Пожалуй, это был один из самых масштабных военных парадов в современной Европе. По широте размаха и обилию представленной техники украинцам удалось обогнать и россиян, и нас. Участие принимала техника всех силовых ведомств: начиная с Вооруженных сил и Нацгвардии и заканчивая Государственной службой специальной связи и защиты информации Украины, пожарными и полицией.
В Европе похожие по разнообразию и размаху парады, где представлена техника всех спецслужб сразу, можно увидеть только в Париже на День взятия Бастилии и Мадриде на День испанской нации. В Киеве на параде, посвященном 30-летию независимости Украины, одних только типов техники было больше сотни. Конечно, рассказать обо всех физически невозможно. Потому рассмотрим только самые необычные.
Наибольшее внимание на таких мероприятиях, разумеется, привлекает к себе ракетное вооружение. Главная премьера киевского парада — береговой ракетный комплекс РК-360МЦ «Нептун», предназначенный для контроля территориальных вод, поражения боевых и десантных кораблей.
Когда комплекс вышел на испытания в 2018 году, он базировался на шасси завода КрАЗ. Но в итоге украинские военные все же предпочли отечественному производителю европейского, поэтому серийные изделия установлены на чешские спецшасси Tatra. В состав комплекса входят несколько пусковых установок, несколько транспортно-заряжающих машин, несколько транспортных машин и командный пункт.
Украинский оперативно-тактический ракетный комплекс «Сапсан» — еще один предмет для жарких споров в прессе и обсуждений на диалоговых интернет-площадках. Его показывают уже второй раз, но это все еще макетный образец. Прежде комплекс назывался «Гром-2». Шасси здесь оригинальное, пятиосное, построено в Харькове на ЧАО «Харьковский завод транспортного оборудования» при участии ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова». Подробности об агрегатной базе не разглашаются.
А вот броневики сопровождения у «Сапсана» уже серийные. Что за они?
Вообще оригинальных бронеавтомобилей в Украине за последнее время появилось очень много, в разных вариантах. Настолько много, что даже на грандиозном параде показывали не все из них.
Машины, что сопровождали «Сапсан», а также шли отдельным расчетом, — это недавно поступившие на вооружение ВСУ броневики «Козак-2М1». Эти бронеавтомобили производит киевская компания «Практика» на шасси Iveco EuroCargo. И это только один из вариантов обширного модельного ряда.
Белорусам, бесспорно, интереснее будет взглянуть на другой броневик — «Варта». Вот так несколько лет назад писал на своей странице в соцсети об этой машине бывший глава МВД Украины Арсен Аваков: «До Нового года получим первые 10 бронемашин. Производитель „Украинская бронетехника“ с участием белорусских инженеров, с учетом требований и техзадания от боевых офицеров АТО. После полевых испытаний в АТО будет приниматься решение о закупке большей партии бронемашин».
И партию таких машин действительно заказали. Шасси в них — МАЗ-5334. По Крещатику проехало противотанковое подразделение на «Вартах», оснащенных переносными противотанковыми ракетными комплексами Javelin.
Были броневики «Варта» и в парадном расчете СБУ. Подразделение, которое использует эти машины, называется «Центр специальных операций по борьбе с терроризмом, защите участников криминального судопроизводства и работников правоохранительных органов».
Коль уж речь зашла о МАЗах, то их есть смысл рассмотреть отдельно. На параде в Киеве их было много, даже больше, чем, например, национальных КрАЗов. Но все это не совсем обычные МАЗы.
Что это за оборудование — не сказали даже в официальной телеверсии, но шли эти машины в колонне техники связи.
Техника тыла ВСУ активно была представлена именно МАЗами. Судя по всему, это продукция 45-го экспериментально-механического завода в Виннице. В модельном ряду предприятия есть сразу несколько вариантов военных топливозаправщиков на шасси МАЗ, включая авиационные.
Полное наименование этих эвакуационных тягачей звучит так — СКС-КЕТ-ЛМ-ЕМ12PR. Строила их частная фирма «Спец-Ком-Сервис» из города Черкассы, у которой Минобороны Украины заказало 16 таких машин.
О мобильных военных банно-прачечных комплексах для ВСУ мы уже рассказывали отдельно. Изготовлены они на Крюковском вагоностроительном заводе в Кременчуге, украинская армия закупила 19 экземпляров.
Но на всех этих МАЗах не было эмблемы Минского автозавода!
Да-да, не все, но большинство МАЗов, служащих в украинской армии, несут на себе эмблему корпорации «Богдан», которая занималась досборкой этих машин и формально является их конечным изготовителем.
А это что за МАЗ с непонятной эмблемой? На самом деле — понятной. Буквы СБМ обозначают «СпецБудМаш». Это довольно немаленькое предприятие под Киевом, которое занимается спецнадстройками. Именно оно делало кузова для этих машин. А в кузовах смонтированы полевые комплексные аппараты связи Д-14МУ. Техника принадлежит Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины.
Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям выехала на парад также на МАЗах. Это пожарные автоцистерны АЦ-8-50 (63022) 530М, весьма богато оснащенные. Здесь есть плавающая мотопомпа, которая забирает воду, находясь на поверхности реки или озера. Имеется система орошения колес и множество других фишек. Завод «Пожмашина» в Прилуках, который когда-то был крупнейшим в СССР производителем пожарной техники, явно вновь набирает силу.
Но и на этих МАЗах не было логотипа Минского автозавода. Да-да, на радиаторной решетке красовался слоник — эмблема «Промышленной компании „Пожмашина“».
Еще один заметный тренд киевского парада 2021 года — обилие легкого коммерческого транспорта силовых структур.
Украинские «характерные бусы» Нацгвардии выглядят куда более сурово, чем наши. По Крещатику проехало сразу десять таких машин.
Было очень много самых разных пикапов — Ford Ranger, Isuzu D-Max, «Богдан-2351» и других, со спецоборудованием и без. Это, например, техника радиоэлектронной борьбы — комплекс «Буковель», смонтированный в кузове Mitsubishi L200.
Много было необычного. Но звание «самых экзотичных военных машин» однозначно можно присвоить мобильным тепловизионным комплексам на основе автобусов Torsus Praetorian, которые базируются на шасси MAN TGM (4×4). Строят эти автобусы в Словакии, но идея, деньги в бизнесе и владельцы фирмы-производителя — украинские. Эксплуатирует эту технику Государственная пограничная служба Украины.
Помимо вышеперечисленного на параде показали множество вариантов броневиков, несколько вариантов Hummer, модернизированные украинскими предприятиями советские военные машины — всего не перечислишь. Была отдельная механизированная колонна сил специальных операций Вооруженных сил Словацкой Республики. В общем, украинцы старались произвести впечатление, и как минимум с точки зрения количества техники сделать это удалось.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by