Дневник переехавшего. Как белорусу купить и зарегистрировать авто в Польше?

18 марта 2021 в 8:00
Источник: Максим. Фото: автор

Дневник переехавшего. Как белорусу купить и зарегистрировать авто в Польше?

Источник: Максим. Фото: автор

Максим (имя изменено по просьбе автора) со своим «Дневником переехавшего» уже неоднократно появлялся на страницах других разделов сайта. Он подробно рассказал о переезде из Минска в Гданьск, прохождении 10-дневного карантина, сравнил цены на продукты и поделился стоимостью аренды квартиры и «коммуналки». Не так давно Максим с супругой купил в Польше машину, а значит, пора передать ему микрофон и в нашем разделе «Авто». Сегодня мы узнаем, нужен ли вообще автомобиль в Польше, можно ли регистрировать его на себя с белорусским паспортом и как «у них» происходит процесс регистрации транспортного средства.


А нужна ли машина в Польше?

Этим вопросом задаются многие переехавшие. И большинство людей склоняется к тому, что не нужна. В крупных городах (куда обычно и переезжают белорусы) вопрос передвижения закрывают разветвленные трамвайные линии. В более чем 250 польских городах работает каршеринг, позволяющий в том числе передвигаться между населенными пунктами. Здесь отлично развит шеринг самокатов и даже скутеров. Всю страну пронизывают скоростные поезда и пригородные электрички SKM. Как видите, без машины жить можно.

Но мы изначально планировали покупать авто, поэтому после двух месяцев жизни в Гданьске от планов не отказались. К тому же мы специально продавали свою машину в Беларуси, чтобы были деньги на покупку транспорта в Польше. В наших планах — частые путешествия по стране, а после открытия границ — и по Европе. Да и в отдаленные торговые центры, аутлеты и прочие «икеи» проще ездить на своей «ласточке».

В Польше хватает интересных мест, куда без машины добраться очень проблематично. Например, после покупки авто мы уже успели съездить в уютный рыбацкий городок Хел, что на кончике 40-километровой косы чуть севернее Гданьска. Побывали мы и в знаменитом Мальборкском замке, потратив лишь полдня субботы. В ближайших планах — поездка в Торунь, визит в Варшаву и продолжительный автотрип на юг страны. У нас расписаны буквально все выходные весны. Так много путешествовать без машины было бы сложно.

Мальборкский замок. Очень рекомендую побывать. Внутри — целый лабиринт из внутренних двориков, лестниц, садов. Парковка есть прямо возле замка, но стоит недешево — 30 злотых (почти 8 долларов) за два часа. В шаговой доступности можно найти более дешевый паркинг
Город Хел. Фотогеничный населенный пункт, с трех сторон омываемый морем. По карте он в 30 км от Гданьска, но ехать больше часа. А все потому, что автомобили не ездят по воде

Можно ли иностранцу покупать и эксплуатировать авто в Польше?

Да, с белорусским паспортом, действующей визой и подтверждением права нахождения в Польше можно покупать и эксплуатировать машину на территории страны. В перечне необходимых для регистрации авто документов есть выписка о регистрации (Meldunek) с указанием адреса проживания. Стоит она 17 злотых, но ее могут даже не спросить, как и было в нашем случае. О документах поговорим чуть позже.

Нужен бюджетный дизельный универсал

Мы еще не решили, останемся ли жить в Польше, и не исключаем, что через год вернемся в Беларусь. По этой причине мы хотели купить 3-летнюю машину с небольшим объемом двигателя, чтобы в случае чего ее можно было перевезти на родину и растаможить. Нам нужен был недорогой автомобиль — из семейного бюджета готовы были выделить максимум 15 тысяч долларов (а лучше 10 тысяч). У нас постепенно увеличивается количество личных вещей, поэтому одним из пожеланий был кузов универсал.

Бóльшую часть времени наша машина будет ездить по загородным трассам, а значит, было бы неплохо заиметь дизельную модель со скромным «аппетитом». На крайний случай подошел бы небольшой бензиновый турбомотор. Учитывая ограниченный бюджет, мы отбросили такие «хотелки», как камера заднего вида, Apple CarPlay и даже центральный подлокотник. Куда более важным критерием был пробег до 50 тысяч километров. В Беларуси мы ездили на авто с АКП, но в ЕС бюджетных моделей с двумя педалями почти нет — до D-класса включительно здесь 9 из 10 машин на «механике». Так что рассматривали варианты с любым типом коробки передач.

Процесс выбора

Польша — большая страна со множеством крупных городов. И в этом есть определенная трудность. Находясь в Минске, выбирать машину легко — подавляющее большинство вариантов с «Автобарахолки» представлено как раз в столице. А вот жителю Гданьска на досках объявлений приходится изучать не только модели автомобилей, но и географию Польши. И ладно бы все подходящие экземпляры находились в Варшаве, так ведь они разбросаны по всей стране. Ехать в какой-нибудь Краков ради того, чтобы посмотреть одну машину, мы не собирались. Велика честь для куска железа!

На сайте OtoMoto.pl есть возможность указать, в каком радиусе от конкретного города искать варианты. Мы задали 250 км от Гданьска и выставили необходимые фильтры. Среди вариантов было несколько моделей С-класса: Renault Megane, Opel Astra, Peugeot 308. Мы посмотрели несколько автомобилей, но каждый раз натыкались на какое-то «но». То пробег слишком большой, то история у машины мутная, то цена завышена.

Тогда решили понизить ставки и начали рассматривать в том числе автомобили В-класса, а также хетчбэки (а не только универсалы). Среди вариантов были Skoda Fabia, Opel Corsa, Peugeot 208, Volkswagen Polo и Renault Clio. Модели этого сегмента в ЕС сейчас оснащаются в основном 3-цилиндровыми моторами объемом 1 литр. Иногда даже без турбины! Белорус, живущий в моей голове, пока еще не готов к таким малолитражкам. Тем более нам нужна была машина для загородных поездок по скоростным автобанам. В общем, моторы до 1,2 литра мы отмели вместе с 70% объявлений.

И вот в какой-то из вечеров, в 105-й раз открыв сайт с объявлениями, я обнаружил, что появилось новое предложение, отвечающее нашим критериям — универсал Renault Clio с дизельным мотором 1,5 dCi и 5-ступенчатой «механикой». Машина 2018 года выпуска, с пробегом 39 тысяч километров и историей обслуживания у дилера. Цена — 35,6 тысячи злотых. Написали продавцу и на следующий день встретились. После небольшого тест-драйва оставили задаток в 500 злотых и договорились забрать авто через пару дней. Владелец согласился отдать нам его за 35 тысяч злотых (9 тысяч долларов) с комплектом почти новой летней резины. Таким образом, мы стали обладателями дизельного универсала. Усы и кепка имеются.

Процесс покупки

Мы не рассчитывали, что сможем купить машину так дешево. Если смотреть в Польше авто до 2010 года, то цены могут даже шокировать белоруса, привыкшего, что Volkswagen Golf VI — это еще «свежая» модель. Старые модели здесь действительно стоят очень дешево — буквально за одну месячную зарплату можно купить какой-нибудь Ford Mondeo II. А вот когда речь заходит о машинах 2017—2018 годов выпуска, то цены сопоставимы с белорусскими. Дело в том, что в Беларусь везут эти условные «Клио» и «Меганы» с огромными скрученными пробегами и покупают их где-нибудь в Бельгии по самой низкой цене. А когда выбираешь в ЕС машину для себя, то смотришь, как правило, самые дорогие варианты.

Для приобретения нам нужно было лишь подписать договор купли-продажи. Сделали мы это прямо у машины и, забрав все необходимые документы, отправились кататься по вечернему Гданьску. Купив авто у физлица, в течение двух недель нужно заплатить налог в размере 2% от стоимости транспортного средства (доступно онлайн) и переоформить на себя действующую страховку, для чего необходимо лишь позвонить в страховую.

Процесс регистрации авто в Польше

Для регистрации машины в Польше необходимы следующие документы:

  • Договор купли-продажи между вами и предыдущим владельцем авто.
  • Техпаспорт с фамилией предыдущего владельца. Если в договоре купли-продажи и техпаспорте разные фамилии, то нужны дополнительные договоры купли-продажи — цепочка должна вести к тому человеку, чья фамилия указана в техпаспорте.
  • Karta Pojazdu. Это важный документ (красная книжка), в котором хранится информация обо всех предыдущих владельцах авто. Что-то типа «трудовой книжки» машины.
  • Страховка. Она переходит от предыдущего владельца. В нашем случае страховка действует до конца июня, как и техосмотр. Потом нужно будет продлить, и, судя по отзывам других белорусов, стоить это будет долларов 300—400 за год (потому что у нас нет страховой истории в Польше).
  • Номера. Их нужно снять и принести в окошко регистрации, даже если они остаются от старого владельца. На номера размещают маленький стикер (фото ниже).
  • Документ, подтверждающий личность. Если это белорусский паспорт — там должна быть виза D (подойдет и «Карта побыту»). В новом техпаспорте будет указано, до какого месяца вы можете легально находиться в Польше. После истечения этого срока техпаспорт продолжает быть актуальным, но у полиции, проверяющей документы, могут возникнуть дополнительные вопросы по поводу вашего прибывания в стране.
  • Выписка о регистрации. У нас этот документ не спросили и просто записали адрес проживания с наших слов.
  • Подтверждение оплаты регистрации. Нам это стоило 81 злотый — самый доступный тариф, потому что мы оставили старые номера. Оплачивать можно онлайн. Чек необходимо либо распечатать, либо отправить на е-mail ужонда (попросят прямо во время регистрации).

Записываться на регистрацию нужно в местный ужонд (не тот, где получаешь Meldunek). Во избежание скопления людей (коронавирус же) запись производится онлайн на конкретное время. Приехал со всеми документами и номерами под мышкой в назначенное время и через 15 минут уже едешь домой со временным техпаспортом на руках.

Даже VIN-номер не сверяли — как я понял, его сверят потом на техосмотре. Через месяц нужно будет забрать постоянный техпаспорт — о его готовности сообщат по SMS. Цивилизация! Вся процедура регистрации авто заняла у нас минут 50 с учетом дороги от дома до ужонда. После этого регистрация машины в Ждановичах кажется сущим адом. Здание ужонда выглядит как современный бизнес-центр. Внутри — приятный на вид ремонт. Само помещение чем-то напоминает не худшее отделение банка. Решать в подобном месте такой бюрократический вопрос, как регистрация транспортного средства, было, мягко говоря, непривычно. А где очереди? Где «приходите в окошко номер 2 после обеда»? Я привык, что регистрация автомобиля — это день, когда нужно отпрашиваться с работы.

Так выглядит «МРЭО» по-польски

Белорусские права в Польше

Пока я не изучал углубленно этот вопрос, но по той информации, что нашел, первые полгода в Польше можно ездить с белорусским водительским удостоверением. Потом придется его заменить (без экзамена). Многие эмигранты приезжают в Польшу на своих машинах с белорусскими номерами. Проблем с этим нет — главное, продлять страховку. Я так планирую привезти из Беларуси свой мотоцикл.

серый, универсал, дизель 1.5 л, механическая, передний привод
синий, хетчбэк, дизель 1.5 л, механическая, передний привод
зеленый, хетчбэк, бензин 1.6 л, автоматическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by