Репортаж из европейской страны, где машины стоят на тротуарах, а люди ходят по дорогам
285
12 мая 2019 в 8:00
Автор: Денис Логунович
Репортаж из европейской страны, где машины стоят на тротуарах, а люди ходят по дорогам

Большинство европейских стран схожи между собой в плане организации дорожного движения: платные парковки в городах, чистые дороги, вежливые водители, примерно один и тот же автопарк. Но все это касается в основном континентальной Европы. Стоит удалиться на какой-нибудь остров — там уже все по-другому. Например, в Исландии дороги и встречающиеся автомобили больше напоминают США, нежели Францию или Германию. А в Великобритании вообще все ездят по встречке. Но самое необычное для автомобилиста местечко Европы — это островное государство Мальта. Проблемы с парковкой здесь похлеще, чем в Москве, а туристов на дорогах больше, чем местных жителей. Корреспондент Onliner поездил по острову пять дней и разучился переключать передачи правой рукой: в Мальте (спасибо Британии) левостороннее движение. С какими еще трудностями можно столкнуться на крохотном островке, расположенном южнее Италии, мы узнаем в сегодняшнем репортаже.

Аренда машины

Без машины на Мальте делать нечего. Остров хоть и небольшой, но пешком его не обойдешь. Можно, конечно, воспользоваться достаточно развитой сетью автобусов, вот только это не позволит вам заглянуть в некоторые удаленные деревушки, посетить прекрасные заливы и почувствовать настоящую свободу на этом уютном клочке суши, торчащем из Средиземного моря. В общем, лучше взять автомобиль напрокат. Вот такой вот Kia Picanto стоит €230 за пять дней с максимальной страховкой (она не включает только шины и стекла). Без страховки вдвое дешевле, но если вы впервые ездите по стране с левосторонним движением, то лучше переплатить. Еще дополнительно придется заправить автомобиль — это €40 за бак.

Мальта долгое время была британской колонией, и ей в наследство досталось левостороннее движение. Трафик в городах плотный — с правильным направлением не ошибетесь. Главное — не поехать «против шерсти» на кольцевых развязках. Машины с АКП в прокате может не оказаться, даже если вы бронировали такую (за ними целая очередь), поэтому приготовьтесь переключать передачи левой рукой. Первая — от себя и вперед. Минут 30 практики — и вы забудете, что когда-то дергали рычаг правой.

На всех без исключения прокатных машинах повреждены колеса с левой стороны. «Правосторонние» водители не чувствуют габариты автомобиля и часто наезжают на бордюры. Любопытно, что на дорогах Мальты примерно половина водителей — это туристы, для которых левостороннее движение непривычно. Неуклюжесть чувствуется возле туристических мест. Нет-нет да кто-нибудь выедет с парковки на правую полосу.

Стоит отдать должное терпеливым местным водителям: они не нервничают, когда кто-то выезжает на встречку. Скорее даже помогут выйти из внештатной ситуации, «остановив» поток рукой.

Странная надпись, ведь поездов на Мальте нет…

…или есть?

Где парковаться?

С одной стороны, с парковкой на Мальте все очень просто, с другой — неимоверно сложно. Просто, потому что парковки в городах бесплатны — нужно всего лишь найти свободное место, обозначенное белой разметкой. Сложно, потому что в поисках этого места порой можно провести час, особенно по вечерам.

Желтой разметкой обозначены места, где парковка запрещена. Это, как правило, выезд из частного гаража. Автобусные остановки на острове расположены либо в карманах, как у нас, либо, что чаще, прямо на проезжей части. Автомобили во втором случае вынуждены стоять и терпеливо ждать.

Парковка для мотоциклистов обозначена символом MC (motorcycle). Еще есть отдельные парковочные места для инвалидов — они выделены синим цветом. Подземные паркинги есть только в крупных городах, и стоят они относительно недорого — €5—10 за весь день.

А вообще, чего уж кривить душой, с парковкой на Мальте огромные проблемы. Неясно, почему власти ничего с этим не делают. В городах весь центр заставлен машинами, причем далеко не все соблюдают правила. Многие бросают машину лишь бы как на тротуаре. Пешеходам приходится преодолевать целые лабиринты, невольно складывая зеркала автомобилей-нарушителей.

Каждый год на Мальте продается несколько тысяч новых автомобилей. При этом старые никуда не деваются, а территория острова, понятное дело, не растет. Все это порождает коллапс на дорогах и стоянках. Только в некоторых местах владельцы машин получают штрафной «капкан» на колеса в случае неправильной парковки. В большинстве же случаев автомобилисты безнаказанно оставляют свои транспортные средства там, где хотят. Ситуацию наверняка спасла бы пара-тройка паркингов, но это, видимо, слишком дорогое удовольствие для перенаселенных городков Мальты.

Улицы в городах очень тесные, поэтому ставить машины на углах запрещено: оставленный здесь автомобиль может попросту блокировать всю улицу.

Дефицит места вынудил власти Мальты разрешить парковаться на тротуарах. В некоторых местах подобные парковочные зоны обозначены разметкой. Кое-где автомобилисты сами решили, что «можно». На фото выше — двусторонняя улица. Если встречаются два грузовика или автобуса, решать ребус выходит вся улица.

Где ходить пешеходам?

Древние улочки мальтийских городов явно не были рассчитаны на передвижение автомобилей и пешеходов. Расширять эти улицы уже невозможно, поэтому во многих местах не нашлось места для тротуара. Автомобилистам приходится делить проезжую часть с пешеходами. Выходить из домов здесь стоит аккуратно, иначе можно получить зеркалом проезжающего мимо авто.

Типичный перекресток в центре старинного мальтийского города. К слову, городов здесь неожиданно много, и они перетекают из одного в другой. Создается впечатление одного большого населенного пункта. Едешь по Слиме и за пару минут незаметно пересекаешь город Гзира, въезжая в Мсиду. Хотя есть, конечно, и удаленные населенные пункты, до которых нужно ехать по трассе. От края до края остров можно преодолеть минут за 30. На самом деле Мальта состоит из трех островов. На пароме, билет на который стоит около €20, можно добраться до второго по величине острова — Гозо. Причем платишь только на обратном пути. Колоритное место, стоит того, чтобы съездить.

Пустые парковочные места — достояние городов, максимально удаленных от города Валлетта, столицы Мальты.

Штрафы

Штраф в Мальте проще всего получить за неправильную парковку. Он составляет €23. Максимально допустимая скорость на острове — 80 км/ч (по трассе). Превысив ее, вы рискуете получить штраф от €23 до €120. На дорогах встречаются камеры, поэтому штраф может списать прокатная компания, временно блокирующая на этот случай €100 на вашей карточке. За непристегнутый ремень безопасности вынь да положь €50. Пристегиваться нужно и сзади. Разговор по телефону за рулем полиция оценивает в €100. В отличие от континентальной Европы, ближний свет на Мальте не обязателен днем (исключение — тоннели).

Цены на бензин

Прокатные машины могут быть бензиновыми, дизельными или электрическими. Зарядных станций на острове мало, зато, зарядившись один раз, вы сможете кататься несколько дней. 95-й бензин называется здесь Unleaded и стоит €1,36 за литр. Дизельное топливо дешевле — €1,23. Если возьмете напрокат дорогой автомобиль с турбодвигателем, компания потребует заправлять 98-м (e-Power). Эта жидкость самая дорогая — €1,51 за литр.

Вот так на Мальте выглядят АЗС. Обычно они расположены прямо у первой полосы, хотя встречаются и такие, как у нас, с выделенным заездом.

Местный автопарк

На Мальте можно встретить очень разношерстные машины. По необычности автопарка в нашем рейтинге эта страна занимает второе место после Исландии. Подавляющее большинство мальтийцев ездят на стареньких хетчбэках малого класса. Новые модели, как правило, принадлежат прокатным компаниям. Иногда на острове можно встретить дорогие спорткары: Ferrari, Maserati, Lamborghini. Непонятно, зачем они здесь.

Audi Q7 — очень нетипичный автомобиль для Мальты: слишком большой и бестолковый для местных реалий. Данный экземпляр здесь проездом — из Великобритании.

А вот эта же Audi несколькими днями позже на другом конце острова. Нет, мы не следили за немецким кроссовером, просто Мальта настолько маленькая, что одну и ту же машину можно встречать каждый день в разных уголках страны. Это касается и туристов. Заприметишь какую-нибудь компанию в очереди на паром, идущий на Гозо, и потом каждый день будешь встречать их в других городах возле достопримечательностей.

Половина всех вседорожников на Мальте — это Land Rover. Местные жители очень любят британские автомобили. Хватает здесь и стареньких Rover.

В какой еще европейской стране можно встретить праворульную Tata? Таких на Мальте полно. Кстати, встречаются и Lada с правым рулем. В свое время они прибыли сюда из Великобритании.

Кабриолетов на острове много, но крышу владельцы открывают редко. Насладиться откидным верхом мешает то ветер, то жара.

Какой красавец!

Ну и конечно, мальтийцы просто обожают японские машинки. Здесь полно мелких Subaru, о существовании которых не догадывается ни один житель остальной части Европы. Toyota Yaris здесь называется Vitz, а половина моделей Suzuki — те, что создавались для японского рынка. В небольших деревнях кажется, что ты приехал не на европейский остров, а во Владивосток: полно стареньких Nissan и Toyota с правым рулем и зеркалами на краю капота.

Сколько стоит поездка?

Если заранее покупать билеты из Вильнюса, жить в нормальном отеле и питаться исключительно в ресторанах, пятидневный отдых на Мальте обойдется где-то в 800—900 евро на двоих. Если ехать вчетвером, то с человека получится евро 300—350. Сюда включено все — от проезда до Вильнюса вплоть до аренды машины. Цены здесь ниже, чем в Италии, поэтому Мальта — неплохой вариант для поездки на большие выходные. За четыре-пять дней можно посмотреть буквально весь остров.

серебристый, внедорожник, дизель 2.5 л, механика, полный привод
6900$ / 6184€
другой, купе, бензин 2 л, механика, полный привод
9500$ / 8514€
черный, купе, бензин 3 л, автомат, передний привод
5000$ / 4481€
Автобарахолка
мобильное приложение

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by