«Моя карма в том, что моторы я меняю каждый год»: разговор с профессиональным пилотом о дрифте и гоночном BMW

10 591
09 сентября 2017 в 10:00
Источник: Ольга Василёва. Фото: Ольга Василёва

«Моя карма в том, что моторы я меняю каждый год»: разговор с профессиональным пилотом о дрифте и гоночном BMW

Источник: Ольга Василёва. Фото: Ольга Василёва

Запах жженой резины, досадные техсходы и зрелищные контакты автомобилей, встречи с бетоном, «жевание» бочек, разбрасывание элементов кузова и фишек по трассе, сотни кубометров дыма и колоссальный прилив адреналина — все это дрифт. Финальный этап чемпионата Беларуси состоится 1 октября в Бресте. А до того, как все начнется, мы пообщались с пилотом Кириллом Радченко о дрифте, гоночном автомобиле и планах на будущее.

— Познакомь нас поближе со своей машиной. Часто пилоты дают клички своим автомобилям. Есть ли у твоей BMW такая?

— У моей машины нет имени. Называю либо Гонкой, либо синей «БНВ». Это BMW e30, точнее, то, что от нее осталось. Мне нравится, как она едет, когда все складывается лучшим образом и нет технических неисправностей. За последний год, а он еще даже не закончился, в машине поменялось практически все — начиная от полного обновления кузова, задней подвески, частично каркаса безопасности, системы охлаждения и заканчивая мотором. Над мотором я все еще работаю, в процессе — М50.

Кирилл Радченко

— Моя карма в том, что моторы я меняю каждый год. М30, построенный в конце прошлого сезона, отработал всего две гонки, но с неплохими результатами: 91 и 86 баллов в квалификациях, 48 и 83 балла в зачетах Кубка Беларуси по дрифту 2016 года и 1 этапа чемпионата 2017 года в Пинске, соответственно. Новая подвеска, конечно, тоже дала максимальное преимущество в управляемости. В целом машиной я доволен. Она мое детище. Каждая гонка дает бесценный опыт. Поэтому стараюсь не пропускать соревнования, пока машина едет. Анализирую и делаю выводы.

Начинающим я посоветую ставить мотор LS. Эти моторы прощают некоторые ошибки благодаря большему крутящему моменту с низких оборотов. Кроме того, следует выбирать кузов посвежее и не пытаться слепить конфету из подручных средств. Не выйдет.

— Есть ли вообще в Беларуси дрифт-кары, подготовленные специалистами и профессиональными инженерами, как это происходит в США и Европе?

— То, где и как готовится машина, зависит от самого пилота и его возможностей — как материальных, так и технических. Большинство наших «гаражных» машин про-класса не уступают по техническим характеристикам аналогам, построенным в коммерческих мастерских. Дрифт популярен уже довольно долгое время, и опыт у механиков пропорционален количеству проведенных с машиной этапов. Конечно, по возможности машины строить можно в Европе или в России, но стремиться к этому нет необходимости.

— На старте чемпионата в Пинске ты показал отличный уровень, занял достойное третье место. Что случилось потом, почему ты пропустил практически все следующие этапы?

— Этап в Пинске — это результат межсезонной работы над подвеской и активных тренировок зимой на льду. Зимние тренировки дают очень многое в плане парного близкого дрифта, главное — под лед не провалиться.

В Пинске BMW наконец-то начала ускоряться как следует. Уже после первого тренировочного заезда стало ясно: машина едет совершенно иначе — послушная и одновременно шальная, дымная и красивая. Все мои идеи, их реализация полностью оправдали себя. Я тоже был настроен на яркий сезон, но судьба сделала стремительную «перекладку», и только недавно появилось техническое решение для нового мотора и варианты его реализации.

Теперь очень хочу поехать в Брест. Успею ли собрать мотор и как следует настроить машину, покажет время. На данный момент многое зависит от человеческого фактора. Что касается трассы, я второй сезон подряд пытаюсь на нее попасть, но машина подводит с завидным постоянством именно в это время. Трасса интересна большим количеством перекладок при парном дрифте, что требует высокого мастерства пилотов. Это настоящий, пусть и не скоростной, но техничный гоночный трек с хорошим покрытием, гравийными ловушками и другими структурами безопасности — аналогичных у нас в стране больше нет.

— Профессиональный автоспорт требует немалых затрат. О каких суммах идет речь? И как ты оценишь «гонку вооружений» в пелотоне?

— По приблизительным подсчетам, на 5 гонок в сезоне 2016 года у меня ушло не менее 350 л топлива Е85, более 30 л моторного масла, около 80 покрышек, было разбито 3 колесных диска, сломано 9 полуосей и 1 мотор. Это расходы только на автомобиль, не говоря уже о его транспортировке, оплате взноса и бытовых мелочах для команды. То есть при самом экономном раскладе сумма на один этап стартует от $700 в эквиваленте.

Прогресс в автоспорте заметен невооруженным глазом. Сравните хотя бы проходные квалификационные баллы в топ-16: если два года назад часто было меньше 70, то в этом году баллы на порядок выше. Машины становятся мощнее, пилоты — профессиональнее, этап — зрелищнее для зрителей. Одни плюсы. Вообще, дрифт постепенно выходит на новый уровень, мы все чаще видим международных пилотов в нашем чемпионате.

— Твое отношение к стрит-классу: нужен ли он начинающим пилотам для получения опыта?

— Появляется все больше ребят, которым интересно пробовать свои силы. У ближайших стран-соседей есть отличные пилоты про-класса, потому что у них организованы хорошие тренировочные трассы, есть массовость в автоспорте и интерес новичков, а в совокупности это перерастает в качество. У нас пока нет достаточного количества пилотов для проведения соревнований стрит-класса, нет площадок и регламента. А потренироваться можно в аэропорту Минск-1, на полигоне «Липки» или более мелких арендных площадках, даже в паре с пилотами про-класса.

— Расскажи о своей команде: кто поддерживает тебя на соревнованиях?

— За моральную поддержку я признателен моим друзьям и близким. Что касается команды, то в этом сезоне слаженное взаимодействие получилось с Виталием Чернушевичем и Пашей Максимовичем: они оба тоже пилоты. Паша занимался цветом кузова и восстановлением пластика, а Виталику спасибо за помощь по технической части.

— О каком конкурентоспособном автомобиле ты мечтаешь в будущем? Есть планы выезжать за пределы страны на соревнования?

— Следующую машину я бы собирал на базе кузова BMW е46 с мотором JZ или LS (попроще) либо е92 (мечта). Конечно, хочется ездить везде и много, но это желание сразу же упирается в финансовый вопрос. Если представится такая возможность, я ее не упущу.

Читайте также:

Автомобильные шины в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by