Национальные праздники отгремели, границы так и не открылись — впереди не лето, а настоящая скукотища. Благо поездки по стране никто не отменял, поэтому при наличии машины можно легко перемещаться по родным краям в любом направлении. Популярные туристические места стоит подсмотреть здесь, но, если развалины и природные красоты уже не очень интересуют, можно устроить заезд-испытание для своего авто. С настоящим бездорожьем у нас не очень-то сложилось (если не считать некоторые трассы в регионах, где власть захватил ямочный ремонт), но кое-что нетривиальное отыскать можно. Onliner вместе с колонной из шести Land Rover преодолел четырехдневный маршрут «с препятствиями», к тому же щедро разбавленный известными достопримечательностями. Повторить поездку может любой владелец машины «покрупнее», даже если всепроходных Land Rover (пока) нет в автопарке. Главное — желание полязгать колесами у западных границ.
Поездка с прицелом на бездорожье — это на выносливость, причем не только автомобиля, который, в принципе, должен быть готов к неприятностям в виде воды, неровной поверхности и «засасывающего» песка, но и человека. Выбирая места потише-поглуше, приготовьтесь к тряске и качанию — как на автобане точно не будет.
Также стоит прикинуть шансы на яркие впечатления в зависимости от устоявшейся погоды. Путешествовать в сухие солнечные деньки, конечно, комфортнее (разве что толстый слой пыли на машине, превращающий белое в серое, может смущать), но после или во время дождичков — интереснее: форсировать лужи/реки разной глубины и ширины — тоже удовольствие (для некоторых — основное).
Нам в этом плане повезло не очень: стоявшая почти неделю жара осушила все предполагаемые к прохождению «болота», поэтому довольствоваться довелось малым. Впрочем, усложнить задачу можно всегда: в приложении osmand настройте «карту бродов» и воспользуйтесь ею, если нужны «мокрые» эмоции. Главное, чтобы проезды к дорогим сердцу местам не были завалены деревьями (такое тоже бывает).
Посмотри, подумай, проезжай. Принцип трех «П» — главный при офроуд-поездках.
Еще одна важная составляющая путешествия — сверка с новостями: когда мы радуемся по-настоящему теплой погоде, Минлесхоз, опасаясь пожаров по вине человека, «закрывает» леса для посещений. Будет очень обидно распланировать заезд по живописным лесным дорогам, но не учесть обстановку и в итоге отменить все. К слову, в самый пик июньской жары посещение лесов было ограничено или запрещено в 113 районах страны.
Наш маршрут — проба пера «Атлант-М Британия» по организации путешествий на автомобилях Land Rover по системе «все включено». Первый заезд состоялся для самых преданных клиентов бренда, но в будущем, когда все сложится и будет отточено, компания планирует отправлять караваны своих внедорожников по стране и миру, причем деления на клиент — не клиент не будет. Суть проста: автотурист платит за участие и наслаждается приключениями вместе с командой таких же искателей новых ощущений, все остальное (в том числе ночлег и питание) — забота представителей дилера.
Сопровождать каждый «заезд» будет сертифицированный представитель Brand Experience Centre, который расскажет, как правильно проезжать пески / топи / лесные тропы, чтобы максимально использовать потенциал авто и получить массу удовольствия.
Если бездорожье — ваше второе имя (но и традиционная красота вам не чужда), по нашему примеру рано утром выдвигайтесь в сторону Рубежевичей (выезд через Каменную Горку, дальше по Р65, свернуть направо в деревне Ясюкевичи). В связи с летним графиком работы с наскока можно и не попасть в знаменитую государственную фитоаптеку, где готовы собрать правильный травяной «коктейль» от любой хвори, поэтому лучше заранее позвонить и уточнить нюансы. Само здание аптеки не то чтобы представляет очень большую ценность, но один только факт существования сего заведения с 1875 года внушает уважение.
Зато здесь совершенно точно будет ждать прекрасный костел святого Иосифа: 45 метров в высоту, два огромных колокола на башнях, чистая неоготика — то что надо для фото и первых впечатлений. Перед входом в храм расположился парк камней, который открыли в 2006 году к столетию со дня закладки первого камня в фундамент здания. Дары — огромные валуны — прислали жители 46 деревень, относившихся к приходу костела (в лучшие времена паства насчитывала 7000 прихожан). Здесь есть большая и удобная парковка, поэтому каким бы караваном вы ни выдвинулись в путешествие, места хватит всем.
Рубежевичи — это уже окраина Налибокской пущи. Думаем, намек понятен. Хочется природы и спрятаться от солнца — добро пожаловать в лесные заросли. Можно прогуляться пешком или проехать на авто по существующим дорогам. Если же душа еще требует знаний-впечатлений, заранее через Instagram договоритесь об экскурсии на улиточную ферму Ratov. О семье, которая рискнула и вложила все свои деньги в разведение улиток, мы уже рассказывали. Как выглядит ферма и тяжело ли в одиночку выращивать целую армию, можно узнать лично. Главное, обо всем условиться с хозяевами.
Будучи в этих местах, можно еще заглянуть в усадебно-парковый комплекс Щорсы. Там, конечно, от построек XVIII века мало что осталось, но зато в агроусадьбе можно отдохнуть и поесть.
Усложняем маршрут и сворачиваем в Литовку. Самая загадочная усадьба страны открыта для посещений. Цена вопроса — 5 рублей, и можно ходить по всей территории, изучая наследие хозяина Сергея Коваля. (Подробнее о месте и легендах, с ним связанных, можно прочитать здесь и здесь.) Кстати, к этому моменту, чередуя дорогу и достопримечательности, мы уже оказались под Новогрудком.
Разбавить мистическое настроение поможет следующий переезд: пару десятков минут, и перед нами деревня Вселюб, где на возвышенности стоит костел, возведенный еще до 1433 года. Архитектура кардинально отличается от рубежевичской, зато есть свой неожиданный плюс: местный ксендз открыл рядом с храмом кофейню, так что, если все удачно совпадет, можно перекусить на террасе.
Перчинки в этот день добавляет ночевка в палатках на берегу Немана (в нашем месте река широка, неглубока, но с очень сильным течением, поэтому по одному лучше не купаться). До организованной стоянки, где уже ждал ужин и были установлены палатки —переезд через поле и лес. Да такой, что 30 километров придется преодолевать от 40 до 50 минут. Но ведь мы для того и собрались, чтобы испытывать все движимое и четырехколесное на прочность.
Одолеть коварные участки помогает возможность выбора режимов поездки в автомобилях. Официально это называется «фирменная система Land Rover Terrain Response и интеллектуальная система полного привода». Если по-простому, то с божьей помощью и подсказками от специалиста из московского Brand Experience Centre мы включали «понижайки», режим «Песок», ту или иную передачу принудительно и покоряли сюрпризы природы.
Ранний подъем — неотъемлемая часть таких поездок, иначе можно все пропустить. Перекличка, завтрак, сбор вещей — все как в детском оздоровительном лагере, только наш — не детский и не всегда оздоровительный. Выдвигаемся за новыми эмоциями.
Главная точка на сегодня — Лидский замок. Коронавирус заставил белорусов забыть о многих фестивалях, в 2020-м был отменен в том числе популярный Lidbeer. Но замок-то на месте, поэтому загляните туда на экскурсию. Если повезет и проводником по древним и восстановленным руками советских студентов стенам станет Анна, точно не забудете. Местный рыцарский интертеймент.
Не уезжая из Лиды, можно организовать себе дегустацию местных напитков (на самом деле, грех, будучи рядом с пивзаводом, ничего не задегустировать или, если вы за рулем, не прикупить с собой для будущих «тестов»). В том случае, когда душа рвется в бой, перебирайтесь в деревню Дворище, где энтузиаст выкупил старую мельницу и восстанавливает ее, превращая в современный туристический комплекс. О судьбе «Вольнага мельніка» мы подробно расскажем позже.
Чтобы окончание дня было еще более приятным, обязательно выделите время на бездорожье! Это эмоции, переживания, бесценные комментарии. Хорошенько устав от тряски и покачиваний, получится по-настоящему расслабиться вечером.
Ночевать же нам повезло в одном из лакшери-мест Гродненщины — усадьбе Святск-Гурских, которая расположена в 30 километрах от областного центра. О том, как Виктор Барташевич, продав бизнес и дом, десять лет назад приобрел усадьбу XIX века и принялся ее преображать, Onliner рассказывал прошлой осенью.
Энтузиазм мужчина (как и его семья) не растерял и поныне. Жизнь в деревне Радзивилки бьет ключом: заселение, отъезды, баня, ремонт, стройка — было бы в сутках побольше часов. Пожить в красивой усадьбе может любой желающий, надо только заранее забронировать номер через Instagram. Сутки оцениваются в 80—110 рублей, питание (с хорошими порциями) оплачивается отдельно (10—15 рублей).
Напомним, ранний подъем в путешествиях — это почти норма жизни. Поэтому как бы ни было сладко спать на белых простынях, по будильнику все просыпаются, завтракают и выдвигаются за новыми приключениями. Сегодня рулить будем не только на авто, но и на байдарках. Что и вам советуем.
Нас ждет Августовский канал, который был построен еще в 1824 году, со временем пришел в упадок, но в 2004-м попал в «программу реанимации». И пускай запланированного чуда в виде гостиницы, культурно-развлекательного комплекса, ресторанов, аквапарков, спа-центров и горнолыжных курортов круглогодичного действия не случилось, место все равно знаковое и примечательное. Ну где еще в стране вы сможете не только сплавиться по реке, но и трижды пошлюзоваться? Правильно, нигде.
Как и практически все, кто попадает в эти края с плавательной целью, стартуем от «Немново-Тур». Маршрут несложный, но занимательный: местная извилистая речка Осташанка — спокойный и широкий Неман — Августовский канал с троекратным шлюзованием — 50-метровая сухая перебежка с байдарками — снова Осташанка. Всего около девяти километров и трех с половиной часов для прохождения. Надо сказать, что даже те, кто никогда не сплавлялся, остались очень довольны, открыв в себе новые неожиданные стороны. Семьи и вовсе прошли весь путь на ура, синхронно размахивая веслами.
Фото на память у разводных мостов канала, еще немного леса-поля (тоже на память) и свободное время в усадьбе. Хочешь — в баню иди, хочешь — по лесу гуляй, отыскивая ДОТы, которые сохранились с военных времен.
И раз уж мы оказались в непосредственной близости от Гродно, не заглянуть в этот прекрасный город было нельзя. С закатом выбираемся к «цивилизации» для участия в ночной экскурсии с элементами квеста.
Три дня мы ездили, удивлялись и впечатлялись. Поэтому на четвертый настало время отдохнуть. Неранний выезд (а мы уже привыкли), медленный завтрак, такие же медленные сборы. Чтобы день не был совсем уж стертым, заезжаем в леса — форты Первой мировой войны посмотреть и себя, проезжающих офроуд-участки, показать.
Еще один визит в Гродно на обед и небольшую прогулку, и все: по коням и домой.
Путешествия, особенно сопряженные с преодолением препятствий, как нельзя лучше сплачивают людей. И если в начале недели в дорогу отправлялись просто 15 клевых людей, то в пятницу в Минск вернулись хорошие друзья, которым всегда есть о чем поговорить и что вспомнить.
— Мы планируем регулярно организовывать подобные поездки по самым разным маршрутам, — поделилась своими впечатлениями бренд-менеджер «Атлант-М Британия» Татьяна Лавникевич, которая и курирует туристический проект. — Наша цель — проехать на Land Rover, автомобилях, созданных для путешествий и преодоления препятствий, по всем живописным местам Беларуси, а после открытия границ — и Европы. Это отличная возможность не только как следует изучить дикую природу, но и получить уникальный водительский опыт на бездорожье под руководством сертифицированных инструкторов из нашего Brand Experience Centre.
Причем принять участие в таком путешествии сможет любой человек — не обязательно быть клиентом бренда, чтобы наслаждаться поездкой и оттачивать грани водительского мастерства.
Благодарим за помощь в организации поездки дилера автомобилей Land Rover в Беларуси «Атлант-М Британия», а также партнеров проекта — сеть автозаправок «Газпромнефть» и компанию «Ингосстрах».
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by