Лизинг на авто из частных объявлений. Разбираемся в особенностях

32 975
311
05 июня 2020 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий, снимки носят иллюстративный характер

Лизинг на авто из частных объявлений. Разбираемся в особенностях

Начиная с весны этого года практически любую машину на «Автобарахолке» можно взять в лизинг, а приблизительный месячный платеж отображается прямо на странице объявления. Долгое время белорусы опасались пользоваться этим финансовым инструментом. Потенциальный продавец готов был отказаться даже от супервыгодной цены, когда покупатель затевал разговор об участии в сделке третьей стороны — лизинговой компании. По словам игроков рынка, сейчас ситуация изменилась — покупкой автомобиля в лизинг уже никого не удивишь.

Условно, машина на вторичном рынке стоит 8 тысяч долларов, или 19,2 тысячи рублей, а лизинговая компания предлагает платить 318 рублей в месяц при первоначальном взносе 7,7 тысячи. Насколько это выгодное для покупателя предложение? С одной стороны, человек получает транспортное средство прямо сейчас, с другой — выплаты растягиваются не на один месяц, и неизбежна переплата. Плюс ко всему собственником автомобиля является лизинговая компания. То есть, простыми словами, машину дают в долгосрочную аренду с правом выкупа. Кого-то это может смутить.

черный, седан, бензин 3.7 л, автоматическая, передний привод

Разобраться в плюсах и минусах мы попросили Никиту Чеботаря, первого заместителя директора компании «Микро Лизинг». Специалист подчеркивает: «Мы видим, что спрос на покупку авто с пробегом в лизинг только растет. Это связано в том числе с популяризацией самого лизинга: люди больше не боятся этого слова».

Человек нажал на кнопку «Подать заявку». Что дальше?

Заявка попадает в обработку к специалисту компании, он связывается с клиентом по телефону или через любой мессенджер, чтобы узнать, какие условия сделки того интересуют. Консультацию можно получить и с помощью чат-бота. Итогом общения должен стать высланный график платежей на основе заданных параметров.

После того как клиент окончательно определился и с машиной, и с условиями сделки, остается предоставить пакет документов. Компании стремятся к упрощению процедуры — известно, что сейчас можно подписать договор без справки о доходах. В идеале — утром человек отправляет заявку, а вечером уезжает на выбранном автомобиле.

Указанная в объявлении сумма отличается от конечной?

В объявлениях и калькуляторах расчета платежа клиент может видеть сумму, которая максимально близка к актуальной. Заверяют, что никакого лукавства здесь нет. Сумма платежа зависит от четырех ключевых параметров: стоимости авто, суммы авансового платежа, срока лизинга и выбранной валюты финансирования. На основании этих параметров и строится график платежей.

Итоговая сумма также может зависеть от наличия каско. Если машина старше 10 лет, чаще всего его не требуют. В итоге размер ежемесячного платежа уменьшается.

Растет ли ставка и как сэкономить за счет колебания курсов?

Чаще всего можно выбрать любую из популярных валют: евро, доллар, российский или белорусский рубль (в разных компаниях условия могут отличаться). Неотъемлемой частью договора лизинга является график лизинговых платежей. В нем суммы фиксируются на весь срок действия договора. Лизинговая компания в одностороннем порядке не может выставить сумму больше той, которая указана в графике. Но если клиент сам хочет заплатить больше, то это чаще всего возможно — достаточно заявления. Порой клиенты просят учитывать сезонность их доходов. Например, если у предпринимателя спад в бизнесе летом, можно договориться о минимально доступном платеже на этот период.

Вообще, в договоре лизинга такое понятие, как «процентная ставка», не применяется. В нем не указывается ни коэффициент удорожания, ни банковская ставка. К договору приложен график, в котором указана сумма ежемесячного лизингового платежа, которую клиент обязан уплатить в установленный срок. График платежей зависит от выбранной валюты, стоимости и года выпуска автомобиля, размера авансового платежа, срока лизинга. Как уже было сказано, компания не может требовать бóльших сумм, чем указано в графике.

Конкретный пример — авто «за десятку»

Предположим, машина стоит ровно 10 тысяч долларов — для простоты подсчетов. Мы попросили специалистов составить график платежей, чтобы иметь представление о важных параметрах: первоначальный платеж, ежемесячная выплата, сумма итоговой переплаты. И все это — с привязкой к разным валютам (долларам, евро, российским рублям) и разным срокам. Что получилось — на графиках.

Вариант с минимальной переплатой:

Вариант с минимальным ежемесячным платежом:

Есть мнение: когда не хватает чуть-чуть, подойдет кредит в рублях, на большие суммы и на длительные сроки автолизинг в валюте целесообразнее. Справедливо?

В период пандемии кредитование не так доступно, как еще несколько месяцев назад, и для многих лизинг остается единственным финансовым инструментом независимо от того, чуть-чуть денег не хватает или более 50% стоимости машины. Как правило, покупка нового автомобиля подразумевает следующий порядок действий: продать предыдущий, добавить какую-то сумму и купить что-то получше. В таком случае лизинг может дать возможность приобрести машину более высокого класса или свежего года выпуска. К примеру, если «старый» автомобиль стоил 4,5 тысячи долларов и человек готов добавить еще 2—3 тысячи, то рассчитывать на свежий премиум не приходится. Если же внести вырученные деньги от продажи «старого» автомобиля в качестве аванса (а это от 15% стоимости приобретаемого авто), то можно стать владельцем машины стоимостью около 30 тысяч долларов.

Неудобства от того, что авто остается в собственности компании, а не физлица: невозможность перепродать, пока не погашены платежи, обязательная страховка каско. Что еще?

Есть ряд переживаний, с которыми часть клиентов расстается уже после того, как решится оформить машину в лизинг. Автомобиль до окончания всех выплат действительно остается в собственности компании, но в пользовании у клиента. В компаниях уверяют: человек не чувствует разницы — он пользуется машиной как своей. Никаких специфических ограничений нет, выезд за границу не запрещен. В графе «Собственник» будет указано имя клиента, а найти запись о лизинге можно только в «Особых отметках». Обязательное каско, как уже было сказано, требуется только для автомобиля не старше 10 лет. В последние годы при заключении договора с физлицом уже не нужна регистрация в военкомате.

Запрет действует только на перепродажу, но это логично. Такое правило будет действовать и в случае с кредитом.

Можно ли менять машины раз в два-три года, погашая платежи не полностью?

Идея проста — ездить все время на новых автомобилях, пересаживаясь со свежей модели на еще более свежую каждые три года (по истечении гарантии), и платить при этом как за аренду. Не выплатил до конца, но вернул машину в счет следующей — остаток по платежам переходит в новый договор. В мире такой формат существует и успешно работает.

Однако в Беларуси такую форму работы, к сожалению, пока никто не практикует. Есть ли перспективы, что такой инструмент заработает? Рынок активно развивается, а компании готовы к переменам. Пока что работает только зачет «старого» автомобиля в счет первого платежа по «новому». Компании готовы принимать подержанные машины в счет первоначального взноса.

Главный страх — в каких случаях компания имеет право изъять авто?

Автомобиль, оформленный в лизинг, является собственностью лизинговой компании до исполнения всех обязательств по договору, то есть пока не внесен выкупной платеж по графику. Если клиент не исполняет условия договора, не вносит оплату вовремя, лизинговая компания может забрать транспортное средство. Обычно это происходит в крайнем случае, чаще стараются найти компромисс. Хотя бы потому, что лизинговые компании заинтересованы в том, чтобы клиент исполнил свои обязательства по договору, выкупил предмет лизинга и обратился за следующей сделкой.

Для сравнения: в случае с кредитом машину может забрать банк, так как она находится у банка в залоге.


Не забывайте, что у «Автобарахолки» есть удобные мобильные приложения с сохраняемыми параметрами поиска, закладками и чатами (iOS, Android).

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto. Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий, снимки носят иллюстративный характер
Без комментариев