В банке данных проектов законов сайта pravo.by недавно появился документ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». Дата его публикации не указана, равно как и дата внесения на рассмотрение в Палату представителей. То есть о том, что именно таким будет КоАП в скорое время, говорить рано. Тем не менее в документе нашли отражения неоднократно озвученные мысли о либерализации наказаний.
Законопроект содержит много пунктов, но мы сконцентрируемся только на тех преобразованиях, что касаются водителей (то есть те, что указаны в главе 18 «Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта»):
Появилась фраза «не является правонарушением нарушение ПДД, повлекшее совершение ДТП, о котором в соответствии с законодательными актами водитель вправе не сообщать в ГАИ, в случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников». Речь о так называемом Европротоколе.
Сейчас наказывают (от 3 до 10 базовых) за превышение установленной скорости на 30 и более км/ч. Проект предлагает такое наказание применять для превышения от 30 до 40 км/ч. А для превышения на 40 и более км/ч установить штраф от 7 до 15 базовых величин.
Сейчас за повторное в течение года превышение от 20 км/ч и более предусматривается штраф или лишение прав до одного года. Проектом предлагается упразднить эту практику.
За невыполнение требований сигналов регулирования, нарушение правил перевозки пассажиров или других ПДД «бесправников» предлагают наказывать так же, как и тех водителей, кто создал аварийную обстановку: штраф от 5 до 20 базовых величин с лишением прав до двух лет или без лишения.
Статью 18.17 «Нарушение ПДД, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места ДТП» предлагают изложить в следующей редакции:
«1. Нарушение ПДД лицом, управляющим ТС, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин или лишение прав до 2 лет (сейчас — штраф от 3 до 30 б. в. или лишение прав до 2 лет — Прим. Onliner.by.).
2. Оставление водителем места ДТП, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами, влечет наложение штрафа от 5 до 25 базовых величин или лишение прав до двух лет».
Таким образом, считают нужным упразднить пункт «Совершение лицом, управляющим ТС, иного нарушения ПДД, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12–18.15, повлекшего последствия, указанные в части 1 настоящей статьи, влечет наложение штрафа от 2 до 10 базовых».
Статью 18.18. «Управление ТС лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД» предлагается исключить.
Проект предлагает понизить штрафы за неоформленную страховку. Сейчас это наказывается штрафом в 5 б. в., предлагают — от 3 до 5 б. в. Отсутствие страховки в случае ДТП, согласно законопроекту, обойдется от 5 до 10 б. в. (сейчас только 10 б. в.). Участие в движении в Беларуси ТС, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования предлагают наказывать штрафом от 10 до 20 базовых величин (сейчас 20 б. в., без «вилки»).
При нарушении ПДД, за которое могут лишить прав предлагают забирать только в/у (без талона, как практикуется сейчас). Норму про изъятие талона при наложении штрафа предлагается упразднить.
Предложения также касаются нарушений установленного режима труда и отдыха и требований к его учету при выполнении автомобильных перевозок.
Планируют расширить практику ареста авто за езду в нетрезвом виде, дополняет БЕЛТА. Эта норма не указана в упомянутом законопроекте, однако о ней говорят в правительстве. «С учетом уровня общественной опасности таких действий и необходимости неотвратимости ответственности документом предусмотрена корректировка ч. 8 ст. 8.7 ПИКоАП („Наложение ареста на имущество“), — сообщает пресс-служба Совмина. — Это позволит расширить практику наложения ареста на ТС лица, совершившего правонарушение, предусмотренное ст. 18.16 или 18.19 КоАП (пьяное вождение, езда без прав), в целях обеспечения исполнения штрафа».
Также планируется наделить местные исполнительные и распорядительные органы правом вести административный процесс за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств (ч. 1–4 ст. 18.22 КоАП), а также правом на принудительную отбуксировку (эвакуацию) и блокировку колес ТС. «Для этого можно использовать возможности коммунальных и иных организаций, перечень которых, а также стоимость соответствующих работ, определяют Мингорисполком и облисполкомы», — пояснили в правительстве. Документ также предполагает распространение положения статьи 8.10 ПИКоАП (задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства) на случаи совершения таких нарушений с использованием грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа. Нововведение позволит оптимизировать деятельность ГАИ.
«Законопроект действительно внесен в парламент, — сообщили Onliner.by в УГАИ МВД. — Почему его опубликовали сейчас, до принятия, сказать сложно. Тем не менее это официальный документ, обнародованным в нем предложениям верить можно. Они представляют собой позицию многих структур, в том числе и Госавтоинспекции. Тем не менее комментировать проект еще рано. Все комментарии будут даны после принятия парламентом».