Почему японцы смогли сделать самый продаваемый автомобиль всех времен, а немцы — нет

 
02 сентября 2021 в 8:00
Автор: Денис Логунович
Автор: Денис Логунович

Долгие годы Toyota, Volkswagen и General Motors сражались за звание главного автопроизводителя на планете. Но позже эту гонку затормозили дизельгейт, экономические кризисы, коронавирус и объединение некогда конкурирующих автопроизводителей в огромные концерны. Гигантские объемы продаж дочерних брендов перестали быть предметом гордости. Да и стоит ли Renault хвастаться на весь мир продажами «Лад» в России? Сегодня компании чаще делятся статистикой продаж отдельных моделей. Например, несколько недель назад Toyota сообщила о выпуске 50-миллионного экземпляра Corolla. Это первая в истории модель, достигшая такого тиража. Давайте разбираться, почему у других марок не получилось опередить «Короллу». 

Почему C-класс называется «Гольф-классом», а не «Королла-классом»? 

Упомянутая Toyota Corolla является типичным представителем сегмента С, основателем которого считается первое поколение Volkswagen Golf. Многие по старинке называют этот класс «Гольф-классом». Но Golf I появился на свет в 1974 году, а дебют первой Corolla состоялся на 8 лет раньше — в 1966-м. Почему же основателем сегмента С считается немецкий хетчбэк? Дело в том, что привычная нам классификация автомобилей является сугубо европейской (в США никто не знает, что такое D-класс). Ну а в Европе основным производителем всегда считался Volkswagen и все марки ориентировались на него. Отсюда и «Гольф-класс». Хорошо еще, что «Поло-классом» не назвали сегмент В.

Изначально Corolla представляла собой бюджетный седан, купе или универсал. Причем у любой версии было только две двери — седан и купе отличались формой багажника. В 1967-м появилась более дорогая 4-дверная версия модели. Первые годы Corolla не смахивала на будущего мирового лидера. Это была локальная японская модель, которую пытались экспортировать в Австралию — ближайшую к Японии крупную страну с левосторонним движением.

Выход на рынок США

В некоторых энциклопедиях можно увидеть информацию о том, что первое поколение Corolla вышло на рынок в 1969 году. На самом деле в 1969-м японцы впервые выпустили леворульную «Короллу» для рынка США. Именно тогда началась «глобальная» история будущего бестселлера. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым мотором с верхним расположением клапанов. Объем двигателя составлял 1 литр, а мощность едва превышала 50 л. с. Продавать такую машину в США в конце 1960-х было непросто. Американцы любили автомобили в стиле Chevrolet Caprice с 6,5-литровыми моторами. Наличие 8 цилиндров считалось нормой, а 4-цилиндровые Nissan, Honda и Toyota вызывали лишь усмешку. Журналисты даже не считали Corolla полноценной машиной. В 1960-х эта модель воспринималась американцами примерно как сейчас Renault Twizy.

Фотография из американской рекламной брошюры (1971 год)

Впрочем, кое-какая аудитория у Сorolla была. Модель пользовалась небольшим спросом у домохозяек и студентов. За автомобиль просили всего $1700 (эквивалентно сегодняшним $13 тысячам). Среднестатистический американец зарабатывал на такую машину за пару месяцев. В рекламных брошюрах Corolla продвигали как «автомобиль, который не жалко» и позиционировали его для начинающих водителей.

Спасибо «Нефтяному эмбарго» 

Все изменилось в 1973 году. На планете разразился крупнейший энергетический кризис, который закрепился на страницах истории под названием «Нефтяное эмбарго». Из-за резкого подорожания топлива американцы пересмотрели свое отношение к 4-цилиндровым моторам. И так уж получилось, что на рынке среди малолитражек были только японские авто. Это был по истине момент славы для Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny и Honda Accord.

Уже в конце 1973 года продажи Corolla в США утроились. Тогда на рынке было второе поколение модели, которое оснащалось 2-ступенчатым «автоматом» и 73-сильным двигателем. Из-за небольшой массы Corolla ехала не хуже 8-цилиндровых Chevrolet, но потребляла вдвое меньше топлива. Впервые в истории американские производители почувствовали угрозу со стороны японцев (а не Volkswagen). В Детройте начали разрабатывать свои малолитражки, чтобы составить конкуренцию японским маркам. Так на свет появились Ford Pinto и Chevrolet Vega. Но ни одна из этих моделей даже не приблизилась к Corolla по объемам продаж в последующие годы. Можно сказать, нефтяной кризис стал причиной колоссального успеха бюджетной Toyota в США, а позже и во всем мире.

Ford Pinto. Модель создавалась для конкуренции с Toyota Corolla

А что с европейским рынком? 

Рынок Европы не был таким лакомым куском для японцев, как североамериканский. К тому же европейцев было сложнее заставить ездить на японских малолитражках, потому что здесь были свои компактные модели. В 1974 году Toyota попыталась начать продавать Corolla в Германии, Италии и Франции. Но тогда как раз вышел хетчбэк Volkswagen Golf I, и он был более «понятным» для европейцев, чем 2-дверные седан и универсал Corolla.

В 1979-м на свет появилось четвертое поколение Corolla, которое уже на этапе разработки планировали выводить на рынок Европы (была и 4-дверная версия для практичных европейцев). Японцы очень гибко подходили (и подходят) к созданию моделей для разных регионов. Причина в том, что в Японии была очень экспортоориентированная автомобильная промышленность. Местные производители с легкостью подстраивались под вкусы клиентов с любой части суши.

В конце 1970-х американцы любили компактные легкие купе типа «Мустанга», поэтому Toyota начала поставлять туда Corolla Hardtop Coupe (на фото выше). В Европе в это время хорошо продавались более практичные и традиционные автомобили. Окей, вот вам классический седан Corolla — не хуже вашей Jetta, зато дешевле. Не нравятся круглые фары, как в чисто японских Toyota? Получите квадратные. По внешнему виду любой Toyota легко понять, для какой страны она разрабатывалась. Эта японская философия очень хорошо ощущается именно на модели Corolla. Вспомните любое поколение данного автомобиля — в разных странах оно предлагалось с совершенно разными кузовами.

Вам какой привод: передний или задний?

Но еще более впечатляющим является японский подход к технической начинке. До 1985 года глобальная версия Corolla была заднеприводной, однако с пятым поколением модели появилась FWD-версия. Все как бы логично — в середине 1980-х многие производители начали переходить на передний привод. Но чтобы угодить абсолютно всем клиентам, Toyota оставила задний привод у купе и хетчбэков Corolla AE86! Эти модели впоследствии стали популярными у любителей дрифта. Возможно даже, что благодаря этим машинам японские марки до сих пор пользуются большой популярностью в автоспорте, связанном с ездой боком.

Toyota Corolla, которые мы знаем

На белорусском рынке Corolla более-менее хорошо известна начиная с шестого поколения (1989 год). Наши автолюбители ввозили в страну «Тойоты» как из Европы, так и из США. Почти все Corolla, прибывшие в белорусские края, имеют 16-клапанные моторы, передний привод и практичные типы кузова: седан, хетчбэк или универсал. Купе почти не встречаются, как и модификации с AWD.

Титул «самого продаваемого автомобиля всех времен»

Уже в начале 1990-х стало понятно, что Corolla — один из самых успешных автомобильных проектов в истории. Модель отлично продавалась буквально во всех странах, где была официально представлена. В 1993-м на рынок вышло 7-е поколение Corolla, которое достигло давно поставленной руководством концерна Toyota цели. Японская модель стала самым продаваемым автомобилем в мире.

На данный момент Corolla разошлась тиражом в более чем 50 млн экземпляров. Тот же Golf, даже если посчитать вместе с Jetta, не дотягивает и до 40 млн. Но звание самой продаваемой машины «Королла» отняла не у «Гольфа», а у другого Volkswagen — Beetle, который выпускался шесть десятилетий и разошелся тиражом в 21 млн экземпляров.

Интересный факт

Любопытно, что Corolla редко становилась самой продаваемой моделью в отдельно взятой стране. Например, в последнюю пятилетку автомобиль занимал лидирующую строчку продаж лишь в паре-тройке небольших государств: на Тайване, в Латвии, Литве, Ирландии, Пакистане, Израиле. Даже Toyota Hi-Lux выглядит более популярным. Этот пикап занимает лидирующую строчку продаж в Австралии, ЮАР, Аргентине, Перу, Анголе и мн. др. Зато Corolla почти во всех регионах входит в топ-5 популярных моделей, и поэтому до сих пор остается востребованной в общем разрезе мировых продаж. Пикап Hi-Lux обычно занимает либо лидирующую строчку, либо продается в стране небольшими партиями.

Сколько поколений было у Toyota Сorolla? 

Разбуди любого автолюбителя в три ночи и спроси, сколько генераций сменил Golf, — он ответит, что восемь. А вот с Corolla дела обстоят не так просто. Производитель предпочитает называть нынешнее поколение 12-м (выпускается с 2018 года). Но на самом деле версии данной модели настолько разные в зависимости от региона, что невозможно точно сказать, сколько раз Corolla «меняла шкуру». Если посчитать разные кузова, то их у машины было более трех десятков!

Например, в Японии до сих пор продается универсал Corolla Fielder образца 2012 года (пусть и после рестайлинга в 2017-м). А тот седан, который мы называем предыдущим поколением «Короллы», до сих пор выпускается в Китае, хотя мы уже позабыли об этом кузове. Философия «разные Сorolla для разных рынков» продолжает работать. Японцы умело жонглируют бензиновыми и гибридными версиями модели, предлагают различные типы кузова и варианты отделки салона для разных стран, изучив предварительно требования рынка.

Так почему у Volkswagen Golf не получается стать таким успешным? 

Нельзя назвать Golf неуспешной моделью. Это, на минуточку, самый продаваемый автомобиль в Европе уже много лет. Но до мировых объемов продаж Сorolla немецкий конкурент не дотянулся и вряд ли сможет. Вероятно, все из-за отсутствия у немцев гибкости в построении модельных рядов. Концерн VAG скорее прекратит продажи в конкретном регионе, если местные жители не будут покупать его продукцию. Японцы же просто переделают свою модель под требования рынка. Golf, как и Corolla, продается во многих странах мира, но популярным он смог стать только в Европе. Американцев не привлекают малолитражные турбомоторы, азиатам не нравятся высокие цены на Golf. Белорусы тоже не особо охотно покупали новые «Гольфы».

Немцы оказались слишком гордыми и не готовыми гибко подстраивать свои модельные ряды под экспортные рынки. Исторически Volkswagen всегда ориентировался в первую очередь на местный рынок. И даже не на европейский, а скорее на немецкий. А работа с дальними рынками шла по остаточному принципу. Японцы же изначально целились на экспорт. Это и позволило им создать самый удачный автомобиль в истории. И, судя по всему, опередить Сorolla в ближайшее время никому не удастся. Не те времена — на рынке слишком много разных моделей. Монополизировать какой-то сегмент (например, малолитражек) невозможно.

красный, седан, бензин 1.6 л, автоматическая, передний привод
серебристый, лифтбэк, дизель 1.9 л, механическая, задний привод
серебристый, седан, бензин 1.6 л, автоматическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by