Если на стоянке в Норвегии дальнобойщик жарит драники, вы знаете откуда он. О Валере, который исполнил мечту

16 марта 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Валерий

Если на стоянке в Норвегии дальнобойщик жарит драники, вы знаете откуда он. О Валере, который исполнил мечту

Путешественников почти не осталось — не тех, которые по путевке на две недели, а настоящих, которым на месте не сидится. Валера как раз из таких. И хоть первооткрывателем он не стал (не было смысла повторять за Колумбом), но свою мечту исполнил: стал дальнобойщиком. Теперь ездит на грузовичке по Европе, жарит шашлыки и драники на стоянках, фотографирует красоту для Instagram. Он никого не зовет за собой: профессия и трудная, и рискованная иной раз. Но свой кайф в ней есть — просто нужно знать, куда смотреть.


Шило — то, что не дает сидеть на месте

После школы я поступил в БелГУТ (Белорусский государственный университет транспорта) на заочное отделение. Одновременно устроился работать в локомотивное депо слесарем по ремонту подвижного состава. Долго проработал, около восьми лет. А когда получил диплом, пошел на повышение: ездил в командировки, принимал дизеля после ремонта, контролировал процесс. Все было хорошо, даже зарплата нормальная, не подумай. Но на душе кошки скребли, когда смотрел на фуры. Это же кто-то ездит по городам и странам, видит мир — очень интересно! Я, знаешь, путешествовать очень люблю. Но как-то побаивался на фуру сесть. Да и родители говорили: «Главное — стабильность». А стабильность была в локомотивном депо.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Valery (@life_in_a_truck)

Зажигалка на 3 сентября — день прощания

У меня есть кум, он знал, что я неровно дышу к грузовикам. Предложил сесть на бус: до трех с половиной тонн, категория B. Я к тому времени уже даже отучился на фуру, но еще побаивался ездить: слишком большая, опыта нет. А бус маленький — не так страшно. Короче, взял отпуск и через неделю был уже на фирме в Польше. Шеф дал ключи и через час сказал ехать на Австрию. Я говорю: «А как документы заполнять, как груз крепить, чего да как делать вообще?» Он на меня смотрит: «Ты первый раз?»«Да!» В общем, пришлось сказать, что на бусе уже ездил, просто с нюансами не знаком. В итоге пять минут обучения — и я уже в дороге.

Короче, вернулся я из того отпуска, три дня проработал и написал заявление: не смог больше сидеть в кресле. Проблем на работе не было, со всеми хорошие отношения. Хотя не ожидали, конечно, что так быстро решусь. Сделал себе зажигалку на память — такой вот у меня вышел день прощания. Про костры рябин опустим.

Первые неприятности. Что делать, если взорвалась турбина?

К машине я быстро привык, на дорогах через горы тоже страшно не было: до этого трижды отдыхал в Черногории, опыт был. А вот на пути из Австрии в Нидерланды взорвалась турбина. Останавливаюсь, звоню шефу. А он не знает, что делать. Ладно, набираю брата — он у меня грузовиками занимается. Ну объяснил, что делать, чтобы хоть как-то ехать. Заглушил я турбину, открутить ее было сложно, но часов за шесть справился. Водители подходили, качали головой: мол, зачем ты это делаешь, ведь поломка — это проблема шефа, пусть вызывает эвакуатор. Но я так не мог. Да и интересно было самому сделать автомобиль. В итоге с заглушенной турбиной приезжаю в Германию на сервис. Там, мягко говоря, удивились тому, как я ехал. Фотографировали то, что у меня получилось. Подсчитали: ремонта на €3000. Для фирмы это было дорого, так что пришлось 1200 километров ехать так, без турбины. Немцы когда узнали об этом, у них глаза округлились. Ну а что делать, пожелали удачи. До базы я, короче, кое-как добрался. Машину мне заменили, а старую в итоге продали.

Канал Onliner.Видео в Telegram. Подписывайтесь на нас!


Монологи, интервью, документальные фильмы, истории "маленького человека".

Сейчас у меня свежий Iveco, спальник сзади — как в фуре. Вообще, хозяева стараются покупать новые автомобили, по крайней мере до трех лет. Потому что если авто ломается, то ремонт стоит очень дорого. Один эвакуатор потянет на €500.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Valery (@life_in_a_truck)

Темная сторона

Что для меня самое сложное — нет четких указаний. Экспедиторы не объясняют, что да как, думают, что я должен все знать сам. А вопросов очень много. Объезд платных дорог, объезд весов. Машина 3,5 тонны — в 90% случаев везем с перегрузом. За это большие штрафы в Европе. Если полиция остановит, точно отправит на весы — тогда хана. Поэтому часто ездим по ночам. Но по-другому на этих бусах не заработать, все ездят с перевесом.

Самый большой риск — это когда везешь на бусе легковой автомобиль. Мы часто их покупаем в Норвегии и затем везем в Польшу. Наверное, удивлю, но в Норвегии машина может стоить €400—500, и неплохая ведь машина! Я даже себе хотел прикупить, но сложно. Их берут на запчасти, потому что переоформление в Польше сложное и дорогое. А вот для Беларуси планирую что-нибудь электрическое взять. К примеру, BMW i3 можно купить за €7000—8000, Nissan Leaf — за €3000.

Полиция и штрафы

Вообще, полиция редко останавливает легковые автомобили, а вот бусы и фуры — только в путь. В январе и феврале сплошь были облавы. Проверяют тахограф и превышение веса. Ну и камеры. С ними все очень жестко. Например, в Швейцарии, Швеции, Норвегии штрафуют даже за превышение на 1 км/ч. В Германии меня сфотографировали за +13 км/ч. Вспышка сработала — будто солнце на небе появилось. Жду штраф, еще не пришел. Высылают на фирму, но платить в любом случае водителю. Прикинул, где-то €40 выйдет.

С перевесом даже строже, и оплата полиции на месте. Из опыта: платил €700 в Австрии, в Швейцарии попал на €550, в Германии — на €350.

Но бывают и забавные случаи. Помню, в Нидерландах ехал на море. Догоняет полиция, останавливает. Говорят, что мне нельзя ехать дальше, так как в фаре перегорела лампочка. Я им показал, что у меня запасная есть, так даже помогли заменить.

Как-то раз в Швейцарию въехал по ошибке, страны-то близко все. А в Швейцарию на грузовике можно только утром въезжать, ночью граница закрыта. Короче, догнали меня очень быстро, объяснили, что за нарушение даже тюрьма может светить. Но не наказывали, только показали, как выехать.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Valery (@life_in_a_truck)

Самый страшный случай

А знаешь, что самое страшное в этой работе? Ветер. Нет, не обычный ветер, послушай… Я однажды в Норвегии попал — думал, там навсегда и останусь. Было много снега, ураганный ветер, думал, машину перевернет. Дверь открыл, чтобы глянуть, как выехать, — сломало дверь. Чудом уехал, короче.

Через 200 километров стал на паркинг, до утра было много времени. Приготовил ужин, выпил 100 граммов виски — нервы успокоить. Подъезжает полиция и сует мне трубку: дыши. Я отказался, говорю, мол, ребята, я до утра отдыхаю. Сказал, что выпил, но утром буду трезвый и тогда поеду. А законы в Норвегии строгие: если выпивший, а автомобиль запущен, можно и в тюрьму угодить. И ведь не объяснишь им, что холодно, а ты просто греешься. От отчаяния показал полиции навигатор, говорю: «Я был вот в этом месте, я мог погибнуть. Сейчас я приехал на паркинг и до утра никуда не поеду!» Они рты пооткрывали, когда увидели, где я был. Вопросов больше не задавали, пожелали хорошего вечера и уехали.

1500 километров за сутки

Работа сложная, на самом деле. Приходится иногда проезжать по 1000—1500 километров за 24 часа. В бусах же тахографов нет — еще одна фишка. Один круг в рейсе занимает примерно недели три. За это время проезжаешь 15—18 тыс. километров. Но ты пойми, я же проехал за полгода всю Европу — от Испании до Беларуси и от Норвегии до Италии. Сложно это снова променять на офис.

Помню, первый раз отправили в Скандинавию. То есть нужно плыть на пароме. Море! Я там бегал, как ребенок! Плыть шесть часов, у меня оплачены каюта и питание. Но я даже не спал — это, кстати, было ошибкой. Как только съехал с парома — сразу в дорогу, а это 1100 километров. Было очень сложно.

Вообще, я тебе так скажу: вот все хотят в Италию, во Францию. Ездил, видел, у меня одноклассница живет в Ницце. В южных странах бардак и мусор на улицах. Ограбить могут.

Для меня самая лучшая и тихая страна — это Норвегия. Пейзажи там завораживают. Цены, правда, тоже. К примеру, пачка сигарет стоит около €15, представь! Алкоголь в обычных магазинах не продают, есть специальные маркеты, но даже там купить можно только по карточке. Я-то не знаю, но местные поговаривали, что у них почти сухой закон, с пьянством борются. Сегодня покупаешь бутылку водки за €50, завтра она для тебя стоит уже €60. Хочешь пить — плати. Не знаю точно, правда это или выдумки. Но норвежские рыбаки у меня бутылку виски за €50 с руками оторвали. А в Польше я ее за десятку купил.

Драники и шашлык, который украли

Вообще, я люблю готовить. Поэтому вожу с собой небольшой мангал. Как-то ночью стал в Норвегии на паркинге, жарю шашлык. Подъезжает полиция, улыбаются. Сфоткали меня, говорят: «Good job». А вот в Германии у меня так шашлык украли. Жарил-жарил, отвлекся на секунду — нет. Он же пахнет, а кругом фуры стоят. Кто-то, наверное, очень проголодался. Я походил-походил, но не нашел ничего, все кабины зашторены. Даже странно, но больше не видел, чтобы кто-то, кроме меня, шашлыки на мангале делал вот так на стоянке. А я мясо очень люблю, без него никак.

Но я готовлю все что угодно. В дороге и оладьи делал, и драники жарил: захотелось.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Valery (@life_in_a_truck)

Чтобы много не тратить, стараюсь затариваться перед поездкой в той же Польше. Беру так, чтобы хватило надолго. Все, что быстро не портится: овощи, колбасы. Так что по месту мне нужны только вода и газ — ими не запасешься.

А еще мне нравится, как кормят на паромах — там даже мороженое есть.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Valery (@life_in_a_truck)

В Европе не умеют отдыхать?

Знаешь, на что я обратил внимание? В Европе не умеют отдыхать. У нас ведь как: музыка на всю ночь, а утром многие не помнят, что было. В Европе, а конкретнее в Скандинавии, берут прицеп-дачу и едут на фьорды или в горы. Там есть специальные паркинги, они платные — от €30 в сутки. За эти деньги получаешь собственно место для парковки, есть туалет, электричество. На дорогих кемпингах работают даже бары и аквапарки. И вот живешь так в своем домике. Но я о чем: скандинавов не слышно. Я не знаю, зачем они туда приезжают. Я так отдыхал — хоть днем, хоть ночью комара услышишь: все трезвые кругом, и никакой музыки.

На фуре платят больше

Собираюсь еще месяцок так поработать и все-таки пойду на фуру — сейчас прохожу дополнительное обучение. Там зарплаты больше. Попробую поездить по Европе, но в будущем хочу в Скандинавии работать. Или в Ирландии. Но язык нужно знать, а с этим сложно. Пока мое общение сводится к паре фраз, хорошо еще, что переводчик в смартфоне выручает.

Вообще, работа интересная. Посмотрим, как будет дальше.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Valery (@life_in_a_truck)

Кстати, из последнего. Был в Варшаве, оставил машину на паркинге. Проснулся, а в машине нет катализатора и топлива. Ну, топливо — это понятно. Но чтобы катализатор открутили — с таким я столкнулся впервые.

«В девяностые лучше было отдать деньги и ехать спокойно»: рассказ дальнобойщика

синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B4; BMW Longlife-01; GM-LL-B-025; MB 226.5; MB 229.3; Porsche A40; PSA B71 2296; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A1/B1; ACEA A5/B5; Fiat 9.55535-G1; Ford WSS-M2C913-A; Ford WSS-M2C913-B; Ford WSS-M2C913-C; Ford WSS-M2C913-D; Iveco 18-1811 S1; Renault RN 0700; АвтоВАЗ, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B4; BMW Longlife-98; Fiat 9.55535-H2; Fiat 9.55535-M2; Fiat 9.55535-N2; Fiat 9.55535-Z2; GM-LL-A-025; GM-LL-B-025; MB 229.3; Porsche A40; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый, допуски: GM dexos1 Gen2; ILSAC GF-5, 4 л

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Валерий