ВелоПетрович

Как выбрать велосипед? Что мы получаем, переплачивая за дорогие модели?

24 апреля 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович
ВелоПетрович

Как выбрать велосипед? Что мы получаем, переплачивая за дорогие модели?

Автор: Виталий Петрович

В одном из предыдущих выпусков нашего путеводителя по Каталогу мы попробовали определиться с тем, что имеет значение при покупке горного велосипеда с ценой до 1000 рублей. Это бюджетные модели, а горный класс выбран как один из самых распространенных у покупателей, отдающих ему предпочтение за универсальность. При этом среднестатистический горник при прочих равных все равно будет дешевле практически любого другого типа велосипедов именно из-за своей популярности, распространенности. Сегодня попытаемся расширить кругозор и изучить модели подороже. Что мы получим, потратив на велосипед больше той самой тысячи? И за что имеет смысл переплатить, а что является простой уловкой маркетологов?

Выбираем горный велосипед подороже

Напоминаем, как устроен наш путеводитель. Каталог — это настоящая пещера Аладдина, полная сокровищ. Где-то там, среди всех прочих чудес, находится то, что вам нужно. Осталось это найти, не остановившись ненароком на полпути. Чтобы облегчить задачу, воспользуемся системой фильтров. Ничего сложного: выбираем то, что подходит именно нам, отбрасывая все прочее в сторону. Осталось определиться с тем, что же конкретно выбрать — и как раз с этим мы поможем.

Цена. Почему горники так популярны?

Примечательно, что соотношение горных велосипедов с ценой до 1000 рублей и свыше этого значения стремится к паритету: 970 на 797. С первой группой мы разобрались, теперь по-простому объясним, в чем отличие второй (кроме ценника, разумеется).

Но прежде давайте расставим точки над «i», иначе так и будут в комментариях повторять совершенно справедливые утверждения о том, что в Беларуси гор нет и горник в большинстве случаев отнюдь не наилучший вариант велосипеда. Так-то оно так, но горник — самый доступный вариант, и чаще всего это играет определяющую роль.

Когда-то, когда рынок велосипедов только начал развиваться, горники были чем-то совершенно новым, модным, навороченным. Мощная рама создавала ощущение надежности, колеса меньшего диаметра оснащались «злой» резиной с болотным протектором, чтобы уж точно ни у кого не возникло сомнений: такой монстр проедет везде. Любой производитель от азиатского ноунейма до именитого бренда стремился и стремится оснастить недорогую модель MTB наибольшим количеством скоростей, многие из которых будут совершенно не востребованы, но кому какая разница: любой маркетолог знает, что велосипеды продаются благодаря не практичным, а броским приемам. 21 скорость, 24 или даже 30 скоростей! Поговорите с родней: это же гораздо круче, чем жалкие 11—12 скоростенок, которые к тому же стоят столько, будто речь про какой-нибудь «айфон», которому позволено дорожать без объяснения причин.

Горник с давних пор стал синонимом крутого, навороченного велосипеда, отчего всегда пользовался спросом. И, понимая лояльность публики, производители всегда стремились насытить рынок недорогими моделями: сэкономить можно на чем угодно, а люди хотят крутой велик за «адекватную» цену. Личное наблюдение: не так давно «адекватной» считалась стоимость, эквивалентная 500 долларам. Сегодня уже 300 — инфляция, кризис, другие причины.

Никогда горный велосипед не подходил широкому кругу велолюбителей, но всегда был обласкан вниманием. Все просто: пару недель назад мы рассказывали о том, какие классные сегодня делают гравелы — велики удобные, быстрые, при этом по-настоящему универсальные. Так и есть, но ценник стартует от 2—3 тысяч. Это цена трех горников — не таких уж классных, но тоже с двумя колесами. Что выберет большинство?

Поэтому и получается, что можно найти практически идеальный велосипед для любого типа катания, для любых спортивных амбиций, для любых поставленных задач. Можно найти велосипед для самого требовательного покупателя. Все остальные покупают горники и по-своему правы. Велосипедный мир действительно научился клепать эти «машины» вполне достойного качества по совсем невысокой цене.

горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 20 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная, трансмиссия 20 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии
горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 20 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии
Onliner рекомендует
горный, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 20 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, трэйл, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 20 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии

Материал рамы. Карбон стоит дорого

Есть одна неприятная истина: дорогой велосипед не обязательно будет карбоновым. И еще одна истина, тоже неприятная: карбоновый велосипед не обязательно будет хорошим, но обязательно будет дорогим.

Цены на MTB с карбоновой рамой стартуют где-то с 4,5 тысячи рублей, и это средняя температура по палате. В том смысле, что какие-то велосипеды неопределенного происхождения, возможно, и будут стоить дешевле, но брендовые модели — да, с этого ценника они и стартуют на рынке практически любой страны. Причем это начальный уровень для карбоновых байков, потолок цены в Каталоге, к примеру, — 43 тысячи.

горный, кросс-кантри, материал рамы: углепластик (карбон), колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии
горный, кросс-кантри, материал рамы: углепластик (карбон), колеса 29", вилка амортизационная, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 11.5 кг
горный, трэйл, материал рамы: углепластик (карбон), колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 9.9 кг
Нет в наличии
горный, кросс-кантри, материал рамы: углепластик (карбон), колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии
горный, кросс-кантри, материал рамы: углепластик (карбон), колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический

Чем отличаются дорогие карбоновые велосипеды от очень дорогих? Да в общем-то всем, начиная от колес, навесного оборудования и прочих комплектующих. Но и сами рамы имеют очень существенные отличия и в весе, и в прочности, и в свойствах. Карбон — это полимерный композит, который можно сравнить с твердой и прочной тканью. Карбоновый лист тоже состоит из переплетенных и проклеенных нитей. От того, как эта «ткань» изготовлена, как она укладывалась при производстве велосипедной рамы, будут зависеть и свойства самого байка, и комфорт того, кто будет на нем ездить. И, разумеется, цена.

В последнее время особенно часто говорят о том, что ценник на велосипеды среднего и высокого уровня задирается искусственно, что дисциплины велосипедного спорта все больше напоминают гольф — то есть занятие элитарное, требующее необоснованно высоких финансовых вложений. Может быть. Нам из этого требуется усвоить лишь то, что иметь дорогой велосипед — это здорово. Нужно ли при этом покупать велосипед драгоценный — вопрос крайне индивидуальный.

Покупая модель с карбоновой рамой, вы вправе рассчитывать на то, что эта рама будет легче металлического аналога, она будет лучше гасить неприятные дорожные вибрации, то есть будет комфортнее, при этом останется достаточно прочной и износостойкой. Прямо сейчас в Каталоге более 40 карбоновых MTB — эти велосипеды есть в наличии и доступны для заказа.

Почти единственная адекватная альтернативу карбону — это по-прежнему алюминий. Это металл со своими преимуществами: легкий, прочный, стойкий к коррозии. И при этом недорогой. Еще один козырь в том, что с алюминием велосипедная промышленность работает уже давно, куда дольше, чем с карбоном. И с этим металлом научились работать по-настоящему хорошо. Алюминиевые рамы конкурентны в спортивных дисциплинах и востребованы любителями. А баттинг и правильное конструирование рам сводят возможную разницу в весе между алюминием и карбоном к минимуму.

горный, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 16 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии
горный, трэйл, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 120 мм, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 22 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии
горный, трэйл, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 130 мм, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 14 кг
горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический

Выходит, по одному этому критерию крутой велосипед не выбрать, нужно разбираться в нюансах. Алюминиевая модель будет дешевле карбоновой схожего класса. При этом уровень навесного оборудования, амортизаторов и колес играет зачастую даже большую роль в том, как едет велосипед и как себя ощущает велосипедист. Это снова вопрос бюджета, но и вопрос подхода и выбора в такой же степени.

Тормоза. Диски и гидравлика — все по-взрослому

А вот в том, что касается тормозов дорогих горных велосипедов, все однозначно — только диски. Это в случае с шоссе или моделями городских великов могут вестись дебаты с мощными аргументами с обеих сторон. В MTB дисковые тормоза и логичны, и востребованы, и широко применяются в моделях даже бюджетного сегмента.

Не то чтобы старые добрые v-brake как-то плохо себя проявляли. Продвинутые модели старших групп отлично справлялись со своей задачей и, если мы не говорим о сугубо спортивном назначении, закрывали вопрос с торможением. Другой вопрос — стремление к лучшему. Дисковая гидравлика отзывчивее любых видов тормозов с тросиком. Отзывчивее — это значит, что даже малейшее касание тормозной ручки имеет свой эффект. И чем оно сильнее, тем плотнее тормозные колодки прижимаются к ротору. Система с тросом проще, но всегда грубее.

горный, кросс-кантри, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 26", вилка амортизационная с ходом 75 мм, трансмиссия 21 скор., тормоза ободной механический + ободной механический, вес 15.28 кг
горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 26", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор., тормоза ободной механический + ободной механический

горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
горный, материал рамы: алюминий, колеса 26", вилка амортизационная с ходом 75 мм, трансмиссия 21 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
Нет в наличии
горный, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная, трансмиссия 27 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
горный, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
горный, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
Нет в наличии

Это та причина, по которой варианты с дисковыми механическими тормозами (вместо тормозной жидкости натягивается все тот же трос, который и приводит в движение тормозную колодку или колодки, в зависимости от модели калипера) — это всегда компромиссный вариант: дешевый, но не идеальный. В том смысле, что велосипед все еще будет вполне неплохо останавливаться, но вы всегда будете знать, что можно тормозить лучше.

В Каталоге из почти 800 моделей велосипедов, чья стоимость превышает 1000 рублей, лишь 29 имеют ободные тормоза — то есть уже можно говорить, что это для ценителей ретро. Дисковая механика установлена на 179 моделях, а подавляющее большинство велосипедов оснащены именно гидравлическими тормозами. Наверное, цифры говорят сами за себя.

горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 27 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 15.2 кг
горный, трэйл, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 14.3 кг
горный, дерт (dirt), материал рамы: алюминий, колеса 26", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 9 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Onliner рекомендует
горный, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 20 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический

Количество скоростей. Больше — не значит лучше

А вот с числом скоростей дела обстоят чуть запутаннее, и опять же из-за цифр. В свое время это было чуть ли не главной маркетинговой фишкой. «Сколько скоростей у твоего велика?» — спрашивали мы друг у друга, чтобы понять, на чем ездит приятель. 18, 21, 24, 30 — все это на разных этапах было показателем качества: больше — значит лучше. Потом мы выросли и увидели, как рынок по своему усмотрению устанавливает цены, повышая ажиотаж порой вокруг совсем никчемных вещей. И мы задумались.

Кто ездил, к примеру, на 21-скоростных велосипедах, тот наверняка подтвердит, что наименьшая звезда спереди либо не использовалась вообще никогда, либо использовалась настолько редко, что каждый случай был скорее желанием бесконтрольно и бессмысленно поболтать ногами. Это же касалось крайних звезд сзади: часто вы раскручивали 11-зубчатую, маленькую заднюю звездочку?

горный, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 120 мм, трансмиссия 24 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии
горный, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии
горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 15.5 кг
горный, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический

Мы сейчас говорим о передаточном соотношении. В идеале, если речь не идет о спорте высоких достижений и неимоверных усилий, на велосипеде мы стремимся к разумным нагрузкам и комфортному состоянию организма. То есть и ноги накачать, и чтобы сердце не выпрыгнуло. Для этого в нашем арсенале и нужны все эти звездочки. Перекидывая цепь по ним спереди и сзади, нам нужно найти такое передаточное соотношение, которое позволит в любой ситуации крутить педали с подходящей именно нам частотой — каденсом. Если крутить слишком сложно — это не значит, что мы быстро накачаем ноги, это быстрый путь «ушатать» колени. Если крутить чересчур легко — появляется одышка, возрастает нагрузка на сердце. Бесконтрольное кардио — это тоже не здорово. Вот и приходится искать золотую середину, избегая крайностей.

Ну и, положа руку на сердце, скажите, сколько передач вам для этого нужно на белорусском почти плоском рельефе? А мы надеемся, что вы активно пользуетесь передачами, потому как некоторые, выбирая велосипед по числу звезд, потом вообще стесняются пользоваться переключателем: «Он хрустит, он трещит, а вдруг что-то сломается?»

Короче говоря, нет никаких сомнений, что двух звезд спереди хватит за глаза и начинающим, и продвинутым. Да и одной хватит, но тут уж нужно смотреть на число зубцов спереди и сзади (лучше опираться хоть на какой-нибудь опыт).

горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 80 мм, трансмиссия 14 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
горный, трэйл, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 18 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии
горный, трэйл, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 90 мм, трансмиссия 18 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 16 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 14.41 кг
Нет в наличии
горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 18 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 13.4 кг
Нет в наличии

При этом около половины велосипедов на рынке с ценой от 1000 рублей все равно имеют 3-скоростные системы (наборы передних звезд). По крайней мере, вы знаете, кто от этого выигрывает.

Что касается кассеты (набора звезд сзади, о трещотках в этом ценовом сегменте речь уже не идет), то здесь ситуация обратная, что диктуется опять-таки производителями оборудования. С большой долей вероятности можно предполагать, что чем больше сзади звезд, тем с более продвинутой трансмиссионной группой мы имеем дело, тем она лучше. Упрощенная логика, которая, однако, поможет при выборе велосипеда.

Производители экспериментируют с 13-скоростными кассетами, в ходу 12-скоростные, широко используются и все еще хороши 11-скоростные группы. Это то, на что можно рассчитывать в этом ценовом сегменте.

горный, трэйл, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 13.8 кг
горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии
горный, трэйл, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 120 мм, трансмиссия 11 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, трэйл, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 130 мм, трансмиссия 11 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии
горный, кросс-кантри, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 13.8 кг

Нюансы: двухподвесы и женские модели

И конечно же, выбирая велосипед, сколько бы он ни стоил, нужно исходить в первую очередь из собственных потребностей и предпочтений. В этом отношении ситуация должна походить скорее на выбор повседневной пары обуви, а не на приобретение автомобиля. Велосипед проще, там нет неудачных двигателей, коробок передач, кузовов из негодного металла. Велосипед ближе к телу, он не поедет сам собой, он потребует от вас определенных трудозатрат. Позаботьтесь о том, чтобы потеть с комфортом и удовольствием.

Может быть, вам нужен женский велосипед? Отличие — в геометрии рамы, и часто это имеет значение. Женская рама обычно ниже и короче, к тому же имеет специфический скос верхней трубы. Присмотреться к таким велосипедам имеет смысл и мужчинам, если есть определенные проблемы со спиной или растяжкой.

горный, женский, материал рамы: алюминий, колеса 26", вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 14.7 кг
горный, кросс-кантри, женский, материал рамы: алюминий, колеса 26", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 14 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, кросс-кантри, женский, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 80 мм, трансмиссия 21 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, кросс-кантри, женский, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, женский, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 18 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический

Возможно, вам нужен велосипед для спортивной дисциплины? Или вы просто намерены кататься на скорости по серьезному бездорожью, прыгать по древесным корням там, где и троп никаких нет, спускаться по каменистым склонам в заграничной поездке? В таком случае есть смысл присмотреться к двухподвесу. Задний амортизатор в таких моделях нужен в первую очередь не для комфорта, а для удержания велосипеда: если колесо подскакивает на неровности, его бывает трудно поймать, что чревато падением. Амортизация колес приводит к тому, что они как бы «облизывают» неровности, не подпрыгивая слишком сильно, велосипед таким образом сохраняет устойчивость.

Хотя наметилась и некоторая тенденция использования таких моделей сугубо в городских условиях — ради комфорта. Что ж, наверное, на наших бордюрах это имеет смысл.

горный, трэйл, двухподвес, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная с ходом 120 мм, трансмиссия 10 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, двухподвес, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 9 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 16.53 кг
горный, трэйл, двухподвес, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 130 мм, трансмиссия 20 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 14.5 кг
горный, кросс-кантри, двухподвес, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
горный, кросс-кантри, двухподвес, материал рамы: углепластик (карбон), колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 22 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический
Нет в наличии

Едва ли многие покупают велосипед на сезон-другой, чтобы затем сменить его на свежую модель. Для большинства это покупка надолго. Уж во всяком случае покупка, которая прослужит куда дольше нового смартфона. Так стоит ли экономить, приобретая и транспорт, и спортивный снаряд, и верного товарища в путешествиях на долгие годы? Не стесняйтесь быть требовательными, взыскательными, чтобы выбрать именно то, что вам нужно. А когда выберете и будете уверены в этом, вопрос цены отпадет сам собой.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by