«Тем, кто пытается вщемиться, иногда достается не лучшая участь»: разбор аварии на «Могилевской»

30 986
29 июля 2017 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

«Тем, кто пытается вщемиться, иногда достается не лучшая участь»: разбор аварии на «Могилевской»

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Сумятица на выезде из города. Автомобильный поток движется безостановочно, выбирая ту полосу, которая едет быстрее. Общественный транспорт сохраняет спокойствие и, как корабль, пытается швартоваться к остановке. Посадка-высадка пассажиров, маршрутные такси, знак «Остановка запрещена»... Нужно действовать быстро, чтобы не попасть впросак. Мы на Партизанском проспекте, разбираем аварию, которая стала результатом очень непростой дорожной ситуации.

ДТП случилось в понедельник утром. Автомобили двигались по Партизанскому проспекту со стороны улицы Социалистической. Водитель Fiat ехал в крайней левой полосе, но стал перестраиваться правее. Впереди затормозили машины, и Fiat попытался вернуться в левый ряд. В этот момент с ним столкнулась маршрутка.

— На самом деле этот участок проспекта очень непростой. От перекрестка до съезда на МКАД всего около 100—150 метров. На этом отрезке расположена остановка общественного транспорта с большим пассажиропотоком, — говорит Виталий Жуковский, подменяющий Юрия Краснова. — К аварии привела череда событий, поэтому вся ситуация требует детального разбора.

Рекогносцировка на местности

Итак, отрезок Партизанского проспекта длиной менее 150 метров. Согласно установленным знакам (3.27), остановка здесь запрещена, за исключением обозначенного остановочного пункта, который используется городскими и пригородными автобусами, маршрутными такси, а также водителями, которые осуществляют здесь посадку и высадку пассажиров. Это крупный транспортный узел на выезде из города, поблизости расположена станция метро и торговый центр: создается впечатление, что автомобилей у края проезжей части слишком много.

— Кажется, для общественного транспорта здесь не хватает «кармана», например как это сделано на проспекте Победителей в районе площади Государственного флага. Такое решение облегчило бы жизнь и водителей, и пассажиров: автобусы бы никому не мешали, а у остальных была бы возможность беспрепятственно двигаться по проспекту, — говорит Виталий Жуковский.

На деле же оказывается, что стоящий транспорт занимает крайнюю правую полосу движения, а зачастую сразу два ряда справа, если подъезд к остановке затруднен. Поблизости расположена диспетчерская станция «Автозаводская», но даже туда вытеснить значительную часть пассажиропотока не удастся. Человеку, который вышел из метро, куда удобнее дожидаться транспорта на ближайшей остановке, а не идти еще с полкилометра куда бы то ни было. Поэтому с конечной автобусы уходят почти пустыми, а бóльшую часть пассажиров добирают уже на «Могилевской».

— Все это осложняется тем, что съезд на МКАД расположен очень близко к остановке. И тем, кто собирается сворачивать направо, нужно обязательно перестроиться в нужную полосу. После перекрестка у них остается крайне мало времени на это, а если занять подходящий ряд заранее, то есть риск попасть в затор, — отметил эксперт.

Недальновидный маневр

По всей видимости, в такой ситуации и оказался водитель Fiat.

— Обратите внимание, он начал перестраиваться еще на перекрестке, причем даже без указателя поворота — «моргнул» уже в последний момент. В тот момент, когда Fiat начинает смещаться в третий справа ряд, Nissan впереди уже тормозит — видны стоп-сигналы. И это показательный момент. Именно водитель Nissan на этом участке дороги повел себя осмотрительнее других. Он оценил обстановку, увидел, что перед ним может образоваться затор, и вовремя снизил скорость, чтобы себя обезопасить, — считает Виталий Жуковский.

Водитель Fiat не рассчитывал на то, что в третьей полосе движение остановится. Перестраиваясь, он даже начал разгоняться. Это было ошибкой, не успев до конца съехать в другой ряд, водитель был вынужден возвращаться обратно, чтобы избежать столкновения с Nissan. Избежал, но слева ехала маршрутка.

Много разговоров вызвал именно этот факт: наши читатели обращали внимание на то, что маршрутному такси не место в крайней левой полосе. Изучая обстановку на Партизанском проспекте, эксперт обратил внимание на то, что слева оказываются и автобусы, и грузовики. Согласно ПДД, они могут это делать только для объезда препятствия, поворота налево или разворота.

— Мы не знаем, выполнял ли водитель микроавтобуса городскую перевозку по установленному маршруту — очевидец говорил, что в салоне никого не было. На месте маршрутки мог оказаться любой автомобиль. Мы видим, как складывается ситуация: водители выбирают ту полосу, которая движется быстрее, а в некоторых случая попросту ту, которая движется хоть как-нибудь,  — сказал Виталий Жуковский.

Принцип домино

Рассмотрим ситуацию еще раз. Каким образом формировалась дорожная ситуация, итогом которой стало столкновение двух автомобилей?

— Смотрите, правая полоса занята полностью, — комментирует видеозапись эксперт. — Там стоят маршрутки и автобус, подъезжают водители, которым нужно кого-то высадить или забрать. Обратите внимание: в правой полосе водитель белого Volkswagen остановился, чтобы высадить пассажира.

В какой-то момент в четырех рядах в импровизированной шеренге оказывается шесть машин.

— Во второй справа полосе рядом с Volkswagen замедляется водитель Opel — он тоже хочет подъехать к остановке. Трудно сказать, остановился ли автомобиль или он просто очень медленно едет. Так или иначе, но движущаяся следом Toyota объезжает Opel слева и частично оказывается в третьей полосе. Там жмет на тормоза водитель Audi, а за ним — осмотрительный Nissan. Обратите внимание, этот водитель даже включил «аварийку», сигнализируя тем, кто едет за ним.

Водитель Fiat оказался не готов к такому положению дел. Он начал разгоняться, чтобы успеть перестроиться между Nissan и автомобилем, из которого велась видеосъемка. В результате дистанция до серебристого седана оказалась недостаточной, все шло к столкновению. В отчаянной попытке избежать ДТП Fiat сворачивает влево и оказывается на пути маршрутки.

Совет в дорогу

Дважды мы проехали по Партизанскому проспекту и съехали на кольцевую, повторяя предполагаемый маршрут автомобиля Fiat. Оба раза строго придерживались требований ПДД, и все завершилось благополучно.

— Нормально проехали, попали в «карман» для съезда на МКАД. Не было действий, которые бы шли вразрез с правилами дорожного движения. Да, здесь много общественного транспорта, много грузовиков — это промышленный район. Они тихоходные, может быть, медлительные, с учетом своей массы, и перемещаются плавно, как большие слоны. А тем, кто пытается побыстрее вщемиться, иногда достается не лучшая участь, — подводит итог Виталий Жуковский.

Водители, которые часто проезжают этот участок дороги, наверняка знают о его сложности. Они готовы к тому, что в крайнем правом ряду в зоне действия знака «Остановка запрещена» часто стоят машины, они предусматривают, что затор может образоваться и во втором ряду. Поэтому и прокладывают свой путь таким образом, чтобы он был максимально безопасным.

— Чтобы не попасть в нехорошую ситуацию, нужно просто соблюдать ПДД. Если бы водитель Fiat не начал перестроение на перекрестке, все было бы нормально. В худшем случае он бы просто не попал на съезд и пришлось бы разворачиваться. С другой стороны, что водитель делает в левой полосе, если ему нужно направо? А если начать метаться — все видят, чем это может закончиться. Поэтому наш совет автомобилистам: досконально планируйте свой маршрут заранее — это избавит от многих проблем.

Ремонт и обслуживание авто в сервисе «Услуги» Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by