06 октября 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Выйдя из машины, сразу подумал: фух, живая...» Водитель, который может стать виновным в ДТП, о происшествии в Минске

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Обычно мы выступаем на стороне слабых — незащищенных участников дорожного движения (в первую очередь пешеходов и велосипедистов). Но что, если сам слабый создает аварийную обстановку, а потом нагло скрывается? В таком случае аргументов в его пользу быть не может. И уж тем более, когда водитель, изо всех сил пытавшийся предотвратить наезд, может быть признан виновным в ДТП. Максим Цофин, управлявший Citroen на Логойском тракте в Минске (именно он увернулся от бежавшей женщины и тем самым спас ее жизнь), рассказывает о подробностях происшествия и последнем визите в ГАИ.

«В приоритете была жизнь человека»

— На прошедшей неделе в Минске был совершен наезд на двух женщин-пешеходов, — напоминает Юрий Краснов. — На ул. Я. Коласа трамвай сбил пожилую женщину, а на ул. Червякова девушка неудачно пыталась пересечь дорогу вне пешеходного перехода.

Самым резонансным стал случай, произошедший на перекрестке Логойский тракт — ул. Гамарника. Там наезда на пешехода как раз совершено не было. И все благодаря действиям водителя Citroen. Так и должно быть, если бы не одно «но». Мужчину могут признать виновным в ДТП.

Максим Цофин (тот самый водитель Citroen) пытался изо всех сил предотвратить наезд на женщину, которая пересекала дорогу на красный сигнал светофора: тормозил, принял левее, невольно подрезав Renault (вынужденные действия!). Мужчина говорит, что действовал инстинктивно. В тот момент он не задумывался о юридических последствиях и претензиях к нему со стороны ГАИ.

«В приоритете была жизнь человека», — говорит Максим.

— Двигался по Логойскому тракту со стороны МКАД в направлении центра города, — мужчина восстанавливает хронологию событий вечера 30 сентября. — Скорость была около 50—60 км/ч (на данном участке установлен знак «70». — Прим. Onliner.by). Были сумерки, уличное освещение в этом месте хорошее. За 10—15 метров перед моей машиной выскочила женщина. Я заметил движение, когда она уже выходила на проезжую часть. Среагировал, как заметно по видео, сразу, резко дал по тормозам.

Юрий Краснов и водитель Citroen Максим Цофин

— Она отскочила назад, потом побежала и почему-то пыталась вернуться назад, — перебивает Краснов.

— На самом деле в тот момент я даже не заметил, что она отскочила...

Стаж управления автомобилями у Максима — более двадцати лет. Этот маршрут он очень хорошо знает, много раз ездил по нему.

До появления пешехода водитель Сitroen двигался по второму ряду. Увидев женщину, он резко принял левее и оказался в третьей полосе. А там ехал Renault, за рулем которого находился мужчина в годах. Последний начал тормозить, взял правее, но предотвратить столкновение не смог.

— По этим изображениям можно определить рядность, — Максим распечатал ключевые фрагменты раскадровки записи (ролик предоставил свидетель аварии — водитель кроссовера Александр). — Я находился во второй полосе. Если взять за ориентир разметку, то можно проследить динамику перемещения женщины: от момента, когда я ее увидел, до столкновения с Renault.

«Пенсию будет долго получать, если, конечно, перестанет так перебегать дорогу»

По словам водителя Citroen, первые несколько секунд он находился в шоковом состоянии. В салоне кроме него в момент происшествия находились жена и 14-летняя дочь. Все были пристегнуты ремнями безопасности. После ДТП мужчина сразу обернулся назад — посмотреть, в порядке ли ребенок.

— Реакция у пешехода хорошая. Она успела отпрянуть. Пенсию будет долго получать, если, конечно, перестанет так перебегать дорогу... — замечает Краснов. — Ей вообще повезло, что не припечатали к бамперу автомобиля.

Водитель Renault также успел среагировать, взяв правее, дополняет Максим. «Он, судя по всему, увидел пешехода в тот момент, когда та выскочила из-за моей машины. Претензий после ДТП второй участник аварии мне не предъявлял», — отмечает наш собеседник.

— А если бы вы не приняли левее, то какова вероятность, что совершили бы наезд на пешехода? — задаем ключевой вопрос.

— Однозначно совершил бы. А вот если бы не тормозил, может, времени и хватило бы, но это было бы слишком рискованно. Я считаю, что предпринял все возможные меры в этой ситуации.

Перекресток Логойского тракта и улицы Гамарника, где случилось ДТП

Как говорит Максим, в критической ситуации он действовал рефлекторно, пытаясь предотвратить трагедию: «Взял левее, а не правее, потому что слева никого не было. А что происходило справа, я не помню. Да и обстановка там просматривалась хуже. О том, что произойдет удар сзади, я не думал. Просто времени не хватило. Нужно было спасать человека».

Многие в комментариях утверждают, что в таких ситуациях нужно экстренно тормозить и оставаться в своей полосе. Но в реальной обстановке водители обычно действуют инстинктивно, предотвращая наезд на пешехода, пускай и ценой поврежденных элементов кузова автомобилей.

— В целом Максим действовал верно, — полагает Краснов. — Но есть одно замечание: образ ситуации как бы сам за себя говорил — назревает что-то нехорошее, надо бы снизить скорость. Слева стоят автомобили в ожидании стрелки, справа — пешеходы, впереди машин нет. Обзор частично ограничен. А водитель реагировал по факту.

— Моя скорость и так была небольшой. Нога была готова тормозить, — отвечает Максим. — Тем более что на этом участке установлен знак «70», а я двигался медленнее.

«Мысленно готовиться и снижать скорость до безопасной величины — разные вещи», — подчеркивает ведущий рубрики.

Водитель заплатит за порванную куртку, а пешеход — за поломанный бампер

А что же пешеход? Она, не оглядываясь и, вероятно, понимая, что стала причиной происшествия, быстро направилась в сторону жилых домов.

— Почему не пытались ее задержать? — спрашиваем водителя Citroen.

— Выйдя из машины, сразу подумал: фух, живая, — мужчина объясняет дальнейшие действия состоянием шока. — Все происходило очень быстро, и я не успел это осознать. А через несколько секунд, когда вышел из ступора, машины уже поехали. Да и, честно говоря, колени тряслись, не до того было.

Отметим, что все, кто двигался в тот момент навстречу, успели остановиться. А водитель Volkswagen Golf даже вышел из салона в недоумении.

— Он и еще несколько человек стали кричать, что стали свидетелями, — продолжает Максим. — У жены была истерика: «Беги за ней». Но было поздно. Честно говоря, я думал, что кто-нибудь задержит ее. На остановке в тот момент было много людей.

У участников происшествия сложилось ощущение, что женщина могла спешить на маршрутку, которая в тот момент находилась на остановке общественного транспорта. Вроде бы микроавтобус ехал в Боровляны. Можно предположить, что беглянка там работает или живет.

— Есть версия, что она была не одна, а с парой, стоявшей на тротуаре, — добавляет Максим.

По рекомендации Краснова, потерпевшему в ДТП (если он, конечно, в состоянии), прежде чем предъявлять претензии виновнику аварии, стоит позаботиться о том, чтобы записать данные очевидцев: «Сколько раз бывало — вторая сторона сначала признает вину, а потом инспектору говорит обратное, мол, я ехал на зеленый мигающий или вообще из двора поворачивал».

— В рассматриваемой ситуации необходимо было удержать женщину на месте происшествия, — считает ведущий «Разборов...».

— А если пешеход начнет сопротивляться, в результате чего ему ненароком повредят одежду или, чего хуже, физиономию? — моделируем вполне реальную ситуацию.

— Тогда водитель возместил бы ремонт куртки, а пешеход — автомобиля.

По мнению юристов, действия по задержанию пешехода в данном случае были бы признаны вынужденными, и вины в повреждении одежды никто бы не вменил.

У Citroen между тем разбит бампер — видимо, спасет только замена. У второй машины повреждения более значительные.

«Окончательное решение не принято, но предварительно виновным в ДТП назвали меня»

Особое возмущение в комментариях вызвали даже не обстоятельства случившегося, а то, что предварительно виновным в ДТП назвали водителя Citroen. По словам Максима, ему вменяли нарушение пункта 59 ПДД («При перестроении, выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения»).

— Инспекторы ДПС, которые прибыли на место происшествия, заметили, что нужно было тормозить, не меняя направление движения, — говорит водитель Citroen. — Но в этом случае, уверен, я бы совершил наезд!

Правда, через некоторое время в ГАИ оговорились: окончательное решение не принято. В минувший четверг, 4 октября, Максим ходил на разбор в ГАИ Советского района:

— Там предварительно подтвердили правоту инспекторов, составивших в отношении меня протокол. На вопрос «Что мне было делать, неужели давить?» — повторили прежний довод: оставаться в своей полосе движения. В конце концов сказали, что рассмотрение моего вопроса требует более детального изучения и об итогах мне сообщат.

У нас возник вопрос: уместно ли вообще в данном случае говорить о перестроении? Да, формально говоря, совершенное действие можно считать таковым. Но ведь водитель менял полосу не потому, что поздно вспомнил о повороте, или из хулиганских побуждений. Это вынужденные действия в аварийной ситуации, когда не до разметки...

Краснов в принципе выступает против такой постановки вопроса: «Это заблуждение, будто в аварийной ситуации нельзя маневрировать и покидать свою полосу. Ничего такого в ПДД нет. Увидел препятствие или опасность для движения — применяй торможение. В правилах даже не указано, насколько оно должно быть сильным. А вот можешь маневрировать или нет, зависит от конкретных условий».

Ведущий «Разборов...» имеет в виду пункт 87.2 ПДД («При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства»).

«В данном случае водитель, находясь в экстренных условиях, действовал исходя из обстановки. Он верно рассудил, что дороже — разбитый бампер или жизнь?»

Однако, как говорит Максим, пешехода в материалах административного дела словно не существует. Очевидно, связано это со сложностью установления личности женщины, тем более когда на кону лишь поврежденное «железо». Банальный вопрос: кто будет выплачивать страховку? Ведь потребуют справку о ДТП, а если нет виновного...

Конечно, речь тут должна идти о более серьезных вещах — таких, например, как изменение законодательства. В конце концов, существуют страховочные фонды, которые могли бы компенсировать в подобных ситуациях вред обоим водителям. А если не хотят компенсировать за счет бюджета, то почему бы не выделить средства на изменение инфраструктуры, установку видеокамер и прочие меры, которые позволят предотвращать такие ДТП или хотя бы находить виновников?

В продолжение законодательной темы. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 18.23 «Hарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения». В части 4 сказано: «Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, — влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин».

Очевидно, что способ стать потерпевшим в этой ситуации у Максима один-единственный: найти истинную виновницу ДТП. Мужчина обратился в соцсетях и на нашем форуме к тем, кто может узнать женщину, однако пока конкретных ответов не получил.

Внимание! У беглянки темные волосы, ей на вид 40—50 лет, была одета в красную куртку, темные брюки. Возможно, кто-то узнал эту женщину или она могла попасть на запись видеорегистратора. Максим просит отозваться и написать на почту makstsofin@gmail.com.

— Мне не жалко бампер. Я хочу, чтобы все было по справедливости, — говорит в завершение Максим. — Считаю, что я не виновен в ДТП и не должен нести наказание.

— Надеемся, нам с вами удастся доказать вашу правоту. Действия в той обстановке были вынужденными, вы исходили из жизненных принципов, — подытоживает ведущий рубрики. — В подтверждение — факт о том, что после выхода статей людям удается решить свои проблемы. Герой нашей прошлой публикации попал в неприятную ситуацию, когда учился ездить на мотоцикле. Во время выпуска он познакомился с инструктором. Они договорились о проведении занятий, и после всего одной тренировки парень успешно сдал на права категории А.

В финале еще пара слов о взаимопомощи. Во время подготовки выпуска Юрий Краснов вынужден был прерваться, увидев, как женщина в возрасте пытается завести Nissan Note «с толкача». Обычно в комментариях все пишут, что помогают нуждающимся на дороге, готовы отложить дела, выскочить из-за руля и прочее. В данной ситуации машины проезжали мимо, никто с остановки не ринулся... Так бы все и закончилось, если бы ведущий не поспешил сам, перемахнув через ограждение. А причина «проблемы» оказалась до банальности смешной: водитель забыла снять ручник. Бывает.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by