31 072
20 июня 2022 в 8:00
Источник: Михаил

Как вам такая альтернатива Турции? Автомаршрут по странам Балтии

Источник: Михаил
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Этой публикацией мы начинаем цикл читательских рассказов об автомобильных путешествиях. Не имеет значения, куда вы добрались на своей или арендованной машине — на мыс Рока в Португалии или в Которскую бухту Черногории, а может, совершили «кругосветку» по Беларуси. Если хотите поделиться впечатлениями, эта рубрика — для ваших историй. Дальняя дорога — почти всегда приключение. Интересные места, общение с местными, поломки в пути, встречи и открытия… Рассказывать можно много о чем. Начинаем с истории Михаила, который в 2019 году вместе с семьей накрутил сотни километров по балтийскому побережью.


Раньше у меня был старенький Opel. Я его любил, даже не знаю за что, но дальше Бреста ездить на нем не рисковал. Осенью 2018-го в семье появилась новая машина. А уже следующей весной мы начали планировать свой двухнедельный отпуск. Вообще, обычно мы выбираем между морем и дачей/деревней. Но тогда, пересев на комфортный кроссовер, захотели кинуть в багажник чемоданы и отправиться в настоящий автотрип. Для первой поездки по Европе мы выбрали что поближе — страны Балтии: 13 дней, три страны, почти 2000 километров в пути. Мы — это семья с двумя детьми. Стоит ли повторять наш маршрут? Почитайте и решайте сами.

План был такой: выспаться, намотать пару сотен километров на великах по сосновым лесам, наплаваться в Балтийском море, распробовать цепеллины. За одну поездку собирались посмотреть три курорта: Палангу, Юрмалу и Пярну (последний — эстонский — не слишком известен белорусам). По ходу внесли корректировку: недешевую Юрмалу заменили на тихую усадьбу в красивом месте. А на обратной дороге в качестве места для передышки выбрали комплекс отдыха где-то в литовской глуши.

Вот наш маршрут:

Для водителя со стажем маршрут несложный. Получается, самый длинный переезд — это Минск — Паланга. 510 километров — около шести часов за рулем, не считая времени на прохождение границы.

Все остальные пункты расположены так, что переезды занимают от трех с половиной до четырех с половиной часов.

Минск — Вильнюс — Паланга

Итак, утром выезжаем из Минска и обедаем в вильнюсской IKEA. В городе долго не задерживаемся: бывали здесь раньше и не раз, а если и надо что-то купить, заглянем в Akropolis на обратном пути. Остается 330 километров до Паланги — это три с половиной часа по хорошей трассе, на большей части которой можно притопить до 130 км/ч. К вечеру мы уже на море!

Нашим домом на шесть дней стала двушка со свежим ремонтом в километре от пляжа. Обошлась она в €240. То, что отдых выйдет не самым бюджетным, стало понятно, как только мы открыли Booking.com и стали перебирать варианты на наши даты. Искали квартиры только с высоким баллом (в районе 9).

Какие первые впечатления о Паланге?

  • Прохладно и ветрено. За счет близости моря температура здесь на пару градусов ниже, чем в Вильнюсе.
  • Чисто и аккуратно. Городок живет за счет туристов и стараниями местных жителей доведен до открыточного вида. Причем многие деревянные усадьбы частного сектора сохраняют свой традиционный облик и лишены признаков безвкусного «евроремонта».
  • Велосипеды повсюду. Это, похоже, главный транспорт курорта, и для него все продумано до мелочей: разметка, знаки, заниженные бордюры. На многих центральных улицах велодорожки выделены на проезжей части, а не на тротуаре.
  • Электроскутеры. Их много, они с одинаково высокой скоростью гоняют по дорогам и тротуарам. Слегка напрягают.
  • Море. Вода в середине июня уже более-менее, окунуться можно. Но вот ветер…
  • Беззаботно-расслабленная атмосфера. Не город, а разросшийся санаторий.

Из-за ветра пляжный отдых не задался. Альтернативой ему стали прогулки. Вдоль берега моря проложены километры деревянных настилов. Дорожки петляют меж сосен и песчаных дюн, шумит море. И, что даже как-то непривычно, никаких комаров. Идеальный променад.

Ну и, конечно же, велики. Лесные дорожки простираются вдоль моря на десятки километров в обоих направлениях. Можно доехать хоть до самой Клайпеды. Я не знаю, что в Паланге может быть лучше, чем прокатиться по лесу, вдыхая полной грудью хвойно-морской воздух. Особое удовольствие — уехать чуть подальше от города, найти тропу к морю и безлюдный пляж, снять кеды и ходить-бродить по колено в холодной воде. А затем сидеть среди дюн и ловить лучи заходящего солнца.

Велосипеды мы брали на какой-то гаражной сервисной станции недалеко от дома, где они оказались раза в два-три дешевле, чем возле моря. Выгоднее арендовать их сразу на несколько дней.

Что еще делать в Паланге? Гулять по несмолкающей «пешеходке», слушать на закате саксофониста у пирса, отдыхать у светомузыкального фонтана (детям очень зашло). Загляните в ботанический парк с дворцом Тышкевичей — красивейшее место. Здешние пруды буквально кишат рыбой. Стоит бросить крошку, как в воде замелькают золотистые спины карасей.

Обедали мы в кафе, что посоветовал владелец апартаментов, где комплексный обед с большими порциями стоил в районе €6 на человека (в центре — до €15). Завтракали и ужинали дома. В день на еду уходило порядка €30—35 на четверых.

Паланга — радиотелескоп в Ирбене — мыс Колка

В Латвии мы запланировали провести только одну ночь. Вместо Юрмалы, которая поначалу казалась самым очевидным вариантом, выбрали мыс Колка — латвийский край земли, где встречаются и бьются друг о друга воды Балтийского моря и Рижского залива. Представляете карту Латвии? Ее северо-западная часть похожа на рог носорога — мы направлялись в самую крайнюю его точку.

Но сначала была остановка в Ирбене — довольно жутком местечке. Во времена СССР здесь был засекреченный военный городок на 2000 человек с центром радиоэлектронной разведки. Большинство зданий уже снесли, остались лишь несколько разграбленных пятиэтажек и горы строительного хлама повсюду. А чуть дальше, над макушками сосен, возвышается это.

Громадная «тарелка» радиотелескопа. Поговаривают, во времена холодной войны с помощью этой штуки ловили телефонные разговоры Госдепа США и контролировали переговоры базы подводных лодок в Норвегии.

После распада СССР и ухода российских войск латыши рассмотрели в бывшем военном объекте научный потенциал. «Тарелку» отремонтировали, и с тех пор она «слушает» далекий космос. Ну и заодно служит фоном для селфи туристов.

Если захотите узнать чуть больше об истории этого места, можно записаться на экскурсию. В местном музее вам покажут оставшееся от военной части оборудование и проведут по 600-метровому подземному тоннелю, соединяющему бывший центр управления с главным радиотелескопом.

Прибыв на мыс, мы остановились в одной из немногочисленных усадеб и пошли смотреть на этот самый край земли. Берега со стороны Рижского залива и Балтийского моря сильно различаются. Со стороны залива — узкая песчаная полоса, к которой вплотную подступает лес. Здесь много живописно поваленных деревьев, служащих своеобразными волнорезами.

Другой берег, омываемый Балтийским морем, — с широким песчаным пляжем и дюнами. Ветер точит из песка причудливые пирамидки. Сколько бывал на южных морях, никогда таких не видел.

На стыке берегов, перехлестываясь волнами, море встречается с заливом. Вот как это выглядит:

Колка хороша, но больше двух часов делать здесь нечего. Ночуем в усадьбе, утром угощаемся морковными блинчиками, испеченными хозяйкой, и двигаем дальше на север, в Эстонию.

Мыс Колка — Пярну

Итак, Пярну. Стоит ли проделывать путь в 600 километров от Паланги, чтобы оказаться на еще одном балтийском курорте? Мы решили, что да. Городки, на самом деле, разные. Паланга — такая скорее расслабленно-пенсионерская. Пярну кажется чуть более бодрым и драйвовым. Веселых молодых компаний, гуляющих от бара к бару, тут однозначно больше.

Чем еще хорош Пярну?

Здесь чудесная старинная застройка: деревянные и каменные особняки, пряничные домики, пешеходный центр. Местами в историческую среду вкрапляется что-то новое, но выглядит это гармонично и уместно.

Пляж — еще шире, чем в Паланге. А море спокойное и очень мелкое, за счет чего вода хорошо прогревается. Нам даже удалось позагорать и покупаться.

В центре — красивый парк и много современных площадок для детей.

На фото ниже — туристическая тропа на сваях, проложенная над прибрежными заливными лугами — 600 метров удовольствия.

Велодорожек хватает. За пару дней мы объездили город вдоль и поперек.

Один из дней провели в местном аквапарке. Рекомендую. Особенно понравилась порожистая «горная река» (в Минске такого аттракциона, к сожалению, нет).

Пару слов про уровень цен. Съемное жилье в эстонском Пярну дороже, чем в Литве (отдали те же €240, только не за шесть дней, а за четыре). Дешевых кафе с обедами не нашли, потому готовили в основном дома. А вообще, захотите поужинать в Старом городе — рассчитывайте на €30—50 на двоих.

Пярну — Андронишкис — Минск

Обратный путь неблизок. По пути делаем привал в литовском Андронишкисе. Просто какой-то дом отдыха посреди глуши с ухоженной территорией. Кроме нас и администратора, в гостинице не было ни одной живой души. Хорошо выспавшись, полные сил, совершаем последний рывок по маршруту Вильнюс — граница — Минск.

Что же вышло по деньгам за 13 дней?

  • Жилье — €610.
  • Еда — €450.
  • Бензин — €128.
  • Прокат велосипедов — €110.
  • Аквапарк — €52.
  • Зеленая карта — €30.

Итого — €1380. Недешево. Зато впечатлений побольше, чем если бы выбрали пакетный отдых в Турции. Да и за Турцию пришлось бы выложить совсем другие деньги. Теперь дети знают, что такое дюны, и до сих пор вспоминают наши покатушки в Паланге, песчаные пирамидки на пляже в Колке и «горную реку» в Пярну.

А сколько бы стоил такой отдых сегодня? Если привязываться к тем же адресам, где-то в районе $1600.

Ощутимо вырос в цене бензин (€2,03 за литр 95-го против €1,17 в 2019-м). А владельцы апартаментов как будто пытаются наверстать упущенную за время коронавирусного локдауна прибыль.


Хотите рассказать о своем автопутешествии? Присылайте свои истории на ga@onliner.by. Не забудьте отметить на карте маршрут и подсчитать, в какую сумму обошлась поездка.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 98 (750 кг), евроэтикетка: C/C/70 дБ
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by