На площади Стефана Батория (нынешняя Советская) в центре Гродно в 1930-е годы продавали новенькие (по тем временам) автомобили Ford. На архивных снимках разглядели скопление одинаковых машин — Ford Model A. Информацию подтвердили историки.
«В конце 20-х и почти на протяжении всех 30-х в Гродно по адресу площадь Батория, 2 (ныне Советская площадь) в здании городской ратуши располагался салон Ford Motors, который продавал автомобили Ford Model A. Как видно на фотографиях, салон использовал часть парковки вдоль сквера в качестве шоурума», — написал автор блога @timelessgrodno, где публикуются окрашенные фотографии старинного Гродно.
Информацию про автосалон Ford смог подтвердить сайту AutoGrodno историк Василь Герасимчик, который занимается изучением газет и листовок довоенного города: «Действительно, в рекламных объявлениях встречается информация про этот автосалон. В частности, в справочнике 1932 года указано, что представительство Ford располагалось в Гродно по адресу Bankowa, 18. Улица Банкова — это нынешняя улица Социалистическая. Там находился офис компании, а автомобили выставляли в центре».
Нет сомнений, что на фотографиях старинного Гродно запечатлен именно Ford Model A. Есть большое сходство с Ford Model A Town Sedan 1931 года, который восстановили в США. У автомобилей идентичные линии арок, поясная линия (которая так же изгибается под задним стеклом), передний и задний бамперы, окантовка решетки радиатора, линия крыши и линия передней стойки кузова. Скорее всего, в Гродно продавали европейский вариант Model A еще даже и после сворачивания производства. Выпустили их достаточно много — 4 849 340 штук, и за год до окончания производства было продано около трех миллионов моделей.
Самый дешевый двухдверный вариант стоил около 500 долларов США (7536 долларов в ценах 2020 года), а самый дорогой вариант продавался за 1200 долларов США (18 086 долларов в ценах 2020 года). На модели устанавливался 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения рабочим объемом 3,28 л, развивающий 40 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла около 105 км/ч. Model А имел механические барабанные тормоза на всех колесах и стал первым автомобилем с безопасным ветровым стеклом.
Ford не единственный автосалон Гродно в 1930-х годах. В этом городе продавали и новые Chevrolet. Информацию об этом нашли в рекламных объявлениях тех лет. К слову, именно конкуренция со стороны General Motors, в состав которой входит Chevrolet, стала причиной прекращения 18-летнего производства легендарного Ford Model T — на его смену и пришел более современный, более комфортный Model A.
После 30-х годов Ford и Chevrolet официально так и не вернулись в Гродно. Площадь Стефана Батория стала Советской, городскую ратушу разобрали в 1946 году, а Фару Витовта, которая встречается почти на всех фотографиях в этом материале, взорвали 29 ноября 1961 года.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро