Все сделать правильно и ничего не добиться. История одного невыплаченного возмещения

28 ноября 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

Все сделать правильно и ничего не добиться. История одного невыплаченного возмещения

Автор: Андрей Гомыляев

Однажды во время весеннего урагана на машину упало дерево. Ситуация, надо сказать, типичная, повторяющаяся почти каждый раз, когда ветер развивает скорость под 15 м/с. Стоит ли говорить, что далеко не все автовладельцы доходят до победы в суде — уж очень много препятствий и нюансов на этом пути. Но, как показывает опыт минчанина Владимира, даже положительное решение судьи не гарантирует возмещения со стороны госорганизации, ответственной за содержание деревьев.

Последствия шторма

22 марта этого года на столицу обрушилась еще одна погодная напасть. Сильный ветер сдул остановку в Уручье, дефлектор с кровли жилого дома, пострадали билборды и баннеры. А вот на столичной улице Могилевской порыв повлек серьезные последствия — старый тополь упал прямо на припаркованный автомобиль. При падении ствол разбил несколько стекол, повредил элементы кузова, фару.

Вот как описал первые минуты после происшествия сын собственника Peugeot Partner: «Сотрудники ЖЭСа быстренько пришли и распилили дерево. Оказалось, оно все было трухлявым: в руки берешь — рассыпается. Мы вызвали милицию, составили протокол, но директор ЖЭСа сказала, что возмещать ущерб будут только через суд — такая установка».

Все верно, в подобных ситуациях запускается целый механизм действий, имеющих четкую последовательность. К сожалению, порядок мероприятий нельзя найти в «Уголке потребителя» или на информационном стенде в милиции. Журналисты Onliner определили очередность исходя из реальных случаев выигранных судебных дел. По словам наших героев, столкнувшихся с подобной проблемой, выполнять пункты нужно последовательно. Как нетрудно догадаться, речь идет о случаях, когда побитый деревом автомобиль не застрахован по каско, а имеется лишь «автогражданка».

Порядок действий

  1. Вызвать милицию (не ГАИ), сотрудников ЖЭСа либо «Зеленстроя». Нужно, чтобы милиционер составил акт осмотра места происшествия. Документ необходимо подписать всем сторонам, желательно в присутствии понятых. Парковка не по ПДД может сыграть решающую роль, в таком случае шанс получить компенсацию минимален.
  2. Убирать машину с места происшествия нельзя. Коммунальщиков или работников «Зеленстроя» стоит предупредить об обращении в милицию, чтобы они не убирали и не уничтожали дерево полностью. Сотрудники этих же служб могут зафиксировать состояние дерева: здоровое или гнилое. Если они этого не сделают, придется обратиться в НАН (см. пункт 3).
  3. Заказать экспертизу у специалиста из Института экспериментальной ботаники им. Купревича при НАН. Он должен изучить место разлома ствола, чтобы определить структуру и состояние древесины. После этого автомобиль и остатки дерева можно убирать.
  4. Дождаться ответа от специалиста НАН (либо ЖЭСа или «Зеленстроя»). Если в нем будет сказано, что дерево было нездоровое, а процент содержания гнилостных образований высок, тогда у водителя есть основания для возмещения ущерба. В случае если упавшее дерево было здоровое, добиться выплат будет сложно.
  5. Вызвать независимую комиссию по оценке повреждений машины. При работе комиссии должны присутствовать представители ЖЭСа («Зеленстроя») и милиции.
  6. Написать претензию в адрес ЖЭСа («Зеленстроя») о добровольном возмещении убытков, приложить все полученные документы. Если ответ от коммунальщиков не придет в течение одного месяца, можно обращаться в суд. Он также решит вопрос о моральном вреде, причиненном автовладельцу.

Все сделал правильно

Владимир уверяет, что следовал этому плану и в итоге оказался в суде в качестве истца. Ответчиком выступило ЖЭУ №1 Октябрьского района Минска. Из предоставленных мужчиной документов следует, что вначале в милиции возбудили административное дело за «умышленное повреждение имущества», после его отменили из-за отсутствия «события административного правонарушения». В РУВД посоветовали обратиться в суд. Очевидно, что во время заседания нужно указывать конкретные суммы для возмещения. Параллельно готовилось заключение о размере вреда. Специалисты подсчитали, что Peugeot Partner 2012 г. в. с пробегом в 91,5 тысячи километров «пострадал» на сумму в 6376 рублей (с учетом износа и НДС). На оценку ушло 220 рублей.

В это же время над заключением о состоянии тополя работали сотрудники Института экспериментальной ботаники им. Купревича при НАН. Стоит оно 210 рублей. Инженер лесного хозяйства, старший научный сотрудник лаборатории устойчивости растительных сообществ пришел к следующим выводам: «Тополю, чья высота достигала 22,4 метра, 60 лет. Произошел слом на высоте 0,8 метра. В этом месте находилось обширное дупло (0,5 м шириной и 0,4 м глубиной). По периметру дупла древесина была поражена гнилью, превратилась в труху — 93% поперечного сечения ствола. Также поспособствовала колония ложного трутовика — гриба-паразита. Известно, что они являются индикатором разрушения древесины, а деревья с такими признаками подлежат незамедлительному удалению».

«Дерево не представляло ценности ни в экономическом, ни в научном, ни в эстетическом плане, — резюмирует эксперт. — Являлось аварийно-опасным. Поражение гнилью и стало причиной его падения. Наличие грибов-паразитов служило основанием для его удаления».

К общему заключению хочется добавить: «однако этого сделано не было». Убрали дерево только тогда, когда оно упало и повредило автомобиль.

В администрации района сообщили, что по договору между ЖКХ и ЖЭУ №1 Октябрьского района именно последнее предприятие обязано проводить осмотры объектов растительного мира на предмет сухих и аварийных растений, а в случае их выявления информировать КУП и принимать меры по ограждению опасных участков. Так выяснилось «имя» ответчика.

На добровольное возмещение ущерба коммунальщики не пошли — по словам хозяина машины, он заявил о своих намерениях еще в день происшествия. Оставалось лишь обращаться в суд. Однако пришлось заплатить и тут — госпошлина обходится в 391 рубль. Несмотря на очевидность всех обстоятельств и документально доказанные факты, ЖЭУ иск не признало. Суд, изучив все материалы, встал на сторону автовладельца. Решение — взыскать с ЖЭУ 6009 рублей 65 копеек.

Но выплат не видать

«Суд состоялся еще 30 августа, но на мой счет не поступило ни копейки, — говорит Владимир. — Для меня сумма не маленькая. Чтобы восстановить автомобиль, пришлось брать взаймы у знакомых, чуть было не влез в кредиты. В начале осени несколько раз проверял счет — ничего. Звонил в ЖЭУ, приходил лично. Ответ один: „У нас долги, обращайтесь в отдел принудительного исполнения“. Я составил письменную претензию, где указал: не предпринято никаких действий. На прошлой неделе срок ответа, определенный законом, истек, а я так и не получил письма с хоть какими-то разъяснениями».

Директор ЖЭУ №1 Октябрьского района сообщил Onliner, что приступил к работе около двух месяцев назад и сейчас понемногу пытается рассчитаться с долгами: «Пока мы не смогли ничего перечислить Владимиру, потому что у нас тяжелое финансовое положение. Он просил хотя бы за два-три этапа, но пока не выходит. Я сейчас все решаю, чтобы потихоньку начинать рассчитываться. Не он один ждет возмещения ущерба. Думаем, выплаты начнутся в декабре — хотя бы небольшими суммами. Мы не отказываемся от своих обязательств. И без решения суда понимаем, что должны погасить ущерб. Бумага с решением суда лежит на моем столе. Как-то иначе этот вопрос не решить. Не сильно много свободных денег, поэтому так складывается ситуация».

Руководитель предприятия заметил, что ЖЭУ должно возместить ущерб не только Владимиру, но и другим лицам. Мы заглянули в онлайн-систему проверки компаний и нашли подтверждение словам директора — действительно, 1 октября был назначен другой руководитель. Также выяснилось, что предприятие является должником по 33 решениям, а общая сумма долга составляет более 95,3 тысячи рублей.

«Мне намекнули, что суммы выплат будут около 50 рублей в месяц, — утверждает Владимир. — При таком раскладе со мной полностью рассчитаются только через 10 лет».

белый, минивэн, дизель 1.9 л, механическая, передний привод
желтый, минивэн, дизель 2 л, механическая, передний привод
серый, минивэн, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by