Bolt о конкуренции с «Яндексом», белорусском законодательстве и ценах на такси

33 110
28 октября 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович

Bolt о конкуренции с «Яндексом», белорусском законодательстве и ценах на такси

Автор: Виталий Петрович

О появлении платформы Bolt на белорусском рынке такси мы узнали почти год назад, в декабре 2020-го. Все это время было похоже, что компания скорее присматривается к местным реалиям, не пытаясь форсировать собственное продвижение и не начиная полномасштабного противостояния с другими игроками. Рынок также был занят по горло, обсуждая возможные изменения в законодательстве. И вот сейчас, осенью 2021 года, Bolt активизируется: компания анонсировала новый этап своей работы в стране, с привлечением внушительных инвестиций в несколько миллионов евро. Что в Bolt думают о ситуации на рынке, конкуренции с «Яндекс Go» и ценах на такси? Обо всем этом в эксклюзивном интервью Onlíner рассказал Эван Лебедин, отвечающий за развитие транспортной платформы Bolt в Беларуси.

Bolt о планах на белорусском рынке

Сегодня Bolt объявил о намерении существенно расширить свои инвестиции в Беларуси. Ожидаемый объем вложений — как минимум несколько миллионов евро, что должно послужить толчком к развитию сервиса в Минске и экспансии в большее количество городов в течение следующих месяцев.

Приложение Bolt прошло несколько этапов обновлений, которые, как заявили в компании, позволили повысить его безопасность и добавить множество новых функций, среди которых и безналичные платежи. Новые пользователи Bolt получат скидку в размере 70% на первые три поездки (не более 5 рублей), а уже зарегистрированные — скидку до 50% на пять поездок (максимальный размер разовой скидки — 3,5 рубля).


О непростом запуске

— О запуске в Беларуси Bolt объявил в самом конце прошлого года. Как вы оцените прошедший период?

— Запуск планировался давно. Еще с осени 2019 года я работаю над тем, чтобы Bolt полноценно работал на рынке Беларуси. К сожалению, не всегда все получалось вовремя. Мы столкнулись с рядом проблем, в частности коронавирус подпортил наши планы на первый полноценный запуск. И даже тот старт в декабре был испытанием: пришлось начинать без безналичных платежей для клиентов, с урезанным набором возможных функций для партнеров.

Эван Лебедин

Но могу отметить, что за прошедший период мы увидели очевидный интерес как со стороны клиентов, так и со стороны водителей.

Люди хотят, чтобы на рынке была конкуренция, а Минск в настоящий момент — это очень монополизированная среда.

Интерес, который мы увидели, даже несмотря на технические пробелы и отсутствие ключевых функций, — он и стал тем ключом, благодаря которому сейчас мы готовим полноценный запуск.

В целом мы довольны начальным периодом: он дал нам возможность протестировать сам продукт в реальных условиях — обычно у запускающихся сервисов нет такой возможности. С другой стороны, мы знаем о том, что были сложности, связанные опять-таки с отсутствием безналичных платежей. Они сегодня — ключевой момент, важный как для клиентов, так и для сервиса. На них многое завязано: это и возможность оплатить такси, и расчет бонусов для водителей, и компенсации обеим сторонам в каких-то нестандартных ситуациях.

Рады перейти на новый этап, когда мы сможем работать над развитием по-настоящему качественного продукта для рынка Беларуси. Это и личная история, и важный период для компании.

О конкуренции с «Яндексом»

— Вы сами обмолвились о том, что белорусский рынок имеет вполне четкие очертания с явным лидером. Как Bolt собирается конкурировать здесь с такими игроками, как «Яндекс Go» и Uber?

— Важно понимать, что, хоть мы привыкли упоминать Uber и «Яндекс» по отдельности, по сути это одна компания, которая регулируется одними и теми же людьми. На рынке это не создает конкуренции. Между тем современные технологии не могут существовать и развиваться в условиях монополии, это не позволяет сформировать устойчивую экосистему. А мы, как компания, во многих аспектах стремимся к устойчивости, даже в плане экологических подходов, к примеру. Так вот с нашей точки зрения, устойчивая экосистема возможна только в том случае, если все ее участники могут работать с прозрачными правилами в условиях конкуренции и всех при этом устраивает положение вещей.

Сейчас мы видим, что баланс в экосистеме нарушен. И речь не про демпинг или что-то еще. По сути, есть только один игрок, который имеет всю власть на рынке и может поэтому делать все что угодно, склоняя чашу весов в свою пользу. Дело ведь не в том, что технологические компании плохие или они не могут создать выгодные условия для своих партнеров. В условиях монополии это просто незачем делать, нет рыночной мотивации.

При отсутствии конкуренции у монополиста появляется причина брать столько, сколько он может брать в принципе, что вызывает перекосы в перераспределении денежных средств.

Bolt видит белорусский рынок в первую очередь конкурентным. И конкуренция должна создать условия для устойчивого развития. Не должно быть ни демпинга, ни раскола, ни ощущения, что на рынке что-то происходит несправедливо. Вы же помните эти истории, когда водители «Яндекса» бастовали из-за низких тарифов? С нашей точки зрения, на конкурентном рынке такое практически невозможно: водители могут уйти к другому игроку.

Мы привыкли к конкуренции. Когда Bolt только начал работать в Эстонии в 2011 году, Uber уже присутствовал на рынке или же был где-то на подходе. И на большинстве рынков, даже там, где мы сейчас являемся лидерами, эти позиции не были получены за счет преимущества первого выхода или неконкурентной борьбы. Подчеркну: это именно лидерство, а не монополия.

Мы стремимся к конкурентному открытому рынку, на котором все стороны имеют право голоса и возможность воплотить свои задумки.

В этом плане у нас очень простой подход. Большое внимание мы уделяем экосистемным продуктам. И в будущем Bolt — это не только такси, но и возможность заказать доставку товаров, еду, это и каршеринг, то есть различные сервисы, которые объединяют современную логистику в единой экосистеме. С точки зрения пользователя это удобно.

О ценах

— Вы говорите с точки зрения бизнеса, а если посмотреть на ситуацию глазами клиента: почему мне выгодно вызвать Bolt, а не «Яндекс»?

— Ключевой параметр, который обеспечивает Bolt лидерство на европейском рынке, — это операционная эффективность. Мы хотим предложить клиентам более низкие цены. За счет того что мы эффективнее расходуем наши средства и распоряжаемся ресурсами, мы можем при равных доходах водителей на рынке дать клиентам больший бонус, сделать бóльшую скидку.

На самом деле это очень простое предложение: вы получаете то же самое, но за меньшие деньги.

Мы считаем, что тот уровень комиссии, который сейчас существует на рынке, не совсем справедливый. Мы, как технологическая компания, готовы эффективно работать с меньшей комиссией, и это будет устойчивая экосистема, цены для клиентов в которой ниже, но доход водителей при этом не падает или даже является бóльшим.

Остальные компоненты, над которыми мы работаем, такие: качество предложения, технологические инновации, безопасность.

О внутреннем устройстве

— Как устроена компания? Bolt владеет собственным автопарком или сотрудничает с партнерами?

— В этом плане у нас нет существенных отличий от других компаний, которые присутствуют на рынке. Мы работаем с автопарками, которые непосредственно занимаются обслуживанием автомобилей, работой с водителями.

В целом во всех вопросах, которые касаются работы с клиентами и партнерами, мы отталкиваемся от требований законодательства и тех условий, которые сложились на рынке. Не удивлюсь, если в большинстве аспектов эти подходы совпадают с теми, которые применяют наши конкуренты.

— А время подачи машины? 

— Это та переменная, которая напрямую зависит от числа партнеров, подключенных к платформе.

Я ожидаю, что в первое время мы будем проигрывать конкурентам в скорости подачи автомобиля. Но мы готовы компенсировать это скидками и более низкой ценой.

Мы рассчитываем, что клиенты найдут применение нашему сервису и постепенно разница во времени подачи машины будет сокращаться.

— Могут ли водители совмещать работу в Bolt и других аналогичных сервисах?

— Мы за свободную конкуренцию и никаких ограничений не вводим, да и не можем этого сделать. С нашей точки зрения, мы должны привлекать к себе лучшими условиями, а не искусственными ограничениями.

О внимании со стороны госорганов

— У государственных органов возникали вопросы к тому, по каким принципам работают агрегаторы на рынке такси. А тут новый игрок. Ощущаете к себе повышенное внимание?

— Мы хорошо знакомы с тем, что государственные органы уделяют, как вы сказали, повышенное внимание всей отрасли. И мы это приветствуем, так как считаем, что в отдельных областях законодательство и реальность могут расходиться. На наш взгляд, чем активнее бизнес будет взаимодействовать с государственными органами, создавая общую среду, которая действует устойчиво и правильно, чем более прозрачны условия для всех игроков, тем лучше. Как компания, мы имеем большой опыт работы во всех странах, где присутствуем. И считаем, что контроль государства в этой сфере должен быть прозрачный, понятный, обеспечивающий условия для развития бизнеса и всей индустрии. Мы видим, что в Беларуси есть значимые подвижки в эту сторону: государственные органы не просто проявляют внимание, но действительно работают над совершенствованием законодательства.

К сожалению, пока нам не удалось принять участие в различных рабочих группах, но мы надеемся, что скоро у нас появится такая возможность.

О возможных изменениях в законодательстве

— Уже длительное время в Беларуси обсуждают возможные изменения в законодательстве, которые могут изменить сферу такси. Введение карт доступа, означающее и более жесткое регулирование, — что об этом думают в Bolt?

— Для нас любое законодательство — прозрачное и понятное — это лучше, чем отсутствие регулирования. К примеру, мы видим, что существование платформ, агрегаторов в принципе не вполне предусмотрено законом. Поэтому любое определение подобных компаний в правовых актах уже будет лучше, чем отсутствие этого.

Что касается лицензирования — тема сложная. В итоге все зависит от конечной реализации. Мы знакомы с опытом различных стран и видим, что очень разные схемы могут работать одинаково хорошо.

Мы не склонны считать, что карты доступа могут привести рынок в более негативное состояние. Это может быть и позитивным нововведением, все зависит от реализации.

Если получение карты доступа будет несложной процедурой и из-за этого не придется часами стоять в очереди в Транспортную инспекцию — почему нет? В Москве мы также имеем дело с лицензированием, но с ним довольно легко и удобно работать, оно не ограничивает развитие индустрии. Другое дело, если это скатится в плоскость бюрократизации и нужно будет физически пройти кучу инстанций, чтобы получить кипу необходимых бумаг, — наверное, это было бы не лучшим вариантом. Такой шаг может нарушить нормальное функционирование индустрии, часть рынка рискует перейти в теневой сегмент. Конкретнее комментировать возможные изменения нам пока сложно — все зависит от реализации.

— Как быть с таксометрами? Все чаще говорится о том, что это пережиток, от которого пора избавляться в пользу программных касс.

— Мы знаем, что в профильных министерствах зреет понимание того, что программные кассы — это то, к чему нужно стремиться. Потому что физическое устройство в любом виде — это уже определенные сложности. Есть какой-то прибор, за ним нужно следить, работает ли он и т. д. В то время как IT-платформы могут выполнять свои функции куда эффективнее: они не сломаются, не забудут отправить чек или отчитаться по налогам.

С точки зрения Bolt, переход к программным кассам на полноценной основе стал бы потрясающим изменением, которое многое дало бы не только индустрии заказа поездок, но и другим сферам.

Скажем так, чем быстрее деньги могут перемещаться в пределах страны и чем быстрее с них списываются налоги — тем эффективнее работает экономика.


В настоящее время услугами Bolt пользуются более чем в 45 странах мира, одной из которых стала Беларусь. Можно предположить, что те ресурсы, которые есть в распоряжении платформы, позволят ей конкурировать с лидерами рынка. В то же время сам сервис не имеет принципиальных отличий, а значит, уже знаком потенциальным пользователям. Более привлекательная цена — мощный аргумент для клиента. В то же время не исключено, что Bolt предстоит услышать в свой адрес те же претензии по поводу удешевления рынка, которые на протяжении нескольких лет слышит от конкурентов «Яндекс», ведь речь о гарантированном увеличении дохода водителей не шла.

В любом случае развитие конкуренции действительно может стать благом для всей сферы и прекратит разговоры о злом монополисте, диктующем свою волю остальным.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by