13 октября 2019 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Кирилл Закаблук

Не кошмар, а продукт. Как переработать тонны использованных шин и заработать деньги

Автор: Оксана Красовская. Фото: Кирилл Закаблук

Оставляя отжившее свое покрышки на шиномонтаже или складах спецорганизаций (предположим, что все действительно сдают их правильно, а не выносят на мусорку или куда-нибудь подальше в лес), мы и понятия не имеем, что будет с ними дальше. Оно и неудивительно: для автомобилиста судьба шины важна ровно до того момента, пока та без «булок» и не лысая. Что потом, нас, откровенно говоря, не очень-то заботит — ну кто ломает голову над перспективами мусора? Наверное, поедет же на свалку. Но благо в наше время можно переработать если не все, то очень многое. И покрышки не исключение. Им также можно подарить вторую жизнь (и речь сейчас совсем не про клумбы и лебедей возле подъездов). Смотрим, как тонны изношенных шин перерабатывают в Латвии.

Завод Eco Baltia vide в Тукумсе (город на 17 тыс. жителей расположен в 70 километрах от Риги) существует всего несколько месяцев. Это структурное подразделение местного гиганта сбора, сортировки и переработки отходов, умеющего создавать деньги прямо из мусора. Для Латвии (как и для нас) переработка шин — это не такая уж и исхоженная тропа: тех, кто занимается этим профессионально, можно пересчитать по пальцам одной руки.

На территории нового мини-завода (к тому же мобильного: производство всегда может сняться с места и переехать на новую площадку, если это необходимо) уже лежит огромная куча шин, гора высотой в несколько метров — это улов за прошлую неделю, когда на площадке разгрузились шесть больших авто. Теперь весь этот резиновый ужас предстоит переработать и (в идеале) продать. Пока предприятие молодое, работа идет на имя и узнаваемость.

— То, что вы видите, действительно выглядит как какой-то кошмар. Но, к счастью, все шины можно переработать, и тогда мы уже получим продукт, имеющий свою цену, — рассказывает руководитель проекта Андрис Жимелис. — Гранулы (итоговый продукт) можно использовать по-разному, например в дорожном строительстве.

К слову, в Финляндии такая добавка к дорожному полотну успешно применяется повсеместно, даже на законодательном уровне закреплено, какой процент гранул должен быть использован. В Латвии тоже хотят внедрить такой подход, но пока все стопорится.

Также из гранул получаются отличные безопасные покрытия для детских площадок (резиновая плитка). Ну и еще один вариант — из переработанных шин мы делаем «чипсы», которые на заводах выступают в качестве резинового топлива.

На Eco Baltia vide принимают практически все виды покрышек (пока вход закрыт только для шин погрузчиков). Бо́льшую часть сырья поставляют компании, у которых много транспорта. От «отработки» они избавляются относительно бесплатно: с учетом специфики работы предприятия изначально делают особые отчисления в пользу государства. Так что отдельно Eco Baltia vide платить уже не нужно. Если же такой платеж предусмотрен не был, то расчеты надо будет вести непосредственно с заводом.

Что касается рядовых латышей, то лысую резину они могут сдать либо бесплатно в специальных пунктах приема, либо ближе к дому, но уже за деньги — примерно €8 за четыре колеса.

Что же происходит с шинами на заводе? Сперва их сортируют: большие, маленькие, грязные — все распределяются по разным кучам. С шинами от грузовиков приходится повозиться: прежде чем отправить их на переработку, надо извлечь корд. Для этого есть специальная машина, которая оснащена «крюком-выдирателем».

Впрочем, и эти «внутренности» пойдут в дело: металл будет продан, причем за неплохие деньги.

Далее шины разрезают на несколько частей. Эта процедура повторяется раз за разом. Когда «лаптей» не останется, «стружку» передадут на дорогущий французский станок, который начнет разрывать резину на мелкие гранулы. Никакой тепловой или химической обработки не требуется.

В результате получатся гранулы различных размеров — для каждого вида будущей продукции нужны свои исходники.

— Мы делаем полуфабрикат, с которым производителям будет удобно работать. Сами запустить производство той же безопасной плитки не стремимся: зачем, если уже есть компании, которые крепко стоят на ногах и знают свое дело? Сейчас мы рассылаем «пробники» продукции по различным организациям. По большому счету, нам все равно, куда продавать, одной только Латвией себя не ограничиваем. Если наши пластиковые гранулы пользуются популярностью в Азии, то почему бы и резиновые не продавать по всему миру? — объясняет Андрис.

При переработке одной шины потери на металл и текстиль составляют всего 5%. Так что затея, считай, беспроигрышная. Если переводить шины в готовый продукт, то курс получается 4 к 1: из четырех покрышек от легкового автомобиля можно «наварить» один квадратный метр резинового покрытия для детской площадки.

Пока завод работает вполсилы — всего одна смена с четырьмя людьми на линии. Заработок сотрудников не раскрывают, но мы-то с вами знаем, что минимальная зарплата в Латвии — €430, а средняя — €1036 до уплаты налогов. Планы у Eco Baltia vide большие: работа в три смены (строительство ангара, который будет погашать шум, сделает это возможным) и семь тысяч тонн перерабатываемых шин в год. Это если дело пойдет. Ну а чего ему не пойти?

Благодарим за помощь в организации поездки дилера Jaguar Land Rover в Беларуси «Атлант-М Британия», а также партнеров проекта — «Технобанк» и Латвийское внешнеэкономическое представительство в Республике Беларусь.

Новые шины для новой зимы:

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)
Снят с продажи

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by