39 063
06 сентября 2018 в 7:59
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Кошмар для угонщика. Сейчас сигналка это не просто сирена и брелок, а онлайн-сервис с мобильным приложением

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Говорят, если угонщик не смог вскрыть автомобиль в течение одной минуты, то переходит к следующему «объекту». Вообще, краж машин в Беларуси сейчас совершается немного. А автомобилисты, как правило, используют «охранку» для комфорта. За последние годы сигнализации эволюционировали до полноценных охранных систем с расширенным функционалом. С помощью приложения можно отслеживать передвижение автомобиля и скорость, дистанционно запускать двигатель и контролировать заряд аккумулятора. При необходимости можно даже остановить машину, причем так, чтобы это не привело к ДТП. Представляем обзор возможностей современных охранных систем.

Историческая ретроспектива: от брелока до мобильного приложения

— Двадцать лет назад рынок заполнили китайские и тайваньские сигнализации. Эти простенькие системы использовались исключительно для охраны автомобиля, а открыть/закрыть салон можно было с помощью брелока, — рассказывает Владимир Зенюк, директор компании, которая занимается охранными системами с 2000 года. — Постепенно охранные системы совершенствовались. Сейчас они не конкурируют со штатным иммобилайзером машины, а дополняют его, расширяя возможности для пользователя.

Владимир Зенюк

В 2004—2005 годах появились первые системы с обратной связью. На брелок-пейджер пользователя поступал сигнал о покушении на автомобиль. Это был первый шажок к нынешним возможностям.

А настоящим прорывом стало использование CAN-шин. Сеть контроллеров, которая получила название controller area network, была разработана компанией Bosch в 1980-е годы. Постепенно она стала стандартом при производстве электроники для машин.

— Это облегчило установку сигнализации. Раньше требовалось провести множество проводов — к дверям, указателям поворотов, плафону и т. д., — напоминает Владимир Зенюк. — Сейчас благодаря CAN-шине разные сигналы можно подавать через два провода. То есть команда от блока сигнализации подается не устройству, а непосредственно электронным блокам автомобиля.

Кроме простоты установки преимуществами CAN-шины стали ее универсальность, скорость, легкий контроль ошибок, высокая устойчивость к помехам и т. д.

Примерно тогда же был внедрен диалоговый код, обладающий высокой криптографической надежностью. Это позволило решить главную проблему сигналок, которые были чрезвычайно уязвимы.

Вспомните, как в фильмах угонщики ловко перехватывают код при постановке машины на сигнализацию и открывают автомобиль со своего устройства. Как это было возможно?

— Раньше штатный брелок посылал некую комбинацию на базу сигнализации, установленную в машине, — объясняют специалисты. — Ее можно было перехватить так называемым код-граббером, который сканировал, анализировал и подменял радиопосылки. Таким образом удавалось вычислить нужный код, а значит, получить доступ в автомобиль.

Принцип диалогового кода основан на том, что происходит общение между брелоком и базой сигналки. Это чем-то напоминает разговор с ботом: «Привет, машина, я брелок». Автомобиль отвечает: «Привет, брелок, слушай задачу...» Только при получении верного ответа машина откроется.

Даже если код-граббер перехватит сигнал, это ничего не даст, поскольку радиопосылки формируются по индивидуальным алгоритмам и выглядят как бессмысленный набор символов.

— Это чрезвычайно надежная технология, которую применяет большинство производителей автомобильных охранных систем (обычно это указано в описании и на коробке). Данный принцип используют даже банки. А одна из компаний предлагает 5 миллионов российских рублей тому, кто сможет получить несанкционированный доступ к сигнализации с диалоговым кодом, — демонстрирует сертификат наш собеседник.

Постепенно на первый план вышла дальность действия брелоков-пейджеров. Поэтому следующим шагом в 2012—2013 годах стало использование GSM-систем. В базу сигнализации устанавливают SIM-карту. Предупреждение поступает не на пейджер, а на телефон. То есть можно получить информацию о попытке вскрыть автомобиль, даже если владелец находится в другой части города. Минусом же является то, что подавить сигнал можно с помощью GSM-глушилки, которые используют профессиональные угонщики.

— Владельцу, которому нужна исключительно сигнализация, советуем обратить внимание на модели без дистанционного запуска, но с диалоговым кодом защиты, — рекомендуют специалисты. — Они обойдутся в 250—300 рублей с установкой.

двусторонняя направленность, количество зон охраны: 9
Нет в наличии
двусторонняя направленность, турботаймер, дальность: 2000 м, количество зон охраны: 10
двусторонняя направленность

А хозяевам более свежих автомобилей, пусть и недорогих, наиболее рациональным будет выбрать простую систему с диалоговым кодом защиты и дистанционным запуском двигателя. Стоимость такой «охранки» — от 300—400 рублей с установкой.

двусторонняя направленность, турботаймер, дальность: 2000 м, количество зон охраны: 11
двусторонняя направленность, дистанционный запуск двигателя, турботаймер, количество зон охраны: 8
Нет в наличии
двусторонняя направленность, дистанционный запуск двигателя, турботаймер, количество зон охраны: 10
Нет в наличии

Охранный комплекс: управление через приложение, бесключевой доступ и прочие бонусы

С 2015 года охранные комплексы стали активно оснащать телематическими системами. Это стало возможным благодаря развитию мобильных технологий и популяризации приложений. Лет двадцать назад такое казалось фантастикой, а теперь управление автомобилем из любой точки мира через смартфон или компьютер воспринимается как обыденность.

— Фактически отовсюду, где есть интернет, можно не только узнать о состоянии машины, но и произвести определенные действия: открыть/закрыть салон, завести/заглушить двигатель. Посмотреть, где находится автомобиль, посигналить. Проверить температуру в салоне и т. д., — перечисляет Владимир Зенюк. — Достаточно установить приложение и авторизоваться.

Как говорят пользователи, наиболее востребованная и полезная функция — умный автозапуск двигателя. Можно запрограммировать, чтобы мотор заводился по часам. Это удобно, если вы выезжаете из дома или работы в одно и то же время. Подходите к машине, а там уже тепло (актуально в холодное время года) или, наоборот, прохладно (в жару).

Также есть возможность настроить автозапуск при снижении уличной температуры до определенных значений либо разрядке аккумулятора. Учтено и то, стоит автомобиль на передаче или нет (если машина с механикой).

Что касается сохранности транспортного средства и действий при угоне, то производители позаботились о такой функции, как «невидимая защита». С помощью телефона можно заглушить двигатель, даже если машина оказалась в руках автовора. А чтобы автомобиль не попал в ДТП, это можно сделать при скорости в 5 км/ч и менее. Скажем, когда угонщик притормаживает на светофоре.

двусторонняя направленность, дистанционный запуск двигателя
Нет в наличии
двусторонняя направленность, турботаймер, дальность: 2000 м, количество зон охраны: 11
двусторонняя направленность, турботаймер
Нет в наличии

— Современные охранные системы открывают большой спектр возможностей, — подчеркивает наш собеседник. — Например, можно запрограммировать систему так, чтобы при срабатывании датчика удара она включала видеорегистратор. Или чтобы при движении задним ходом автоматически загоралась «аварийка».

По словам представителей дилеров, у нас к охранным системам относятся скорее как к удобной опции, повышающей комфорт. Так, «охранок» с системами дистанционного запуска двигателя продается больше, чем без нее.

— Еще одна удобная опция — это организация бесключевого доступа в автомобиль, — продолжает Владимир Зенюк. — Реализована функция Super Slave с помощью Bluetooth. Аккаунт привязан к телефону, на котором должен быть включен «блютуз». При приближении мобильного устройства к машине телефон связывается с ней и автомобиль снимается с блокировки. Такие полномочия можно также делегировать Bluetooth-брелоку.

Еще из приятных бонусов — при приближении телефона система определяет хозяина и настраивает сиденье, руль, зеркала индивидуально под него, извлекая настройки из памяти. Это актуально в том случае, если машина используется совместно с членами семьи или коллегами по работе.

Стоимость охранных систем варьируется от 500 до нескольких тысяч рублей.

односторонняя направленность, дистанционный запуск двигателя, турботаймер
двусторонняя направленность, дистанционный запуск двигателя, турботаймер
двусторонняя направленность, дистанционный запуск двигателя, турботаймер, количество зон охраны: 16
Нет в наличии

Маячок, который выдаст угонщика

Кроме автосигнализаций и охранных систем индустрия также выпускает специальные маячки, которые помогут обнаружить украденный автомобиль. А для угонщика найти небольшую коробочку, если она хорошо спрятана, — довольно сложная задача.

Несмотря на миниатюрные размеры, устройство называют кошмаром для автоворов. Обычно оно находится в спящем режиме, и сканер его не фиксирует. Однако раз в день, неделю или месяц маячок выходит на связь, отправляя координаты владельцу машины.

— Кроме того, у маячка есть встроенный микрофон, который поможет обнаружить автомобиль уже после установления координат, — рассказывают специалисты. — Допустим, известно, что машина находится в гаражном кооперативе. Но в каком боксе? Микрофон поможет установить нахождение транспортного средства более точно.

Описанное выше устройство — автономное, питается за счет литиевых аккумуляторов. Это необходимо, когда маячок нужно скрыть. А есть девайсы похожего типа, которые заряжаются от штатного аккумулятора автомобиля. Такие трекеры используются в основном компаниями, сдающими машины в аренду, а также сервисами по каршерингу.

— В данном случае вы получаете больше информации в онлайн-режиме: местоположение автомобиля, с какой скоростью он движется, когда нарушался скоростной режим, — говорит Владимир Зенюк. — Если машина покидает определенную зону, то на телефон владельца приходит сообщение. Можно также посмотреть, где передвигалось транспортное средство за последний месяц.

Нам продемонстрировали на мониторе ноутбука, как работает эта программа. Где двигался автомобиль, с какой скоростью и во сколько, как бы отражались данные о превышении скорости (на карте такой фрагмент был бы выделен красным цветом).

Машину взломать стало сложнее. А приложение?

Передавая столько полномочий смартфону, мы тем самым делаем систему безопасности более уязвимой. Можно ли взломать аккаунт и дистанционно управлять автомобилем, несанкционированно используя установленные там устройства?

Как заверили нас собеседники, о таких случаях им неизвестно:

— Это так же сложно, как взломать банковскую карточку, привязанную к телефону. Если будут назначены логин и пароль, то угнать машину практически невозможно. Проще украсть смартфон. В этом главный недостаток.

Еще один вариант — это установка глушилок, которые не позволят передать сигнал в момент кражи. Правда, сразу завести автомобиль не удастся, его придется куда-то перевезти. И все равно велик шанс, что его засекут и вскоре в ворота «отстойника» постучатся.

Made in Russia

— Как я говорил выше, раньше рынок был заполнен китайскими и тайваньскими сигнализациями, — рассказывает Владимир Зенюк. — Однако сейчас все изменилось. На данный момент у нас в основном представлены охранные системы российского производства. Безусловными лидерами рынка являются компании Pandora (Калуга) и StarLine (Санкт-Петербург).

По словам представителей дилера, это связано со спецификой рынка Таможенного союза, где количество автомобилей, собранных на заводах России, растет.

— Машины, которые производятся в РФ, отличаются от европейских и японских. Там используются другие CAN-шины, библиотеки. Кто быстрее собирает информацию, тот и получает конкурентное преимущество. А сделать это проще, находясь рядом с производителем, — объясняют специалисты.

Выражаем благодарность ООО «Автомобильные системы безопасности»
за помощь в подготовке публикации

Автосигнализации в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by