16 753
24 января 2022 в 8:00
Автор: Павел Козловский. Фото: Максим Малиновский, архив auto.onliner.by

Мороз и солнце: что делать, если авто не завелось? И как не допустить этого?

Крещенские морозы в этом году рекордными показателями нас не удивили. Дальнейший прогноз вполне оптимистичный, и вроде уже можно выдохнуть и спокойно ждать весны, но мы решили, что «предупрежден — значит, вооружен», и подготовили для вас информацию о том, что делать, чтобы избежать проблем с автомобилем при сильных минусовых температурах.

Превентивные меры

Специалисты всегда рекомендуют обслуживать автомобиль перед зимой: заменить фильтры, свечи, сделать диагностику, сменить масло, проверить аккумулятор. Для дизельных машин «в возрасте» это особенно актуально, поскольку для запуска требуется большой стартовый ток, и серьезное понижение температуры может превратиться в проблему. Но кто же слушает советы, когда все хорошо?

Значит, будем исходить из ситуации «если завтра — зима» и пытаться решать проблему до момента ее появления. Совет первый: если предстоят сильные морозы, заберите АКБ домой. Правда, во многих современных автомобилях аккумулятор труднодоступен, но если есть возможность, время и необходимый инструмент, эта относительно простая процедура позволит утром чувствовать себя гораздо увереннее при запуске двигателя.

Если возможности снять АКБ нет, но терзают смутные сомнения насчет уверенного запуска, тогда имеет смысл оставить машину на обогреваемой парковке. Да, если она находится далеко, придется потратить время на то, чтобы доехать туда и обратно, но зато утром проблем наверняка не возникнет.

емкость 74 А·ч, пусковой ток 680 А (EN), полярность: обратная, 278×175×190 мм
емкость 60 А·ч, пусковой ток 540 А (EN), полярность: обратная, 242×175×190 мм
емкость 70 А·ч, пусковой ток 760 А (EN), полярность: обратная, 278×175×190 мм

Что? Где? Почем?

Торговых центров с отапливаемыми паркингами в Минске уже довольно много, поэтому для примера приведем расценки лишь в некоторых из них. Начнем с самого центра: в ТЦ «Метрополь» на Немиге первый час будет стоить семь рублей, каждый последующий — один рубль. В «Столице» услуга доступнее — каждый час стоит один рубль. Аренда машино-места в ТЦ «Арена-сити» на проспекте Победителей стоит два рубля за каждый час. В ТЦ «Европа» на улице Сурганова два часа можно погреться бесплатно, третий час будет стоить три рубля, каждый последующий — 30 копеек.

Но если вы думаете, что чем дальше от центра, тем дешевле, то ошибаетесь: в «спальниках» ощущается дефицит парковочных мест, поэтому цены там могут быть даже выше. К примеру, в Dana Mall стоянка на подземном паркинге бесплатная лишь два первых часа, а дальше все зависит от времени суток: с 08:00 до 24:00 каждый последующий час будет стоить два рубля, а с 24:00 до 08:00 — пять рублей. В «Корона-сити» на улице Денисовской первые три часа стоянки бесплатные, а ночевка стоит десять рублей. Однако есть нюанс — этот тариф действует лишь с 24:00 до 08:00. Каждый лишний час обойдется в один рубль. В ТЦ «МОМО» на Партизанском проспекте первые три часа также бесплатные, а каждый последующий час обойдется в один рубль.

Реанимация

Допустим, старания метеорологов оказались напрасны, внутренний голос дремал и интуиция в тот день была на больничном — в общем, резкое похолодание вы пропустили.

Вариант первый — «попытка не пытка». Если вы подозреваете, что с запуском двигателя могут быть проблемы, дайте автомобилю как можно больше шансов. Для этого, перед тем как подать энергию на стартер, слегка «взбодрите» аккумулятор — дайте ему небольшую нагрузку, включив на некоторое время музыку или габаритные огни. Говорят, помогает, хотя сравнительных тестов никто не проводил.

Вариант второй — «прикурить». Если вы вдалеке от цивилизации, это можно сделать с помощью портативного бустера. Правда, для этого его нужно загодя прикупить. Весьма полезная штука. Кстати, она имеет батарею большой емкости и может питать многочисленные девайсы, а не только машину.

ток зарядки: 0.8–20 А, масса: 0.97 кг
ёмкость встроенного аккумулятора: 11100 мА·ч, максимальный пусковой ток: 250 А, масса: 0.41 кг
ёмкость заряжаемой батареи: 120 А·ч, ток зарядки: 0–4 А, масса: 0.3 кг
Нет в наличии

Получить необходимую энергию можно и от другого автомобиля, только нужны провода, желательно хорошего качества. Специалисты советуют поступать следующим образом: сначала накидываем плюсовой разъем на аккумулятор донора, затем — на плюс заряжаемого, потом — минусовой на донора и далее «коннектимся» к машине, которую нужно запустить. После этого запускаем двигатель донора и даем поработать ему минут 10—15, желательно на повышенных оборотах. Но перед попыткой запуска мотор нужно заглушить — во избежание проблем с электрооборудованием.

максимальный пусковой ток: 300 А, масса: 1.1 кг
максимальный пусковой ток: 200 А
Нет в наличии

А вокруг — тишина...

Что делать, если автомобиль не завелся, а вокруг нет никого, кто бы мог дать «прикурить»? Тогда можно обратиться к специалистам, оказывающим услугу запуска замерзшей машины на платной основе. Вариантов здесь несколько. Простейший — это «прикурить», но за деньги. Можно вызвать такси, можно эвакуатор. Цена? «В пределах МКАД тарифы следующие: „прикурить“ от такси — 5—10 рублей, от эвакуатора — 35—40, — сообщил сотрудник одной из столичных служб эвакуации. — Выезд эвакуатора с погрузкой/выгрузкой для легковушки — 70 рублей, для SUV и минивэнов — 90 рублей».

Правда, прежде чем вызывать эвакуатор, нужно понимать, на какую СТО вы повезете автомобиль и есть ли там теплый бокс. Вы не поверите, но существуют станции, готовые оказать услугу «под ключ». За 150 рублей вашу машину увезут на эвакуаторе и отогреют в боксе, проведя некоторые процедуры для ее «оживления» — зарядят ваш аккумулятор, проверят свечи зажигания и т. д.

Еще один вариант — вызвать специалистов «по согреву». Если по каким-то причинам авто невозможно погрузить на эвакуатор и доставить на СТО, его можно согреть и запустить прямо на стоянке. «Не важно, какой двигатель: TDi, HDi, JTD, DCi», — уверены специалисты, утверждающие, что могут запустить любой исправный мотор. Методика следующая: автомобиль накрывается специальными тентами и обогревается тепловой пушкой в течение одного часа. «Как правило, после этого запускаются все, — рассказал специалист. — Правда, этой зимой мы услугу не оказывали, не было таких сильных морозов». Стоимость — 80 рублей за выезд. Если машина за час не отогрелась, придется доплатить 50%.

Тянем-потянем

Если «прикурить» не получилось (допустим, нет проводов), то можно попробовать и другой способ — запуск двигателя с помощью буксировки. Однако учтите: машину с «автоматом», «роботом», вариатором и любой другой немеханической трансмиссией буксировать нельзя. И даже пытаться не стоит — дешевле сразу вызвать эвакуатор и отвезти на СТО. А вот выступить в качестве буксира такие модели вполне могут, в том числе чтобы запустить двигатель автомобиля на «механике».

Алгоритм действий следующий. Во-первых, ключ зажигания должен быть в замке — для того, чтобы в начале движения у вас не заблокировалось рулевое колесо и вы не попали в ДТП. Во-вторых, нужно помнить, что пока двигатель не запущен, у вас не работает ничего — ни усилитель руля, ни печка, ни усилитель тормозов. А без этого не каждый сможет управлять машиной на буксире, особенно если речь идет о тесном дворе.

В самом процессе запуска «с толкача» нет ничего сложно. Достаточно найти участок нескользкого покрытия, а далее от вас требуется только передать крутящий момент «наоборот». Обычно он идет от двигателя к колесам, а сейчас нужно, чтобы вращающиеся колеса заставили двигатель тоже вращаться. Но делать это нужно с умом: если на скорости хотя бы 10—15 км/ч вы включите первую передачу и бросите сцепление, то на зимней дороге, скорее всего, ничего не получится — колеса, не имеющие достаточного сцепления, просто заблокируются. Слишком велико передаточное соотношение трансмиссии. Лучше попробовать более высокие передачи — например, вторую или третью. Мягко отпускаем сцепление, прислушиваемся, не буксуют ли колеса, и готовимся к тому, что как только двигатель запустится, машина может рвануть вперед — при длине троса в 5—6 метров это может стать проблемой. Впрочем, о нюансах буксировки мы уже рассказывали.

Заводить будем потом. Сначала нужно попасть в машину

Зачастую проблемы из-за заморозков возникают еще до стадии запуска мотора. В определенных случаях владельцу сложно даже попасть в автомобиль. Дергаете за ручку, а дверь не открывается — знакомая ситуация? В дверном проеме замерзли уплотнители, и хотя замок разблокировался, дверь никак не открыть. Что делать? Во-первых, не стоит изо всех сил тянуть на себя дверную ручку — шансов, что вы ее сломаете, прежде чем откроете дверь, гораздо больше. Во-вторых, нужно оценить возможные последствия. Если автомобиль дорогой, то имеет смысл вызвать «согревателей» — пусть укутают его и согреют тепловой пушкой, потому что замена дверной ручки или уплотнителей может выйти гораздо дороже. Ну а если на помощь надежды нет, тогда поступайте следующим образом: одной рукой упираемся в дверь (желательно так, чтобы не помять ее), другой беремся за ручку и начинаем потихоньку раскачивать дверь на себя и от себя. В этом случае вероятность того, что уплотнитель не оторвется и дверь откроется, гораздо выше.

размораживатель, для стекол, спрей, 300 мл
смазка, для узлов трения/для резиновых уплотнений/для электроконтактов/для пластиковых деталей, спрей, 200 мл

Чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется «охлаждать» автомобиль перед ночной парковкой. Приехали домой, заглушили мотор — и открыли двери на минуту-две. Весь нагретый воздух, который потом превращается в конденсат, выветрится из салона. Для подстраховки можно также обработать дверные уплотнители специальным силиконом. Кстати, проветривание салона позволяет избавиться и от замерзания лобового стекла изнутри.

Электромобили: а что происходит с ними?

«При покупке электромобиля сразу будьте готовы к тому, что запас хода летом и зимой отличается. У моего авто сейчас запас хода 160 км, на улице — минус 15, — рассказывает владелец электрического Mercedes-Benz B-Class. — Летом запас хода составляет 180—190 км. Немного уменьшается и скорость быстрой зарядки: летом стою 25—30 минут (80—100 км пробега), сейчас — 30—35».

«Отключается ли как „айфон“ на морозе? Нет, таких случаев не было, да и вряд ли такое возможно: аккумулятор подогревается, — делится опытом Сергей, владелец BMW i3. — Но как-то оставил машину под домом на неделю, с небольшим запасом хода, а когда вернулся, аккумулятор потерял 3—5%, правда тогда было минус 20—25. Повезло, что зарядная станция недалеко расположена, а то пришлось бы ехать по делам „на оленях“».

А как обстоит дело с обогревом салона? «Если с обычным автомобилем сравнивать, то салон прогревается быстрее, — комментирует Виталий, владелец Nissan Leaf. — Сел и поехал, через 1—2 минуты после включения в салон идет горячий воздух. Не ждешь прогрева основных агрегатов (ДВС, КПП и т. д.). У новых „электричек“ предусмотрено управление обогревом салона дистанционно. Купил за $10 000 — получил функционал, которого нет в машинах с ценой $20 000—25 000».

Кстати, многие владельцы электромобилей с батареей небольшой емкости устанавливают автономные обогреватели, работающие на бензине. Это позволяет значительно увеличить пробег на одной зарядке, ведь у «электричек» обогреватель салона тоже электрический, потребляющий довольно много энергии.


ёмкость встроенного аккумулятора: 8000 мА·ч, максимальный пусковой ток: 800 А
ёмкость встроенного аккумулятора: 11100 мА·ч, максимальный пусковой ток: 250 А, масса: 0.41 кг
ток зарядки: 0.8–20 А, масса: 0.97 кг

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Павел Козловский. Фото: Максим Малиновский, архив auto.onliner.by