Были времена... Фиделя Кастро, Жоржа Помпиду, Раджива Ганди в Минске сопровождал мотоциклетный эскорт

22 150
25 февраля 2018 в 8:00
Источник: Константин Андрончик. Фото: Национальный архив Республики Беларусь, Музей истории Великой Отечественной войны

Были времена... Фиделя Кастро, Жоржа Помпиду, Раджива Ганди в Минске сопровождал мотоциклетный эскорт

Источник: Константин Андрончик. Фото: Национальный архив Республики Беларусь, Музей истории Великой Отечественной войны
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Традиция встречать высоких гостей и сопровождать иностранные делегации с помощью мотоциклетного эскорта вернулась в хрущевские времена. Первый секретарь ЦК КПСС стал активно ездить по миру и в Югославии обратил внимание на красивый ритуал. Через некоторое время коменданту Кремля поступило распоряжение: организовать мотоциклетный эскорт для торжественного сопровождения. В советские времена в Минске, куда приезжали Фидель Кастро, Жорж Помпиду, Раджив Ганди, была заведена такая же традиция. В сегодняшней публикации ветеран ГАИ Константин Андрончик вспоминает о том, как встречали высоких гостей.


Если уж досконально вспоминать, откуда повелась традиция сопровождать важных гостей, то нужно обратиться к 16—17 векам, когда появился конный эскорт. Это, если можно так сказать, была основа основ дипломатического этикета. Спустя несколько столетий лошадей сменили мотоциклы. Говорят, что в царские времена в гараже коменданта Кремля находились несколько Harley-Davidson.

Константин Андрончик, с конца 1970-х по начало 1990-х гг. командир батальона ДПС ГАИ Минска, председатель Совета ветеранов ГАИ

Постепенно функции эскорта изменились. Вскоре это стало не просто почетным сопровождением, но также обеспечением безопасности первых лиц страны и их гостей. Однако с приходом советской власти эскорты упразднили, посчитав, что это проявление мелкобуржуазных привычек, примета царского режима.

Все изменилось после того, как управлять страной стал Хрущев, который активно ездил по всему миру и не только туфлей стучал на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, но также посещал многие другие государства. Говорят, в Югославии Никите Сергеевичу так понравилась традиция сопровождать делегацию с помощью мотоциклистов, что, вернувшись в Москву, он тут же распорядился организовать аналогичное подразделение в СССР.

В самые короткие сроки было образован соответствующий взвод, куда отбирали самых-самых из числа военнослужащих. Первым официальным мероприятием, где был задействован мотоциклетный эскорт, стал визит лидера Югославии Иосипа Броза Тито.

Это было в середине 1950-х в Москве, а через десять лет Тито посещал Минск. И опять-таки его сопровождали мотоциклисты.

У нашей страны не было опыта приема официальных лиц такого высокого уровня, и руководство БССР готовилось к подобным визитам заранее, причем с особой тщательностью. В 1956 году Совет министров БССР принял постановление об улучшении приема и обслуживании иностранных делегаций. А в 1965-м Министерство охраны общественного порядка БССР обязало руководство УВД г. Минска подготовить эскорт из 12 сотрудников, которые хорошо знают устройство мотоцикла и владеют навыками их управления.

За участниками эскорта предлагалось закрепить 12 новых мотоциклов К-750 и организовать тренировки. Предлагалось также выдать мотоциклистам обмундирование, белое снаряжение, краги и шлемы. Тем не менее не все требования были выполнены, и по достоверным фотоматериалам мы видим, что мотоциклисты эскортируют глав государств без шлемов и средств связи — например, во время встречи Иосипа Броза Тито и китайской делегации.

1960-е годы. Ленинский проспект Минска. Визит китайской делегации

Эскортирование в 1965-м Иосипа Броза Тито было единичным мероприятием. Специального мотоциклетного подразделения в составе ГАИ г. Минска на тот момент не было. А сопровождали лидера Югославии обычные сотрудники ОРУДа — отдела по регулированию уличного движения.

Обратите внимание на то, как двигались мотоциклисты. Классической схемой в те годы считалась следующая. Первым движется автомобиль с представителями встречающей стороны и гостями. Параллельно едут мотоциклисты, которые должны были ориентироваться на колеса кабриолета. Это называлось «взять в каре», то есть выстроить эскорт в соответствии с заранее оговоренным протоколом.

Когда старший давал команду «веер», мотоциклисты красиво разъезжались в стороны, давая возможность основному автомобилю припарковаться у объекта посещения.

1965 год. Улица Кирова Минска. Визит Иосипа Броза Тито. Его встречали Петр Машеров и Анастас Микоян

Акцент был сделан не только на красивых жестах. Во время встречи подобных делегаций на улицах собирались толпы людей, кортеж двигался медленно, гости находились в автомобилях с открытым верхом. В этой связи мотоциклисты обязаны были обеспечить охрану сопровождаемых лиц.

Известен случай, когда в конце 1960-х в Москве во время попытки покушения на Брежнева мотоциклист, участвовавший в эскорте, принял решение направить свое транспортное средство на Виктора Ильина, открывшего стрельбу.

Вероятно, это уберегло окружающих от ранений. Тем не менее водитель автомобиля погиб, а двое космонавтов, находившихся в машине, пострадали: Георгий Береговой был ранен осколками стекла, а Андрияну Николаеву пуля оцарапала спину.

Этот случай позволил говорить о более важном значении эскорта. В 1971 году в структуре батальона дорожно-патрульной службы ГАИ УВД Мингорисполкома, которым в то время руководил Николай Комаровский, было создано специальное подразделение — эскортный взвод.

Выделили автомобили со специальной окраской, мотоциклы и, главное, подобрали сотрудников. В эскорт могли попасть только офицеры, отбор был очень жестким.

1965 год. Ленинский проспект Минска. Визит президента Чехословакии Антонина Новотного

Это были настоящие профессионалы своего дела. Отрабатывались все элементы: схема построения эскорта, связи, движение по городу, на трассе, организация и начало движения при подъезде основной машины к объекту посещения.

Нормативным документом предписывалось построение эскорта: трое мотоциклистов спереди, четверо по бокам (ориентир — колеса автомобиля) и двое сзади. Устанавливалась скорость движения: в городе не более 80 км/ч, за городом 100 км/ч. А в свободное время сотрудники взвода несли службу по обеспечению безопасности дорожного движения в городе на мотоциклах без колясок.

Первым командиром эскортного взвода был старший лейтенант Валерий Маркевич. В состав подразделения входили Александр Шумель, Александр Анциперович, Иван Аксенов, Василий Меташоп, Виктор Ковальков, Леонид Красник и автор данной публикации.

При подготовке визита в СССР Фидель Кастро выразил желание посетить Минск и проведать своего друга Петра Машерова, которого он иногда уважительно называл «Партизана Машерова». Все детали встречи были продуманы до мелочей. Заметьте, мотоциклисты уже в шлемах с надписью «ГАИ», крагах, портупее.

1972 год. Улица Чкалова Минска. Визит Фиделя Кастро. В правом нижнем углу — сотрудник Минской ГАИ Александр Анциперович

На всей протяженности маршрута кубинского гостя встречало множество минчан. Площадь Победы, Хатынь, Курган Славы... Перед эскортом была поставлена непростая задача, и, должен с удовлетворением отметить, замечаний ни у кого не возникло.

1972 год. Ленинский проспект Минска. Визит Фиделя Кастро

Это был знаковый визит в Минск, о котором с теплотой вспоминали и сам Петр Миронович, и горожане. Потом уже наш город посещали руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт, президент Франции Жорж Помпиду, премьер-министр Индии Раджив Ганди, президент США Ричард Никсон и многие другие.

Вспоминается пребывание в 1970-е в столице Беларуси американских сенаторов, которые отметили организацию сопровождения. Один из гостей так растрогался, что решил подарить наручные часы старшему инспектору Алексею Иванову. Тот никак не мог дождаться окончания смены, чтобы спросить у меня: «Как поступить с подарком?»

Знаете ли, не принято было в то время получать дорогие презенты. Еще долгое время коллеги подтрунивали над инспектором, называя его не иначе как «господин Иванов».

А 27 февраля 1993 года в структуре МВД было создано спецподразделение «Стрела», задачи и функции которого значительно расширили. В его состав вошли в основном сотрудники эскортного взвода ДПС ГАИ г. Минска. Четыре офицера стали первыми руководителями данного подразделения — Михаил Свистун, Леонид Фармагей, Владимир Дыдко и Николай Сасинович.

Был забавный случай во время посещения Минска одним видным польским государственным деятелем. В конце визита он вдруг подошел к мотоциклистам и попросил: «А дайте проехать!» Разумеется, ослушаться не могли — мотоцикл завели, органы управления показали.

Но, увы, поездка была короткой — гость проехал всего 15—20 метров. И со словами «тяжкий, холера» вернул мотоциклисту.

Как прародитель данной службы, искренне рад и горжусь своими учениками и поздравляю весь личный состав подразделения с юбилеем.

Мотоциклы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by