«Провисший кабель срезал кабину грузовика, погиб муж. Никто из строителей госорганизации до сих пор не извинился»

04 июня 2020 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: из материалов дела

«Провисший кабель срезал кабину грузовика, погиб муж. Никто из строителей госорганизации до сих пор не извинился»

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: из материалов дела
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

«Мне говорят, нужно дальше жить ради детей, у меня их двое. Но последние полтора года я жила ради восстановления честного имени моего мужа», — признается Лариса, жена водителя, погибшего из-за нарушения строителями правил безопасности. Она судилась с госорганизацией, выполнявшей работы на дороге. По вине строителей кабель линии электропередач срезал кабину грузовика, в котором ехали ее супруг Андрей и старший сын Максим. Мужчина погиб на месте, 10-летний мальчик чудом не получил физических травм. «Андрея много раз оболгали, обвиняли во всяких нарушениях: от алкоголя до невнимательности. Все, как выяснилось в суде, неправда. Сейчас для меня и моей семьи очень важно рассказать, как все было на самом деле», — добавляет женщина.

Рабочая поездка и происшествие

В тот день, в середине ноября 2018 года, Андрей решил помочь товарищу и по его просьбе взял подработку. Необходимо было с помощью ассенизационной машины очистить канализацию частного дома в агрогородке Мотоль (Ивановский район Брестской области), а после заехать к очистным сооружениям. Тридцатилетний мужчина взял с собой старшего сына — мальчик интересуется техникой, и такие совместные поездки периодически случались. Несчастье произошло на дороге, ведущей к стокам и проходящей через участок леса. Автомобиль ГАЗ-53 три раза беспрепятственно проехал в сторону слива и обратно (понадобилось две ходки).

Водитель грузовика уже направлялся домой, когда все случилось. Максим при выезде из леса смотрел на мужчину в красной жилетке — тот залез на столб и чем-то там занимался. «Мы выехали из леса, и произошел удар, лопнуло стекло, — рассказывал следователям мальчик. — Мы остановились, с этого момента я ничего не помню». «Автомобиль зацепился передней частью кабины за провисший провод линии электропередач», — так было сказано об этом моменте в сообщении СК.

Как видно на фотографиях с места происшествия, кабель буквально срезал стойки кабины грузовика, крыша сложилась. Водитель погиб на месте. Ребенка на пассажирском сиденье чудом не зацепило ни кабелем, ни фактически упавшей в салон крышей. Физических травм мальчик не получил, а о тяжести травмы психологической можно только предполагать. «После случившегося позвонил телефон, он лежал в левом кармане кофты отца. Тогда я еще был в кабине, — рассказывал Максим следователям. — Я ответил на звонок. Помню, что звонила мама. Но о чем я с ней разговаривал, не помню. Что происходило дальше, я не могу описать».

Как оказалось позже, в тот момент на дороге проводились работы по устранению негабаритов в линии электропередач. На момент происшествия провод был обесточен, что во многом спасло мальчика. Вопросы к организации работ возникли сразу: вскоре после случившегося СК заявил о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 303 УК РБ — «Нарушение правил безопасности строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека». На протяжении более полутора лет представители госорганизации под названием филиал «Механизированная колонна №87 ОАО „Западэлектросетьстрой“» пытались доказать, что в произошедшем виноват сам водитель.

Техника безопасности или ПДД?

Районный суд установил: начальник участка Валерий (1963 г. р.) на объекте «Устранение негабаритов на участках опор» при организации демонтажа и монтажа провода действовал небрежно, не предвидел опасности последствий, не выполнил правил техники безопасности (пять ТКП). А именно: не подготовил участок для безопасного выполнения работ, допустил на производственную территорию посторонних лиц; не обеспечил: установку сигнальных ограждений и знаков, выполнения подготовительных мероприятий до начала работ, остановку движения, поднятие для пропуска транспорта провода воздушной линии, выставление на расстоянии 100 метров в обе стороны сигнальщиков. Все это необходимо было сделать в условиях, когда провод провисал на высоте 1,8 метра от земли. Такая организация работ могла быть опасной и для строителей.

Валерий обжаловал приговор. По его мнению, к несчастью привели действия самого водителя ГАЗ-53. Начальник участка считал, что мужчина нарушил ПДД. В частности, не принял меры к снижению скорости движения вплоть до остановки при возникновении препятствия, которое водитель в состоянии обнаружить, а также двигался на автомобиле с неисправной рабочей тормозной системой (стояночный тормоз был в норме).

Начальник участка посчитал, что в его обязанности не входила установка сигнальных ограждений и знаков безопасности, траты на эти меры не были учтены в проектно-сметной документации и технологических картах. Упоминается и то, что полевая дорога не была предусмотрена в проекте. Защищаясь в суде, представители строительной организации сделали вывод, что участок местности, по которой ехал ГАЗ, с технической точки зрения не является автодорогой. А следовательно, по их логике, на него не распространяются требования ТКП, в которых прописаны действия только при пересечении линии электропередач с автодорогами (на самом деле, согласно 7.15.4.1 ТКП 427, со всеми транспортными путями. — Прим. Onliner).

О слухах и фейках

Сигнальщики

Валерий уверял, что в дополнение к своим обязанностям выставил сигнальщиков. В сети даже появилась схема, якобы демонстрирующая их расположение.

Согласно решению суда схема не соответствует действительности

«Однако этих сигнальщиков свидетели, проезжавшие мимо незадолго до происшествия, не видели, — указывала в ходатайстве Лариса. — На суде один из предполагаемых сигнальщиков утверждал, что, мол, отошел по нужде, другой якобы ушел посмотреть, как опускается трос, и оставил флажок в кустах. Других работников колонны видели в агрогородке Мотоль в магазине, по внешним признакам — нетрезвыми. Сразу после трагедии в спешном порядке они покинули место ЧП. Позже утверждали, что вообще работали на другом участке».

В приговоре содержится следующая фраза: «обвиняемый не обеспечил выставление на расстоянии 100 метров в обе стороны от места пересечения воздушной линии с дорогой для предупреждения водителей транспорта сигнальщиков».

Скорость

Широкое распространение среди электромонтеров и организаций, связанных с электрообеспечением, получил еще один слух — якобы у водителя была возможность заметить провод.

Согласно решению суда информация о мерах не соответствует действительности

Во время следственного эксперимента определили, что кабель можно было заметить при движении на скорости 27 км/ч — якобы грузовик ехал медленно. Это значение указал свидетель, который представлялся тем самым сигнальщиком, что пошел смотреть, как опускают трос. Ранее он говорил следователям о движении ГАЗа с максимально разрешенной на той дороге скоростью 60 км/ч.

В материалах дела сказано следующее: «лишь после того, как значение скоростного фактора стало полностью понятно обвиняемому, показания четырех свидетелей и самого Валерия резко изменились».

Мобильник

Обвиняемый делал ставку на еще один момент — мол, водитель отвлекся от управления на звонок мобильного телефона. Это предположение стало поводом для очередного фейка.

Согласно решению суда выделенная информация применительно к рассматриваемому делу не соответствует действительности

Этот момент мы попросили прокомментировать саму Ларису, потому как звонок, о котором идет речь, поступил именно от нее:

«О том, что ребята уехали на грузовике, я не знала. Старший сын прибегал сказать, что пойдет „поможет“ папе. В то время я готовила на кухне. Через какое-то время обнаружила, что дома закончился кетчуп, и позвонила мужу. Он не ответил. Набрала еще раз — тоже безрезультатно. Вскоре поступил обратный звонок. Я подняла трубку и услышала только крики, плач ребенка, фразу „папа, что с тобой?“. Тогда я выбежала на задний двор, рассчитывая на то, что они там. Я кричала в трубку и надеялась, что мне ответят, но поняла — меня не слышат. Я сбросила вызов и перезвонила. На пятый гудок ответил Максим. Он сказал, что они попали в аварию, и описал место, где все случилось. Тут же телефон кто-то забрал, мужской голос сказал, что соболезнует мне. Как я поняла на суде, это был тот человек, который представился сигнальщиком, — тем, что отошел по нужде. Я приехала туда еще до появления скорой помощи. Взявший трубку мужчина был единственным человеком, который был рядом с сыном до моего приезда».

По словам Ларисы, в ходе судебных заседаний следователь сообщил ей, что большинство неправдивых комментариев писали сотрудники электромонтажных организаций.


Областной суд оставил приговор без изменений: Валерий признан виновным в нарушении правил безопасности строительных работ, повлекшем по неосторожности смерть человека. В качестве наказания назначены 2 года лишения свободы в колонии поселения с лишением права занимать руководящие должности на 4 года. Мужчина был освобожден от отбывания наказания на основании закона об амнистии, судимость была снята. Организацию «Западэлектросетьстрой» обязали выплатить в пользу потерпевшей семьи компенсацию морального вреда.

«За полтора года обвиняемый — и в принципе никто из руководства госструктуры — не попросил прощения, не выразил соболезнования, — констатирует Лариса. — До конца мая никаких платежей в наш адрес не поступало». Для ухода за детьми женщина была вынуждена уйти с работы, сейчас семья существует на пенсию в связи с потерей кормильца.

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by