02 июля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

Всего за полгода в США: как парень из Беларуси «сэволюционировал» от складного велика до Nissan Note

Автор: Андрей Гомыляев

Разница между Минском и Сан-Хосе, куда в момент этого интервью едет Максим, — десять часовых поясов. Парень движется в сторону Кремниевой долины на Honda Odyssey вместе с новым другом — Алексеем из Украины. Но почти полгода назад, в конце февраля, когда Максим только приехал в Америку, у него не было ничего, кроме складного велосипеда и $800 в кармане. Как он выживал в самой автомобилизированной стране мира пешком, заработал на мотоцикл и даже устроился таксистом — в этом материале.

Максим родом из Мурманска, сознательную жизнь провел в Могилеве. Он уже давно задумал кругосветное путешествие. Один из отрезков трипа проходит по США — это 44-я страна в списке парня. Если конкретнее, молодой человек хотел преодолеть континент насквозь — от Майами до Калифорнии. В конце февраля он прилетел в юго-восточный штат США с минимальной суммой денег и складным маунтинбайком в багажном отделении: думал, что сможет передвигаться по самой автомобилизированной стране планеты на велосипеде. Через три дня пребывания за океаном он понял, что без машины с ДВС жить тут нормально просто невозможно. Транспортная биография последнего полугодия жизни Максима — в монологе путешественника.


Этап 1. На велосипеде

Первые два-три дня я напитывался атмосферой, ходил к океану. В США $800 хватает примерно на полторы недели. Слегка отдохнув, я сразу начал искать подработку. Моим первым местом работы стала автомойка. Почти вся Америка — одно-двухэтажная, потому расстояния от объекта до объекта огромные. В моем случае от дома до мойки было 20 миль в одну сторону, то есть приходилось крутить педали по часу-полтора. Я пару раз проехал на велосипеде и понял, что не выдержу: слишком уставал. Да и времени на себя не оставалось.

Проезд в общественном транспорте дорогой. Туда-обратно съездил — потерял $2,5. При этом ходит он редко, порой приходится ждать по 30—40 минут. В принципе, сфера общественного транспорта в США в какой-то период современной истории перестала развиваться. Говорят, автобусы были задушены корпорациями, занятыми в продаже автомобилей, и нефтеперерабатывающими компаниями. Если анализировать нынешнее состояние и работу местного городского транспорта, эта теория заговора кажется не столь уж фантастичной.

Правда, в сравнении с Могилевом могу отметить один большой плюс: на автобусах спереди или сзади предусмотрены крепления для перевозки велосипедов. Еще есть мини-басы на базе пикапов (наподобие наших маршруток), но в них тоже недешево. Междугородние автобусы (даже с учетом бесплатного Wi-Fi в салоне) потеряли актуальность на фоне местных авиалиний. Поезда также непопулярны по сравнению с самолетами.

Этап 2. На мотоцикле

Чтобы понимать, почему в Майами трата $2,5 на общественный транспорт — это много, нужно иметь в виду, что на эти деньги можно купить галлон бензина (около 4 литров). То есть три-четыре поездки на автобусе примерно равны сотне километров пробега на личной машине. К тому же вся инфраструктура рассчитана на автомобили: двух-трехполосные трассы, АЗС через каждые 30 миль.

На первом месте работы — той самой автомойке — я зарабатывал $8 в час. Конечно, устраивался нелегально: по туристической визе законно не устроишься. Тут так работает примерно треть населения. Среди мигрантов ходит поговорка: если получаешь за день меньше $100 — надо уходить. Я попробовал себя рабочим в русскоязычном магазине, а потом вернулся к мойке машин, только в другой фирме. Замечу, эмигрантам приходится рассчитывать только на физический труд по десять часов в сутки — по крайней мере первые пару лет.

Я понял, что здесь можно заработать, если есть руки, и вскоре накопил на мотоцикл Honda Magna — это такой чоппер. Раньше я занимался мотокроссом, руководил мотошколой. Оказалось, в США спортбайки довольно редки и не пользуются уважением среди участников движения. Мотоцикл обошелся мне в $2000. Заработал я на него за два месяца. Обслуживание чопперов проводят по страховке, они не подпадают под категорию опасного транспорта. Страховка на те же «спорты» самая дорогая. В принципе, я вообще не покупал страховку — ездил на свой страх и риск. Пока что 10 тыс. миль откатал без инцидентов. Если едешь без нарушений и не паркуешься в неположенных местах, полиция не имеет права остановить просто так, для проверки документов. Так что главное — двигаться адекватно и безопасно.

Уточню, почему я много работал, а не тратил все время исключительно на путешествия: на самом деле я просто копил деньги перед тем, как отправиться в Южную Америку — там с однодневной прибылью сложнее. К слову, мотоцикл позволил мне покататься по национальным паркам США, а они были моей основной целью на континенте.

Появился мотоцикл — значит, нужны и права американского образца. Сдать на них оказалось довольно просто (даже для человека, приехавшего по турвизе), я справился за один день. Замечу, тесты по теории я сдавал на русском языке. Из 50 вопросов можно допустить 10 ошибок. Практика — два поворота и пару упражнений на площадке, в город не выезжали. И все — права в кармане! Этот документ открыл для меня возможность зарабатывать еще и водителем. К слову, тем, у кого нет прав международного образца (не получали или лишены), достаточно пройти четырехчасовой онлайн-курс, после которого следует описанный выше экзамен. Вначале выдают временные права, а через два месяца по почте приходит полноценное удостоверение. Я веду влог, и сдаче на права был посвящен один выпуск.

Этап 3. На автомобиле

Упрощенная система выдачи прав, безусловно, сильно влияет на удобство вождения в черте города. Многих водителей в Майами можно назвать невнимательными, потому они ведут себя слишком боязливо, чересчур аккуратно. У нас бы их обозвали «тормозами», однако тут не столь требовательны к автомобилистам. Человек сел за руль — это его право. Упрекать его в медленной езде или неумении предвидеть ситуацию — все равно что ущемлять его в правах. Думаю, все понимают, как трепетно в США относятся к слову «ущемлять». Водители ездят в той манере, в какой им хочется (в рамках правил), а не в той, что диктует трафик. Подрезаний, учительства нет: «жертвы» сразу сообщают в полицию, на месте никто не разбирается. Действительно, зачем выполнять функцию «наказателя», если есть люди, которым за это платят? Дальше работает принцип неотвратимости наказания. Минус — не всегда пропускают, когда включаешь поворотник.

Я арендовал машину — это был Nissan Note. В нем работал, в нем же иногда жил. Оформление не вызвало проблем: достаточно одного любого документа. Для устройства на более нормальную работу нужен счет в банке — как фактор, подтверждающий, что тебе можно доверять. Все свои накопления я положил на счет, и для меня открылись перспективы подработать на доставке еды (начал еще на мотоцикле) и в Uber, а также его аналоге Lyft — и то, и другое трудоустройство основано на приложениях в смартфоне.

Возможно, в другой стране этот приработок не был бы столь прибыльным, но в США люди особого склада. Они так привыкли к мобильности, что почти не гуляют по улицам просто так (исключение — туробъекты, набережные, парки и так далее), а пешком пройти километр до ближайшего кафе — это тем более не про них. Местные предпочитают доставку еды или поездку в это самое кафе. И тем, и другим я как раз и был занят. Доходило до абсурда: люди готовы платить за доставку суши $4—5, лишь бы не идти пешком десять минут. А сколько было поездок длиной в километр из дома в ночной клуб, просто не счесть.

Водительское удостоверение дало возможность работать и на грузовых авто, в мувинг-компании. Тут часто переезжают из одного дома в другой вместе со всем нажитым, а потому услуга грузоперевозок очень востребована и хорошо оплачивается.


В общем, как видим, Максим проникся идеей, что без автомобиля в Америке никак не прожить — то есть совсем никак. Правда, скоро ему придется расстаться и с Nissan, и с чоппером: 22 июля заканчивается его виза. Нарушать закон молодой человек не намерен — за пару дней до указанной даты он собирается отправиться в Мексику, чтобы продолжить кругосветное путешествие в Латинской Америке. Благо теперь есть на что.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by