Планируя очередной автомобильный маршрут, мы решили взглянуть на страну иначе. Интерес ведь представляют не только самобытные музеи, живописные развалины и псевдоготические костелы, но также все то, что бегает, летает и растет. В список национального достояния, несомненно, нужно включить природные локации и животных, которых можно встретить в поле, лесу, да хоть у обочины дороги... Северный маршрут, разработанный совместно с импортером Škoda в Беларуси, включает не только знаменитые браславские озера, но также уникальный природный комплекс — огромное болото, в котором есть свои озера и острова. В войну там спасались еврейские семьи, а сейчас проложена экотропа, позволяющая погрузиться в таинственный мир скудной, но от того не менее очаровательной флоры. Изюминкой нынешнего путешествия стали комментарии орнитолога, которая ловко наводила бинокль на очередную видневшуюся вдалеке черную точку со словами: «А это у нас серый журавль / гуменник / ушастая сова...» В сегодняшней публикации предлагаем заочно посетить затерянный водопад, пьяный пруд и красивейший костел в Миорах, рядом с которым установлен необычный памятник.
Когда заходит речь о севере страны, то сразу вспоминаются браславские озера. Холмистый пейзаж, в который гармонично вкраплена зеркальная поверхность, настраивает на умиротворяющий лад. Даже в промозглую погоду хочется гулять по берегу, вглядываться в водную гладь, думать о вечном.
А вот про еще одно наследие ледника — болото — упоминают скорее в ироничном ключе. И совершенно напрасно! До поездки мы тоже не могли представить, что в многочисленных оттенках серого, бурого и таежного откроем для себя особую эстетику.
Объектом нашего интереса стали места, расположенные в основном в Миорском районе. По дороге мы также отмечали все локации, где увидели интересных птиц (имеются на карте). Это, конечно, вовсе не гарантия, что именно там можно увидеть белолобых гусей или серых журавлей. Однако в каком-то смысле ориентир.
По традиции нас сопровождает знаток необычных локаций Евгений Шапошников (от него — полезная ссылка родителям, если те решат самостоятельно разработать сценарий квеста для детей). Как обычно, он заранее продумал, где оставлять «пасхалки» — тайники с сувенирами от Onliner и Škoda — в ключевых точках маршрута.
А еще в нашей команде пополнение. Компанию в поездке по северному маршруту нам составила Анастасия Кузьменкова — региональный природоохранный координатор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (в своем аккаунте в Instagram специалист много рассказывает про птиц и вообще про природу). Это оправдало себя на все сто процентов! Получать оперативный комментарий по поводу увиденного в небе силуэта птицы — роскошь в таких путешествиях.
Орнитолог мгновенно направляла бинокль на интересующий нас объект и с ходу определяла: «Это осоед — хищник из семейства ястребиных. Питается, как можно понять из названия, личинками ос и пчел, а также ящерицами, жуками и мелкими птицами».
Это сделало поездку более осознанной и оттого особенно ценной. Хотя практика не нова: в мире движение бердвотчеров (от англ. bird — птица и watch — смотреть, наблюдать) популярно давно. Любители птиц, для которых важно увидеть пернатых в естественной среде, есть и в Беларуси.
Первая незапланированная остановка случилась буквально в нескольких сотнях метров от городской черты Лепеля. Это к слову о том, что интересное — совсем рядом. Вовсе не нужно ехать в чащобу или плыть по реке много километров, чтобы увидеть интересное растение, птицу или зверя.
В данном случае Анастасия Кузьменкова заметила птицу, сидящую прямо возле дороги, и радостно воскликнула: «Это же ушастая сова!»
— Да, точно! — девушка вскинула бинокль, без которого орнитологи никогда не выезжают на полевой учет. — Удивительно, что она расположилась так близко к земле. Хотя это обычное место ее обитания — перелесок, рядом сельскохозяйственные поля. Здесь ушастая сова охотится на мышей, чем, кстати, способствует сохранению зерновых культур.
А вот то, почему сова устроилась прямо возле оживленной дороги, вопрос: «Уж не больна ли птичка?»
Опасения, впрочем, оказались напрасными — заметив нас, птица сорвалась с ветки, эффектно развернувшись в воздухе. Десять баллов за эту фигуру!
В небольшой деревне с непривычным названием Двор-Торонковичи (Лепельский район) находится старый бровар, точнее то, что от него осталось. Крепкая кладка из камня и кирпича позволила ему сохраниться, несмотря на более чем вековую историю.
Возведен бровар был в конце XIX века. Владение приписывают местному землевладельцу, управлял им еще один пан. Произведенный тут спирт возили в Лепель. Позднее, в советское время, здание использовали под зернохранилище. Сейчас бровар потихоньку разрушается. Время берет свое...
С броваром связана история-небылица. Будто бы в советское время после остановки производства спирта большое количество сырья вылили в ближайший пруд. Берега водоема тут же облюбовали местные мужики, которые в течение нескольких дней могли поддерживать только горизонтальное положение.
При осмотре развалин наметанный взгляд орнитолога выцепил прошлогоднее гнездо, которое Анастасия Кузьменкова определила как бывшее место жительства дрозда-рябинника. Обычно эта птица гнездится колониями, но иногда обустраивается отдельно. Любопытна ее форма обороны: при нападении дрозд-рябинник падает камнем вниз и обстреливает «врага» пометом.
Тут же заметили лукаво выглядывающую из-за кирпичной стены коноплянку. Ее легко спутать с воробьем. Пение птахи — сложный и мелодичный набор трелей, свистов, тресков.
Отъехали недалеко. В нескольких километрах от деревни прямо в поле собраны каменные кресты. Слово «собраны» используем намеренно. Дело в том, что их свез сюда около 15—20 лет назад энтузиаст, местный житель.
А вот сведения о том, где они были найдены, расходятся. По одной версии, когда-то тут было древнее кладбище или капище. В процессе освоения территории под пахотные земли кресты и плиты «вытолкали» на край поля. Согласно другой гипотезе, их собирали со всей округи и привезли на этот холм. Как бы то ни было, получилось необычное аутентичное место.
На одной из плит нанесен символ. Ученые считают, что он обозначал принадлежность погребенного человека к роду или семье. Антропоморфные черты знаку придавались осознанно, однако к христианству он не имеет отношения, так как применялся еще до его появления.
На горе крестов спрятали первую «пасхалку». Найти ее будет совсем несложно.
Когда до главной точки маршрута — Миор — было рукой подать, наш зоркий орнитолог вновь потребовала остановиться: в поле она заметила силуэты птиц.
— Это же серый журавль! — наведя бинокль, объявила Анастасия Кузьменкова. — Потрясающе красивая и грациозная птица, посмотреть на которую приезжают не только бердвотчеры. Гораздо больше шансов увидеть ее в Беларуси осенью, когда она неспешно направляется из российской тундры на зимовку в Северную Африку, Израиль, Испанию. Болото Ельня, куда мы едем, серые журавли используют как транзитный аэропорт и могут останавливаться там на срок до 15 дней.
А вот увидеть их весной несомненная удача, поскольку в это время серые журавли стараются как можно быстрее совершить перелет и занять гнезда. Эта редкая для Беларуси птица занесена в Красную книгу. Во время миграции через нашу страну пролетают 30—35 тысяч особей. Одновременно можно увидеть до 5—7 тысяч. Тогда на болоте есть шанс понаблюдать удивительное по красоте зрелище — знаменитый журавлиный танец с его изящными манерами.
Как вы себе представляете болото? Грязно, опасно, много воды и растет клюква? В визит-центре ландшафтного заказника вам популярно объяснят, что из этого правда, а что — миф.
Тут проходит теоретическая подготовка перед посещением болота. Это позволит сделать поход на территорию заказника более осознанным.
Например, вы уже будете понимать, что это растение — пушица, типичный обитатель болота, цветет в мае, а в июне образует пушистую головку — «пуховку», окрашивая окрестности в белый цвет.
На стендах визит-центра указаны наиболее важные факты. Например, про размеры болота, которые впечатляют. Его территория составляет почти 190 кв. км. Для сравнения: это площадь Витебска и Орши вместе взятых. Просторы столь значительные, что тут нашлось место для 118 озер и нескольких островов (по-белорусски «выспiны»), на которых, как на хуторах, когда-то жили люди.
А во время Великой Отечественной войны тут прятались 50 еврейских семей.
— На болоте гнездятся почти 100 видов птиц, — рассказывает директор заказника Иван Борок. — В частности, золотистая ржанка, большой улит, чернозобая гагара, белая куропатка и многие другие. Это настоящий рай для бердвотчеров, которым важно наблюдать за птицами в естественной среде. А в визит-центре можно получить представление об обитателях болота по фигуркам, выполненным из шерсти.
По словам нашего собеседника, болото практически не затронуто человеком: в прошлом веке были предприняты попытки провести мелиорацию, но вскоре их прекратили. «Теперь у Ельни статус природоохранной территории, точнее ландшафтного заказника. Антропоморфная нагрузка минимальная. Увеличивается она только во время созревания клюквы, которой собирают в сезон до 500 тонн», — добавляет Иван Борок.
Посещение визит-центра платное. Индивидуальная экскурсия для взрослого обойдется в 10 рублей, для ребенка — в 7 рублей; групповая экскурсия (шесть человек и более) — в 7 и 5 рублей соответственно. Тут же можно заказать экскурсию на болото и арендовать напрокат бинокли, палатки и прочее снаряжение.
Прежде чем выдвинуться на болото, несколько рекомендаций от экологов. Во-первых, стоит уделить внимание выбору одежды и обуви. Будет уместным взять резиновые сапоги, дождевик или ветровку, термос с чаем, репелленты (в июле на болоте много слепней). Во-вторых, позаботьтесь о хорошей оптике, если решите понаблюдать за птицами, — трубу или бинокль можно арендовать. В-третьих, гиды просят не покидать экотропу. И хотя утонуть на верховом болоте риск небольшой, заблудиться можно запросто. Наконец, посетителей просят не наносить вред экосистеме — не вытаптывать, не вырывать мох, росянку и другие растения.
Экотропа представляет из себя настил из досок протяженностью около 1,5 км. Правда, чтобы добраться до края болота, предстоит преодолеть еще 1 км по такому же покрытию.
Мы восприняли это как часть приключения, тем более что прогулка сопровождалась комментариями Анастасии Кузьменковой, которая бралась то расшифровывать следы зверей («Тут был лось, а рядом строчку оставил заяц. Хм, когтистые отметины похожи на бобриные лапы»), то описывать флору («Обратите внимание, уже цветут ивы, можно увидеть первоцветы — например, ветреницу дубравную»).
Что ж, долгий путь на машине и изучение теоретической части в визит-центре стоили того! Особое очарование болота сложно передать словами и фотографиями. Очутившись среди покрытых мхом кочек, пожухлой травы и отблесков тусклой воды, словно попадаешь в зачарованный мир.
Растения выжимают максимум из скудных ресурсов, но в этом и заключена прелесть экосистемы. Смотришь на обычную на первый взгляд сосну и понимаешь, что с ней что-то не так. Вроде бы взрослое дерево, но приуменьшенные, карликовые формы делают его миниатюрным по сравнению с лесными сородичами. Эдакий бонсай по-белорусски.
— Хотя болотная вода темного цвета, ее можно пить, — уверяет Анастасия Кузьменкова. — Считается, что она обладает обеззараживающими и целебными свойствами. Местные жители используют ее при лечении. А темным цветом она обязана танинам — группе фенольных соединений, которые содержатся в коре, древесине, листьях.
Кажется, наша спутница может говорить о флоре и фауне болота бесконечно долго, раскрывая все больше подробностей об экосистеме:
— От сезона к сезону болото меняется, как любой другой живой организм. Весной наступает паводок, растет уровень воды. Это пиковый момент. После потепления набирают силу растения — мирт, подбел, похожий на розмарин, росянка (растение-хищник заманивает насекомых своим липким соком). Особенно чарующе выглядит пейзаж, когда в мае цветет багульник, окрашивая все вокруг в белый. В июне приходит черед пушицы, которая образует пушистую головку — «пуховку», в августе — вереска. А осенью краснеет сфагнум (мох), поспевает клюква. Это самый расцвет, великолепное зрелище. Несмотря на замирание зимой, в этой поре года я также нахожу свою красоту. Вокруг все покрыто снегом, можно увидеть строчку следов тетеревов...
Периодически орнитолог прибегала к помощи оптики, заслышав голос очередной птички. Так, нам удалось увидеть тростниковую овсянку — птицу из отряда воробьинообразных. Она любит гнездиться в том числе на болоте, свое присутствие обозначает пением.
Следующим объектом нашего интереса стал лесной конек из семейства трясогузковых. Очень похож на воробья, только обитает не в городе, а в дикой природе, может гнездиться на болоте.
Когда мы уже шли обратно, в небе показались шесть серых журавлей. Увидев нас и словно приветствуя, они развернулись и что-то прокричали на своем, птичьем. А после грациозно скрылись за ближайшим леском. Может, это старые знакомые, которых мы встретили возле деревни Турково?
В конечной точке экотропы оставили «пасхалку» как благодарность заказнику за посещение. Впрочем, найти ее может любой посетитель. Подсказка: смотрите под ноги.
По пути к следующей точке заметили двоих мужичков, которые, стоя возле дороги, что-то высматривали в бинокль. Тоже бердвотчеры? Вот так удача! Но все оказалось куда прозаичнее: то были охотники. Их внимание привлекла огромная стая птиц, усевшаяся в поле.
— Это гуси двух видов — белолобый и гуменник, — с ходу определила орнитолог. — Они направляются в тундру, а тут сделали остановку, чтобы поесть и набраться сил. Потом они поднимутся на крыло и будут лететь всю ночь.
По подсчетам орнитолога, в стаю собралось около тысячи птиц! В какой-то момент, чего-то испугавшись, они разом поднялись в воздух, устроив невероятный вихрь.
— Смотрите, как стая послушно меняет конфигурацию. Одни клины пошли налево, другие — направо, а основная масса красиво держится по центру, — не уставала восхищаться наша спутница. — Заметьте, никто не врезается друг в друга. Это один из самых интересных и загадочных феноменов. Ученые до сих пор не могут точно сказать, как птицам удается действовать столь скоординированно.
Добраться до водопада Вята удалось только через приключения. Два самых популярных картографических сервиса упорно приводили нас не по адресу.
Сперва мы приехали к деревне, часть которой выглядела заброшенной: линия электропередачи, заколоченные окна, плотно заросшая травой улица... Тут явно не фонтанирует жизнь.
А потом навигатор направил нас через грунтовку, настолько дикую, что по ней смело скакали косули. Увы, этот путь тоже оказался тупиковым — в конечном счете мы уперлись в заброшенный хутор.
Не оставляя все же попытки сделать селфи возле водопада, запустили еще одно приложение, которое все-таки вывело нас к искомой локации. Правда, пришлось оставить автомобиль у края поля, натянуть резиновые сапоги и пройти около километра. Но это стоило того!
Затерянный водопад оказался всамделишным. Это искусственное сооружение обязано своим появлением гидроэлектростанции, которая снабжала электричеством несколько предприятий, деревень и частично Миоры. Однако в середине XX века ГЭС прекратила свое существование.
Рядом с водопадом находится «заброшка». Судя по всему, это останки водяной мельницы. Красный кирпич в кладке перемежается вытесанными камнями. Уже никто не возит сюда зерно, но стены по-прежнему крепки!
На обратном пути к машине столкнулись с лосем, который долго и невозмутимо смотрел на редких путешественников. «Это обычное поведение для сохатого, который флегматично будет оценивать риски и не станет бежать до тех пор, пока не поймет, что опасность реальная», — объяснила Анастасия Кузьменкова.
К вечеру вернулись в Миоры, чтобы осмотреть местные достопримечательности. А вот, собственно, на стене одного из домов они все нанесены в виде граффити. На «ковре» — и озеро, и костел, и лебеди, и журавль, и клюква...
Этот мурал — работа стрит-артера Алеся KONTRA (проект реализуется «Аховай птушак Бацькаўшчыны» совместно с райисполкомом при финансовой поддержке Евросоюза). Глядя на граффити, нужно найти десять знаковых символов района.
Удобно, что все основные локации в небольшом городе расположены поблизости. До неоготического костела (1907 года постройки) можно дойти пешком. Величественное здание из темно-красного кирпича возвышается над домами, призывая прихожан под своды.
Как у многих культовых сооружений в Беларуси, у костела Вознесения Девы Марии непростая история. После войны тут располагалось зернохранилище. Однако прихожанам удалось вернуть храму первоначальное значение, повторно переосвятив здание.
Костел примечателен также тем, что в его стены вмурованы мемориальные доски князей Святополк-Мирских. А позади храма установлен необычный памятник, который посвящен нерожденным детям.
Между ножом гильотины и нерожденным ребенком, который лежит на половине яблока (плод символизирует грех), образ Матери Божией. Та собой прикрывает дитя, словно спасая жизнь. Очень метафорично и впечатляюще.
Буквально в сотне метров от костела расположен парк, который представляет из себя полуостров, выступающий в озеро. Вдоль аллеи — лавочки, окрашенные в фирменный паттерн района, детская площадка. А если взглянуть наверх, то можно увидеть колонию грачей.
Повсюду нас в этом путешествии сопровождают птицы. А может, мы раньше просто не уделяли этому должного внимания?
Первый день поездки на север Беларуси оказался насыщенным. Завершили его поздно вечером, когда остановились на ночлег в одной из усадеб Браславского района. Разглядывая свои обветренные лица, обсудили итоги дня: за спиной остались около 20 км пройденных пешком и более 400 км пробега на автомобиле (средний расход Škoda Kodiaq с бензиновым двигателем объемом 2,0 литра и 7-ступенчатой АКП составил 10 литров на сотню). В блокноте начинающего бердвотчера — отметки об опознанных с помощью орнитолога птицах (ушастая сова, серый журавль, гуменник и др.), а в популярном приложении для путешественников — «чекины» на гигантском болоте, возле миорского костела и на затерянном водопаде. На следующий день путешествие по северу страны продолжилось. Об увиденном расскажем в ближайшей публикации.
Дополнено
Наш читатель сообщил, что обнаружил «пасхалку», которую мы оставили на горе с каменными крестами. «Два раза пробовали вечерами поискать с друзьями, но не успевали, — рассказал о предыдущем опыте Алексей. — В Рованичах ночью видели фонари, решили попробовать соседнюю локацию проверить, но ничего не нашли. А теперь отпуск, поэтому можно поутру, не завтракая. Даже „пасхалку“ не вскрывал, пока не покушал. Спасибо за эмоции».
Кроссовер Škoda Kodiaq — это баланс функциональности, эффектного дизайна, современных ассистирующих систем и инновационных мультимедиа. На выбор предлагаются дизельный двигатель 2,0 с полным приводом и 7-ступенчатой DSG, а также бензиновые двигатели 1,4 и 2,0. Kodiaq впечатляет простором салона и багажника. Автомобиль доступен в 7-местной версии. Škoda Kodiaq дважды становился автомобилем года по мнению экспертов премии МАСKOT. Только в Беларуси на Kodiaq действует полная гарантия на 5 лет.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by