07 июля 2021 в 8:00
Автор: Павел Козловский

Если завтра введут 50 км/ч в городах, увеличится ли расход? Необычный тест Opel Crossland

Автор: Павел Козловский

Поскольку топливо дорожает постоянно, тема его расхода становится все актуальнее. А значит, водителям приходится все чаще задумываться, какой режим движения наиболее экономичный. Мы решили выяснить, что выгоднее — «срезáть» по городу на 50 км/ч, выбирая незагруженные улицы, или ехать 90 км/ч по МКАД с «перепробегом»?

Поводом для такого теста стала информация о том, что ГАИ собирается внедрить новые методики контроля за транспортным потоком. В частности, предполагают установить ограничение скорости в 50 км/ч в черте Минска и применять для контроля не только стационарные и передвижные радары, но и камеры средней скорости. То есть притормозить в одном месте и снова поехать с превышением не получится, и популярные пока «+10 км/ч» тоже могут стать наказуемыми. Взамен обещают «целый комплекс решений, которые включают в себя корректировку работы светофоров, чтобы потоку было комфортно двигаться и при этом не создавались никакие заторовые ситуации».

Допустим, пробок не будет и водители смогут катиться в спокойном режиме практически без остановок. Но ограничение в 50 км/ч предполагает движение на третьей-четвертой передаче (для оптимального режима работы ДВС). Соответственно, обороты будут повышенными. Не приведет ли это к перерасходу? И насколько более затратным будет «объезд» по МКАД со скоростью 90 км/ч? Чтобы выяснить это, мы взяли на тест Opel Crossland и замерили расход на скорости 50 и 90 км/ч.

Немецкий бренд, французская платформа, испанская сборка

Сначала пару слов о нашем «герое». Судьба у него непростая: под немецким брендом Opel выпускается аналог нынешнего Citroen C3 Aircross, на платформе PF1. Для европейского рынка доступно несколько версий с бензиновым и турбодизельными двигателями, однако у нас Crossland предлагается только с трехцилиндровым бензиновым турбомотором мощностью 110 л. с. Привод — исключительно передний, коробка передач — шестидиапазонный «автомат» Aisin.

Собирается Crossland в Испании на одном заводе с собратьями по концерну Groupe PSA. Никаких «досборок» на территории Таможенного союза не производится, самое что ни на есть европейское качество. Но отсюда и цены. Базовая версия Start оценивается в 58 590 рублей, а топовая Ultimate — в 71 920. Конкретно этот экземпляр, с дополнительным пакетом опций, стоит 73 530 рублей.

Но сегодня нас интересуют не цена и оснащение, а характеристики. А они у Crossland достойные. Трехцилиндровый двигатель выдает 110 л. с., однако для понимания его производительности нужно смотреть на крутящий момент, который составляет 205 Н·м, причем уже на 1750 об/мин. Благодаря относительно небольшой снаряженной массе (1263 кг) и шестидиапазонному «автомату» заявленный расход топлива почти как у стандартной легковушки: 4,9 литра в загородном цикле и 6,2 — в смешанном.

Как замерить расход?

Поскольку анонсированные «нововведения» еще не применялись (к счастью или к сожалению — пока непонятно), то оценить преимущества движения на скорости 50 км/ч без заторов в Минске еще не представляется возможным. Попытки перемещения в таком режиме вызывают гнев других участников движения. Пожалуй, сегодня так могут ездить только водители маршрутных автобусов, которые научились подкатываться к светофору аккурат к появлению зеленого сигнала. А как же нам замерить расход топлива на скорости 50 км/ч? Придется искать пустую загородную трассу.

Искать ее долго не пришлось — конечно же, это МКАД-2. Широкая, многополосная, построенная по современным стандартам, но практически пустая. На иных участках попутный и встречный транспорт можно не увидеть в течение 5—7 минут.

Но нам так даже удобнее. Заправляем Opel Crossland до полного бака, чтобы бензин был виден в горловине, обнуляем одометр — и в путь.

Испытание на выдержку

«Только бы не уснуть», — не раз и не два мелькала мысль. Абсолютно пустое шоссе, припекающее солнце, и одометр, лениво отсчитывающий километры пути. Точнее, метры: на 50 км/ч каждая сотня прибавляется чуть ли не раз в минуту. Начинаешь вертеть головой, цепляться взглядом за любую деталь на фоне, бесконечно переключаешь радиостанции... «Бип-бип-бип-бип», — в очередной раз сработал зуммер системы контроля непреднамеренного выезда из полосы. Спасибо, Opel, в городе это очень сильно раздражало, а вот на трассе, да в такой бесконечной дороге, здорово выручает.

Три с лишним часа спустя мы возвращаемся на АЗС, и одометр показывает пробег 166 км. Средняя скорость движения — 44 км/ч, расход топлива — 4,6 литра. Получается, что если каким-то чудом вам удастся ехать по городу со скоростью 50 км/ч без постоянных остановок (у нас было буквально три «пит-стопа»), то расход топлива будет даже меньше, чем в трассовом режиме — 4,6 литра вместо 4,9. Но это если верить бортовому компьютеру. А сколько топлива придется залить «до горлышка»? Увы, оптимистичные обещания компьютера не сошлись с цифрами на колонке АЗС. Заправить удалось 7,96 литра — а это значит, что реальный расход составил 4,8 литра. Отличный результат, почти вдвое меньше заявленного в характеристиках.

Но у других авто он может быть хуже. Потому что пусть и трехцилиндровый, но турбированный двигатель Opel Crossland при 50 км/ч хорошо тянет на четвертой передаче, вращаясь на 1750 об/мин, на которые как раз и приходится пик крутящего момента. У атмосферных моторов такого запаса тяги «на низах» нет, и при движении «внатяг» расход может увеличиться. Так что машине с турбиной режим «не более 50 км/ч» вполне подходит, а вот модели с атмосферными двигателями будут чувствовать себя на низких оборотах не так уверенно.

Экономим время. А топливо?

Возвращаемся к привычным режимам. Круиз-контроль на 90 км/ч, и уже спустя час с небольшим мы имеем на одометре 101 км. Бортовой компьютер показывает очень оптимистичный расход в 4,9 литра. Если это так на самом деле, то быстро ехать по МКАД окажется выгоднее, чем стараться выдержать стабильный темп в городе. Но, увы, показания компьютера снова слегка отличаются от реального расхода: до полного бака удалось залить 5,65 литра. Результат достойный, и, в принципе, с разницей в 850 грамм на сотню (в сравнении с 4,8 литра на 50 км/ч) можно смириться, тем более что удается сэкономить кучу времени.

И кстати, о времени. На обратном пути мы решили проверить, насколько больше окажется расход, если ехать с максимально разрешенной на наших трассах скоростью — 120 км/ч? Выехали на М1 и прокатились на «круизе» 126 км. Бортовой компьютер сразу показал, что разница будет существеннее: у него вышло 7,7 литра на сотню. Но при этом и средняя скорость выросла до 103 км/ч. Что же покажет счетчик на АЗС? А он продемонстрировал, что впервые в нашем тесте бортовой компьютер не занизил, а завысил показания — в реальности нам удалось залить 9,5 литра, что соответствует расходу в 7,5 литра.

Тише едешь — меньше платишь?

Исходя из результатов теста можно сделать вывод, что для современного авто с турбомотором и автоматической трансмиссией (неважно, «робот» это или «автомат») смена скоростного ограничения с 60 до 50 км/ч не принципиальна. Трансмиссия сама выбирает оптимальную передачу, а запас тяги «на низах» позволяет комфортно ездить на оборотах ниже двух тысяч, и расход топлива будет зависеть лишь от режима движения. Для «атмосферника» объемом 1,3—1,6 литра и с механической КП снижение скорости на 10 км/ч критичнее — нужно будет двигаться на третьей передаче, чтобы обороты находились в оптимальной зоне. В этом случае расход топлива может заметно возрасти.

По поводу трассового режима: если в городе нет заторов и удается ехать в более-менее постоянном режиме, не простаивая долго на светофорах, то «перепробег» по МКАД поможет сэкономить время, но не топливо. Даже несмотря на то, что на этой скорости двигатель Opel Crossland работал на тех же 1750 об/мин, что и при 50 км/ч (но уже на шестой передаче), из-за влияния аэродинамики расход топлива увеличился. С учетом большего пробега такой вариант выгоден только из-за экономии времени. Но, повторимся, город выгоднее только при малой интенсивности трафика, когда есть возможность ехать 50 км/ч без постоянных остановок и разгонов. А это, увы, пока не про Минск...


Таблетки для посудомоечных машин — пополняйте запасы в Каталоге Onliner

Выбор покупателей
100 шт., в составе: моющее средство, ополаскиватель, соль
115 шт., на 115 моек, в составе: моющее средство, ополаскиватель
100 шт., на 100 моек, в составе: моющее средство, ополаскиватель, соль

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by