Отправившись из Дроздов по проселочной дороге налево, вы вскоре выедете к Заславскому водохранилищу. Дорога до него в спокойном темпе займет около 20—25 минут от «Минск-Арены». Есть одна особенность: покрытие здесь значительно хуже грунтовки в Дроздах, имеются участки с достаточно глубоким слоем песка, по которому крайне затруднительно ехать, скажем, на шоссейном велосипеде или «фиксе». С другой стороны, человек на «горнике» не столкнется с ощутимыми проблемами: рельеф ровный, а протяженность дороги небольшая.
— В хорошую погоду по вечерам и в выходные дни в этом направлении ездят многие, причем такая тенденция наметилась именно в последние годы, когда велосипедисты все чаще стали искать какие-то нестандартные маршруты, чтобы спокойно покататься, — говорит наш провожатый. — Летом очень популярно среди велосипедистов взять в дорогу рюкзак с термосом и какими-нибудь сосисками — пожарить их на природе, посидеть у воды. Это действительно здорово, можно приехать с друзьями налегке и хорошо провести время.
Добравшись до Минского моря, лучше повернуть налево. В этом направлении вдоль водохранилища вы беспрепятственно доедете как минимум до Robinson Club. Там можно перекусить, если отправились в дорогу без еды.
— Совет, который знают все велосипедисты: покушать за два часа до старта, чтобы пища успела усвоиться и дать вам необходимое количество калорий. Однако это не означает, что в дороге ничего есть нельзя. Наоборот: подкрепляться очень даже рекомендуется, главное, делать это правильно, — замечает Михаил Бесага.
Проблема в том, что сидя на велосипеде, вы можете не испытывать сильного голода довольно долгое время. Однако при интенсивной езде и отсутствии питания истощение может наступить резко. Это мгновенно сказывается на физических кондициях: у велосипедиста стремительно заканчиваются силы, кататься ему уже больше не хочется, остается всего два желания — поесть и поспать. Чтобы не допустить «заголодания», достаточно время от времени съедать что-нибудь легкое: организму будет хватать калорий для занятия спортом, а вы не будете ощущать тяжести в желудке.
— Один из лучших вариантов, который использовали гонщики во времена, когда спортивное питание считалось чем-то невероятным, — зефир. Мне кажется, что всю свою спортивную молодость я проездил на зефире и вафлях «Черноморских». Эти продукты легко усваиваются и дают нужное число калорий. Еще одно популярное в те времена блюдо — булочка с вареньем. Берется булочка (вроде тех, что используются для приготовления гамбургеров), из нее аккуратно вырезается сердцевина. Внутрь ложкой кладется варенье (мед, джем — по желанию). И сердцевина вставляется на свое место. За время поездки мягкая булочка пропитывается начинкой — получается вкусно и питательно.
Вариантов предостаточно. Никто не осудит вас за бутерброд с сыром и ветчиной, который можно завернуть в фольгу и спрятать в рюкзак или карман вашей веломайки. К сожалению, с пунктами общепита по пути дело, как правило, обстоит плохо. Поэтому лучше рассчитывать только на себя. Родителям, которые катаются на велосипеде с детьми, стоит брать две порции провианта: ребенок на свежем воздухе после физической активности быстро проголодается.
— Велосипедистов всегда очень выручают АЗС. Часто это единственный вариант во время поездки что-то купить, перекусить, выпить кофе, который весьма почитаем в нашей среде за энергетические свойства. Поэтому однозначно стоит взять в дорогу и небольшую сумму денег, чтобы купить то, что вам захочется, — советует Михаил Бесага.
Пить лучше всего воду — она утоляет жажду и замедляет истощение. Причем пить ее нужно достаточно много: занимаясь спортом, вы теряете влагу из организма и жизненно важно вовремя восстанавливать ее уровень.
А вот увлекаться спортивным питанием и энергетическими напитками наш эксперт не советует. У профессионалов к питанию научный подход с целью достижения максимального результата, велосипедисту-любителю это не нужно. К тому же стоить такое «увлечение» может немало.
Через деревню Зацень от Минского моря мы выезжаем к Долгиновскому тракту. Этот путь, в сущности, ничем не отличался от поездки по Дроздам: та же гравийная дорога, те же непродолжительные участки с песком. Но это самый короткий вариант добраться в Зеленый Луг, где нас интересует сразу два велосипедных маршрута.
— Территорию вокруг Цнянского водохранилища за последнее время облагородили. Без проблем можно объехать озеро по кругу. По большей части дорога здесь гравийная, но ехать легко, серьезных подъемов нет. Со стороны жилых кварталов есть полноценная велодорожка — асфальтированная, с нанесенной разметкой. На ней, понятное дело, можно встретить пешеходов — все как обычно, будьте осторожны. Но все же такого столпотворения, как на главном минском веломаршруте, здесь нет, — говорит наш велоэксперт.
На данный момент местной велодорожкой пользуются в основном жители Зеленого Луга и соседних микрорайонов. В этом ее плюс — мало кто поедет сюда через весь город. Теперь вы знаете, как добраться до этого места от проспекта Победителей. Можно объединить указанные веломаршруты в один: получится впечатляющий велопробег по живописным местам, похвастаетесь перед друзьями количеством преодоленных километров.
Не вызывает никаких сомнений, что экс-чемпион Беларуси по маунтинбайку Михаил Бесага профессионально владеет своим велосипедом. И, тем не менее, даже в такую легкую поездку он отправился в велошлеме.
— Это очень старая привычка, которую я себе привил как раз тогда, когда в Минске стало много велолюбителей. Раньше на тротуарах было пусто и можно было без чрезмерного риска ездить просто в кепке. Но теперь мы говорим о полноценном трафике. И даже если ты уверен в своем умении управлять велосипедом, никогда нельзя гарантировать, что никто не выскочит у тебя перед колесами, резко не свернет на твою траекторию и так далее. Шлем — это тот обязательный минимум, который сможет защитить вас от серьезной травмы в случае падения, — уверен наш провожатый.
Добавим, что в жаркую погоду шлем, на наш взгляд, является и лучшим вариантом головного убора для велосипедиста. У большинства моделей все в полном порядке с вентиляцией, а материал, из которого сделан велошлем, не нагревается от солнечных лучей.
Какая еще экипировка вам потребуется? Обязательно нужно обзавестись очками: они защитят ваши глаза и от солнца, и от нежелательного мусора (дорожной пыли или мошкары). Велосипедные перчатки предотвратят появление мозолей после долгой поездки. Наверное, это минимум из разряда must have.
Из Зеленого Луга очень удобно снова перебраться за город, а именно в «Раубичи» — Республиканский центр олимпийской подготовки по зимним видам спорта. Со столицей его соединяет настоящая асфальтированная велодорожка длиной около 15 км, о которой знают многие велолюбители.
— Этот маршрут берет свое начало практически на Логойском тракте. И дальше сплошь безопасный асфальт, где вы не будете соседствовать ни с автомобилями, ни с пешеходами. Хотя лучше все-таки быть начеку, — замечает Михаил Бесага.
Велодорожка до «Раубичей» пока еще находится в относительно неплохом состоянии, хотя во многих местах уже требует ремонта. Тем не менее на любом велосипеде, даже «раскладушке» с небольшими колесами, ехать можно спокойно, разогнавшись до комфортной скорости. Здесь нет тяжелых подъемов или опасных спусков. Равнинный ландшафт и шелестящая в стороне трасса М3 — и больше ничего.
— Конечно, очень бы не помешали здесь какие-нибудь киоски или что-то в этом роде, чтобы люди могли остановиться, передохнуть, что-нибудь съесть. Такое расстояние по асфальту без проблем проедет большинство велолюбителей, главное — не пугаться, а просто крутить педали в свое удовольствие. Но все равно неплохо, если есть где перевести дух. Однако имеем то, что имеем.
Собственно, возможность где-то посидеть и что-то перекусить появится уже в самих «Раубичах». Дорожка приведет прямиком туда, выезжать на проезжую часть не потребуется, если вы, конечно, не захотите срезать путь. В самом спортивном комплексе есть несколько кафе с умеренными «минскими» ценами. Возможно, кто-то захочет провести на природе все выходные, остановившись в здешних отелях. Места и правда очень тихие и красивые, можно заняться спортом или просто побродить по округе.
— Каким бы навороченным ни был ваш велосипед, никто не застрахован от технических проблем. Колесо можно проколоть, кажется, на ровном месте. Пугаться этого не надо, с мелкими поломками можно справиться самостоятельно — достаточно иметь с собой несколько недорогих инструментов, — говорит Михаил Бесага.
Не лишним будет возить с собой мини-насос и запасную камеру, которая подходит под диаметр колеса вашего велосипеда. Либо можно купить комплект заплаток, которые в случае чего смогут эффективно заклеить небольшой прокол. Прежде потребуется снять с колеса покрышку — легче всего это сделать при помощи монтажных лопаток. Затем меняем или заклеиваем камеру, возвращаем все на место и накачиваем колесо.
Еще одна важная вещь в дороге — набор шестигранников, так называемый мультитул. Во время поездки болты могут ослабнуть. Их нетрудно поджать самому, было бы чем. Поэтому нужный инструмент значительно облегчит вам жизнь. Кстати, проявите взаимовыручку в пути: не проезжайте мимо велосипедиста, которому нужна помощь, — будет плюсик в карму.
— Разумеется, от всего не застрахуешься. Бывают поломки, которые просто невозможно устранить подручными средствами, а целую мастерскую за плечами возить не будешь. В этом случае самое надежное — это друзья. Главное, чтобы был заряженный телефон. Я уже не припомню, сколько раз звонил своим знакомым автомобилистам с просьбой забрать меня оттуда, куда я заехал. С другой стороны, и я в таком случае не раз все бросал и ехал на помощь. Есть у велосипедистов такое понятие, как взаимопомощь.
Еще один притягательный маршрут ведет из Минска в направлении озера Птичь. В районе станции метро «Малиновка» выезжаем на асфальтированную дорожку, подобную той, что связывает Логойский тракт и «Раубичи».
— Дорожка ведет вдоль трассы Р1 Минск — Дзержинск. Рядом будет небольшой лес и поля — живописный белорусский пейзаж. Покрытие у дорожки не всегда ровное и гладкое — на шоссейном велосипеде прочувствуете каждую «складку». Зато на ситибайке и уж тем более «горнике» ехать одно удовольствие, — рассказал наш эксперт.
Дорожка не приводит прямиком к озеру: оставшиеся 300 метров опытные велосипедисты предлагают с соблюдением всех мер предосторожности преодолевать по краю проезжей части. На самой Птичи тоже очень красиво: можно объехать озеро целиком и позагорать на пляже.
— При желании этот маршрут легко продлить: можно стартовать, например, не от станции метро «Малиновка», а, скажем, с улицы Немиги. До выезда из города доедете по широкому тротуару проспекта Дзержинского.
— Большинству велолюбителей достаточно хотя бы раз в год показывать свой велосипед мастеру для проведения ежегодного техобслуживания. В мастерской проверят все подшипники, устранят люфты, все настроят по новой. Если потребуется какое-то серьезное вмешательство — вам обязательно скажут, — отметил Михаил Бесага.
Однако на этом программа-минимум не заканчивается, от владельца еще требуется следить за состоянием своего велосипеда. К примеру, очищать и смазывать цепь можно и самостоятельно. Сделать это просто: тряпкой или при помощи специальной жидкости нужно очистить цепь (специалисты очень не рекомендуют использовать для этих целей всем известное средство WD-40 или что-то подобное). После этого на сухую цепь нужно нанести свежую смазку, которая продается в любом специализированном магазине. Можно использовать жидкую смазку или вариант в аэрозоле — как больше нравится. После этого сухой тряпкой следует удалить излишки технической жидкости.
Перед каждой поездкой нужно проверять состояние тормозов и давление в шинах велосипеда. Оно, как правило, выше давления в колесах вашей машины — задумайтесь. Правильное давление влияет на управляемость, а исправные тормоза обеспечивают безопасность.
— Ничего слишком сложного или затратного. Однако своевременное обслуживание вашего велосипеда станет гарантией того, что все будет работать исправно, прослужит долго и не подведет даже во время самого трудного пути, — подвел итог велосипедист.
Выражаем благодарность сети магазинов velozona.by за помощь в подготовке репортажа
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by