10 августа 2021 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский

«В 2021-м белорусы в три раза чаще приезжают отдохнуть за $20». Как устроен автокемпинг

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский

Говоря «поехать отдохнуть на природу», обычный автомобилист имеет в виду 1—2 дня. В докоронавирусную эпоху длинный отпуск предпочитали проводить на южных курортах. Альтернатива потусоваться с недельку на берегу белорусского озера зачастую разбивается о вопрос «А где?». В нем кроется желание приехать не в глухой лес, а в место, не обделенное благами цивилизации (электричеством, водопроводом, интернетом). К сожалению, действительно полноценных автокемпингов в стране мало. Но есть. Герой сегодняшней статьи — Владимир — в свое время не побоялся открыть бизнес, столь развитый в Европе и Америке, и обустроить берег живописного озера Селява в Крупском районе под нужды кемперов и автомобилистов, путешествующих на простых легковушках. Показываем, как устроен настоящий кемпинг.

О том, как все получилось

Территорию, раскинувшуюся в двух часах езды от Минска, назвали «Кемпинг 1». По словам владельца, над названием долго думать не пришлось — эта площадка действительно была первой в стране. И строили ее по европейским стандартам. «Нередко ездил в Польшу по деловым вопросам, не раз видел кемпинги, — рассказывает предысторию Владимир. — И однажды просто внаглую позвонил главе местного сообщества — спросить, как все устроено. А в ответ нам устроили настоящий тур: завезли под Познань, под Варшаву — показали, как все организовать. И мы захотели обустроить такое место здесь, на малой родине».

И тут, как в классическом блокбастере, идет флешбэк. Владимир переключается на детские воспоминания: «Территорию под кемпинг не искал. Я знал, что он должен стоять именно здесь. Сам я родился в Толочине, в 40 километрах отсюда. В школьные годы мы с ребятами ходили сюда пешком в поход. Это было еще в 70-х. Потом я много занимался спортивным туризмом: и зимой на лыжах, и летом по воде... Но в памяти было именно это место у озера».

Собеседник возвращается из прошлого в настоящее. Говорит, однажды на его долю выпал «случайный» грант от США. Обычно из-за границы спонсировали общественные объединения, гражданские инициативы. Но Владимиру удалось получить 15 тысяч долларов на развитие туризма. Ушли деньги на семинары, книгу, сайт, фестиваль для ветеранов туризма. На строительство эти финансы тратить было нельзя. А обустраивать стоянку было нужно. Саму землю бесплатно, без аукциона выделило государство — повезло попасть под программу развития придорожного сервиса. Потом началась стройка и подвод коммуникаций. Как выяснилось позже, дороже всего обходится электроэнергия — тарифа для туристических объектов в нашей стране нет, платят по тарифу промпредприятий. По словам владельца, участок ему обходится в 100 долларов в год.

«В 2016-м мы сами собирали желающих приехать на кемпинговый фестиваль. Пригласили и поляков — в тот раз приехало 15 экипажей (всего было 190), — вспоминает мужчина. — Решили повторить фест в 2017-м, и из Польши прибыло уже 140 машин. Сейчас же из-за коронавируса и политической ситуации о таком количестве иностранцев говорить не приходится. Практически перестали проводиться мероприятия. При этом наблюдается настоящий взрыв среди своих — приезжающих белорусов стало больше раза в три. Прибывают на легковушках: кто с палатками, кто хочет разместиться в контейнерном домике. Подчеркну, это без раскрутки в интернете — продвижением и рекламой никто особо не занимается».

Так было в 2016-м

Как здесь все устроено

Сразу за въездом на территорию кемпинга установлена канализационная конструкция — специально для домов на колесах. Тут же кемперы могут пополнить запас воды.

Далее караванеры и любителя ночлега в палатках поворачивают налево. Тем, кто хочет отдохнуть в домиках, — направо.

Сначала изучим палаточную зону. В ее центральной части разместили беседки со столами и лавками. У каждой стоит мангал.

Гостям предлагают парковаться по периметру территории, у забора. Это самое удобное место, потому что здесь установлены щиты с розетками. Тут же находятся столбы с освещением, которые работают от обыкновенного «квартирного» выключателя.

Все остальное пространство свободно для палаток. Туристы могут разбивать лагерь в любом понравившемся месте.

Вся территория обрабатывается средствами от клещей. Люди приезжают и с домашними животными.

Посередине кемпинга расположились домики-контейнеры с удобствами. Это именно то, что отличает этот вид отдыха от дикой природы. Предусмотрен бокс с туалетами и умывальниками. Подчеркнем: внутри чисто, как в отеле, установлены керамические унитазы.

Чуть дальше — отдельное помещение с душевыми и умывальниками.

Есть также помещение со стиральными машинами. Тут же отдельный вход ведет к кухонной зоне.

Теперь пришло время взглянуть на домики. Владимир говорит, что часть закупал в Китае, остальные построили в РБ — на предприятии, занимающемся изготовлением кузовов «Купава».

Машину можно оставить прямо у домика, который запирается на ключ. Внутри уже все предусмотрено: шкафы, кровати, кондиционер (не во всех), холодильник, розетки, свой санузел.

На этой половине кемпинга также стоят беседки с мангалами. А вот разводить костры не разрешается.

Изучив прайс, делаем вывод о стоимости отдыха для семьи с одним ребенком (до 14 лет), приехавшей на легковом авто и желающей воспользоваться всеми услугами. Вышло 53 рубля в сутки. Те же условия, но с проживанием в домике с кондиционером — 84 рубля.


«Чиновники хотят развивать туризм. Но заниматься этим делом мало кто хочет. Считают, совсем нерентабельно. У меня доход выходит около 10 тысяч долларов за три месяца теплого сезона», — констатирует бизнесмен. Владимир не разочаровывается, делает ставку на вынужденный тренд путешествий по родной стране.


С доставкой прямо к миске. Корма для собак – Royal Canin, Brit и еще 120 брендов в Каталоге

сухой корм, порода: крупная (от 25 кг), пакет
Нет в наличии
сухой корм, порода: мини (до 10 кг)/средняя (от 10 до 25 кг)/крупная (от 25 кг), пакет
Нет в наличии
сухой корм, порода: средняя (от 10 до 25 кг), пакет

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by