Вам нужно в аэропорт, как будете добираться? Можно ехать на своей машине, но придется потратиться на парковку. Автобус, маршрутка — недорого, но со своей спецификой: сначала доберись-ка в точку отправления, потом трясись вместе со всеми по жаре. Такси? Комфортно, но недешево, да и водитель может выкинуть что-нибудь эдакое: отказаться от поездки или всю дорогу жаловаться, что работает себе в убыток, а тут еще вы со своим аэропортом. Минские айтишники предложили еще один вариант: такси — не такси, маршрутка — не маршрутка. Одно слово — трансфер. Как это работает и каково делать бизнес во времена, когда и самолеты-то толком не летают?
С Георгием встречаемся в аэропорту. Пассажиров здесь на глаз стало меньше, география выцвела, а вот правила ужесточились. В здании аэровокзала фотографировать почему-то нельзя, о чем сообщает специально обученный человек. Впрочем, все логично — это же воздушные ворота страны, так что фотографируемся снаружи.
— Моя карьера началась в столовой, где я подрабатывал сторожем. Потом работал уборщиком. Затем отучился на инженера телекоммуникаций на кафедре программирования в Академии связи — стал работать оператором связи. Потом ушел в программисты, работал у сотовых операторов, программировал большие станции связи: междугородние, международные. Свою тысячу имел, на жизнь хватало. Но была мечта работать на себя. Нам же всем казалось, что вот откроешь свое дело — тут-то бабки с неба и посыплются, — смеется Георгий.
— А разве не так?
— Немножко все сложнее, как оказалось. В общем, доработался я до того, что стал отвечать за софт в одной компании. Работа — не бей лежачего: сидишь, ничего не делаешь. Вот я и стал возвращаться к программированию, что-то вспоминать, чему-то обучаться. Тогда был момент, когда еще можно было создать свой продукт, которого нет на рынке. А у меня друг занимался пассажирскими перевозками на междугородних маршрутках. Он предложил написать для него софт — с этого все и началось.
В тот момент Георгий ничего писать не стал, но нашел контору, которая этот софт написала.
— Продукт получился, конечно, плохонький, зато стало понятно, что эта ниша никем, по сути, не занята, хорошего софта для перевозок нет. Возникла идея: я создам классный софт, дам рекламу и всех порву, — говорит мужчина.
С тех пор прошло уже несколько лет, теперь даже забавно вспоминать, кто и как начинал.
— Я заказал у тех же разработчиков тот же самый продукт. С учетом того, что ничего нового делать не пришлось, взяли с меня недорого: 1000 долларов — мое первое вложение. Мой друг занялся допиливанием этой программы, а я стал искать первого клиента. Искал месяца два, но нашел: перевозчик Гомель — Москва, долго он с нами проработал. Так мы получили свои первые 50 долларов в месяц. Посчитали, прикинули: если каждый месяц подключать нового клиента, то скоро бабла будет немеряно, — улыбается собеседник.
Каждый месяц не получилось, второго клиента искали почти полгода.
— Шло тяжело. Но каждый новый клиент заставлял нас развивать софт: вносил свой взгляд, что-то предлагал по части функционала. В какой-то момент мы стали конкурентами даже для российских разработчиков, дела шли в гору. На пике у нас было порядка 50 заказчиков, в том числе из Беларуси, России, Казахстана, стран Балтии, — перечисляет Георгий.
Дальше вы знаете, дальше случился коронавирус. Границы закрылись, перевозки остановились, бизнес встал на паузу.
— В один момент все рухнуло. Из 50 клиентов у нас осталось 15—20, причем только внутренние перевозчики, 60% выручки исчезло, — констатирует мужчина.
До запуска трансферов в минский аэропорт оставалось совсем немного, но этому предшествовали два других, которые и определили концепцию.
— На нас вышли ребята из Архангельска с просьбой сделать интересный проект для городских маршруток по спецзаказам. Вы сидите дома и знаете, что у вас с остановки ходит маршрутка, но когда она точно придет, будет ли в ней место — этого вы не знаете. Идея в том, чтобы пассажир заранее покупал билет на маршрутку и бронировал за собой место. Водитель в таком случае знал бы, откуда и куда едет каждый пассажир и сколько у него свободных мест на каждой остановке, — рассказывает Георгий.
Не получилось. Жители Архангельска привыкли ездить так, как они ездят, и не захотели бронировать места в городских маршрутках. Месяц — и проект сдулся.
— А у нас же готовый продукт, мобильное приложение. Мы уже представляли, как сейчас по всей России эту идею запустим, все закрутится-завертится, — мечтательно говорит собеседник.
Одновременно с этим другой российский заказчик — из Норильска — попросил у белорусов софт для автоматизации трансферов в аэропорт.
— Это именно та схема, которую мы реализовали в Минске: сбор по городу пассажиров с адресов, вывоз их в аэропорт, затем сбор пассажиров в аэропорту и развоз их по адресам. Мы все это автоматизировали в Норильске. Сама идея была не новая, наш софт просто поддержал то, что уже существовало. Заказчик был доволен: все стало работать лучше и проще, — отмечает Георгий.
Тем временем за 2000 км, в Архангельске, приуныли ребята с маршрутками. Они купили новые машины, оплатили софт, а работа не шла.
— Мы видели, что в Норильске бизнес на нашей программе развивается хорошо, и просто предложили эту же идею. Ребята согласились, да и что им оставалось делать, когда машины по городу впустую ездили? Мы разработали под каждый авиарейс расписание трансферов, адаптировали софт. В Архангельске ребята тоже оказались отчаянные, не испугались, вложились в рекламу и стали возить в аэропорт. И пошло! Всю зиму они так проездили, сейчас тоже отлично себя чувствуют, расширяются, открывают новое направление, — рассказывает мужчина.
Примерно в это время Георгий ехал как-то в тесноватой маршрутке в Национальный аэропорт Минск и размышлял над тем, почему у нас до сих пор не появились такие трансферы. Действительно, почему?
— Мы увидели, что идея сработала в двух случаях, значит, должна была сработать и третьем. И запустили подобный проект для Национального аэропорта Минск — Shuttle Bus. И в целом все получилось неплохо, хоть и с нюансами, — раскрывает подробности собеседник. — Во-первых, в России есть трафик внутри страны: все постоянно летают в Москву, в Питер и обратно. В Беларуси внутреннего авиационного трафика нет вообще. Во-вторых, за недавнее время авиационный поток в страну снизился значительно. Но мы руки не опускаем. Да, потребуется какое-то время — год, два, три, — но рано или поздно ситуация начнет улучшаться, люди будут летать. Бизнес настроился — надо терпеть.
Задумка напоминает трансферы в курортных городах. Автобус собирает прилетевших туристов и развозит каждого в нужный отель. Потом, спустя 11 ночей, тот же автобус собирает всех перезагоревших и недоотдохнувших по отелям и отвозит обратно в аэропорт.
— Да, отчасти похоже, но у нас все более гуманно, — посмеивается Георгий. — Мы не берем более чем три адреса за раз. В результате максимальное расчетное время, которое пассажир проведет в машине, — один час. Забираем его у подъезда и едем на второй адрес. Расчеты показали, что в среднем на то, чтобы забрать дополнительного пассажира, уходит 8—9 минут — это не критично. Разумеется, удобнее, когда пассажир бронирует трансфер заранее, но если кто-то оперативно решит воспользоваться сервисом и мы будем видеть, что машина успеет его забрать, — конечно заберем.
В результате получается более удобный вариант, чем автобус или маршрутка с центрального автовокзала (куда еще добраться надо), но и более дешевый, чем такси.
— У нас три типа машин. Есть Volkswagen Touran на газу, которые, считай, на воздухе ездят. Есть обыкновенные седаны, а есть большие комфортабельные микроавтобусы, с которых мы когда-то и начинали. В те времена нам не хватало трафика, чтобы организовать работу в плюс. Три месяца мы терпели убытки, ели лук, плакали, но держали цену 15 рублей с человека. В конце концов обстоятельства оказались сильнее и мы повысили цену до 20 рублей — нормально, но пассажиропоток упал. Один человек на большой люксовый микроавтобус — это круто. Мы так два месяца возили, получая за каждый рейс минус 40 рублей в плечи, — вспоминает собеседник.
В итоге методом проб и ошибок был рассчитан тариф в 30 рублей с человека при выезде из любой точки в городе (если едут двое с одного адреса, то платят 33 рубля, трое — 36, четверо — 45).
— Это честная цена, чтобы отвезти человека в аэропорт, и при этом она все еще ниже, чем у такси. Если у нас на один рейс едут два человека — мы подаем уже микроавтобус. Себестоимость услуги — 50 рублей, остальное — наш заработок. Если три человека на рейс — это уже пошла горячая вода, жируем! Но пока такое случается нечасто, хотя бывает, — смеется Георгий.
По его словам, как только число заказов вырастет до трех-четырех на каждый трансфер, сервис станет снижать цену, чтобы наращивать объем.
— Мы стремимся выйти на 20 рублей за дорогу в аэропорт, то есть гарантированно вдвое дешевле, чем такси, — отмечает мужчина.
В аэропорту нельзя фотографировать, но можно прийти сюда со своим стартапом и так запросто начать работу?
— Нам повезло, в который раз уже! Из аэропорта как раз ушла одна из служб такси, которая здесь работала, и образовался вакуум — никто не пришел на ее место. А я как раз провел экстраполяцию данных. Изучил Норильск: население, число рейсов в аэропорт, число пассажиров. Сравнил данные по Минску. Я был уверен, что все должно сработать. С этим я просто позвонил в приемную аэропорта: так и так, хочу прийти и сделать презентацию, планирую открыть такси. Мне отвечают: ну приходите, поговорим, — Георгий божится, что все так и было.
В результате спустя три месяца Shuttle Bus запустился.
— В аэропорту нам дали зеленый свет, предоставили льготные, даже очень льготные условия — только работай. Мы со своими оборотами вряд ли кому-то там особо интересны, но сервис для людей — это они были готовы поддержать. Теперь ситуация кризисная, полетов нет особо, но нам сохраняют все льготы, что и год назад. Тут аэропорту респект, — кивает собеседник.
При этом своего автопарка у сервиса нет. Попробовали как-то, но быстро отказались от этой идеи.
— Мы нашли надежного перевозчика с хорошими машинами и все отдали ему на аутсорс. Теперь он занимается всем: диспетчерской, распределением, развозом. Мы софтовая компания и поддерживаем свою программу, нам эти машины, гараж, обслуживание — как инородное тело в организме. Это в 90-х казалось, что все нужно делать самому, чтобы быть крутым. Сейчас взгляды изменились. Один в поле совсем не воин, иначе в неделе должно быть дней 100 минимум и работать придется за бесплатно. Смысл в том, чтобы найти партнера: успешного, который тоже видит перспективу, который тебя усилит. Чтобы занять нишу, нужна команда единомышленников, которые готовы терпеть до того момента, когда все заработает. Без объединений, в одиночку ничего сделать невозможно, — считает Георгий.
Мужчина не скрывает, что пока проект особой прибыли не приносит.
— С другой стороны, все процессы автоматизированы, руками мы ничего не делаем. Ведется работа с туристическими агентствами. Они, продавая тур, имеют возможность подарить человеку трансфер в аэропорт. Удобно же? Такси не подаришь, а нашу услугу — запросто. Написали в «Белавиа», предложили устроить для них презентацию. У них ведь все есть, а трансфера нет. Появится на сайте галочка «Включить трансфер до аэропорта» — будет круто. Пока у нас 10—12 броней в день. Если все грамотно делать, то за 2—3 года мы выйдем на плато в 30—40 броней — это уже будет нормально, — делится планами собеседник.
— Чтобы жизнь наладилась, нужно, чтобы полетели самолеты?
— Даже если не полетят, мы потерпим. Лично я готов ждать хоть 5 лет, хоть 10. Пока мы вплотную занялись SEO, работаем над узнаваемостью.
— С чего же получать прибыль в это время?
— Много разных проектов, идей. Есть задумка организации корпоративного такси с одним из крупных отелей в столице. У нас есть клиенты и белорусские, и российские — перевозчики, маршрутные такси. Один из крупных заказчиков начал реализацию с нами большого проекта с полной автоматизацией своего предприятия, включая обслуживание автопарка, использование автомобилей в разных сферах, мониторинг — абсолютно все. Это то, чем мы занимаемся. К нам приходит человек, который бы хотел автоматизировать свой бизнес, а мы все настраиваем, и в итоге все работает. Если говорить о глобальной цели, то мы хотим стать незаменимым софтом для предприятий. Не отдельной программой для автоматизации ремонта, осмотра автомобилей или чего-то еще, а всем вместе, совмещать все задачи.
Удивительно, но под началом Георгия работают всего три человека.
— Можно нанять и больше, но нам нужен не объем, а работоспособный продукт. Девять женщин одного ребенка не сделают — тут такая же логика. Мы дорожим теми людьми, которые изначально были в нашем проекте, — поясняет мужчина.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by