27 107
20 июня 2022 в 8:00
Источник: Михаил

Как вам такая альтернатива Турции? Автомаршрут по странам Балтии

Этой публикацией мы начинаем цикл читательских рассказов об автомобильных путешествиях. Не имеет значения, куда вы добрались на своей или арендованной машине — на мыс Рока в Португалии или в Которскую бухту Черногории, а может, совершили «кругосветку» по Беларуси. Если хотите поделиться впечатлениями, эта рубрика — для ваших историй. Дальняя дорога — почти всегда приключение. Интересные места, общение с местными, поломки в пути, встречи и открытия… Рассказывать можно много о чем. Начинаем с истории Михаила, который в 2019 году вместе с семьей накрутил сотни километров по балтийскому побережью.


Раньше у меня был старенький Opel. Я его любил, даже не знаю за что, но дальше Бреста ездить на нем не рисковал. Осенью 2018-го в семье появилась новая машина. А уже следующей весной мы начали планировать свой двухнедельный отпуск. Вообще, обычно мы выбираем между морем и дачей/деревней. Но тогда, пересев на комфортный кроссовер, захотели кинуть в багажник чемоданы и отправиться в настоящий автотрип. Для первой поездки по Европе мы выбрали что поближе — страны Балтии: 13 дней, три страны, почти 2000 километров в пути. Мы — это семья с двумя детьми. Стоит ли повторять наш маршрут? Почитайте и решайте сами.

План был такой: выспаться, намотать пару сотен километров на великах по сосновым лесам, наплаваться в Балтийском море, распробовать цепеллины. За одну поездку собирались посмотреть три курорта: Палангу, Юрмалу и Пярну (последний — эстонский — не слишком известен белорусам). По ходу внесли корректировку: недешевую Юрмалу заменили на тихую усадьбу в красивом месте. А на обратной дороге в качестве места для передышки выбрали комплекс отдыха где-то в литовской глуши.

Вот наш маршрут:

Для водителя со стажем маршрут несложный. Получается, самый длинный переезд — это Минск — Паланга. 510 километров — около шести часов за рулем, не считая времени на прохождение границы.

Все остальные пункты расположены так, что переезды занимают от трех с половиной до четырех с половиной часов.

Минск — Вильнюс — Паланга

Итак, утром выезжаем из Минска и обедаем в вильнюсской IKEA. В городе долго не задерживаемся: бывали здесь раньше и не раз, а если и надо что-то купить, заглянем в Akropolis на обратном пути. Остается 330 километров до Паланги — это три с половиной часа по хорошей трассе, на большей части которой можно притопить до 130 км/ч. К вечеру мы уже на море!

Нашим домом на шесть дней стала двушка со свежим ремонтом в километре от пляжа. Обошлась она в €240. То, что отдых выйдет не самым бюджетным, стало понятно, как только мы открыли Booking.com и стали перебирать варианты на наши даты. Искали квартиры только с высоким баллом (в районе 9).

Какие первые впечатления о Паланге?

  • Прохладно и ветрено. За счет близости моря температура здесь на пару градусов ниже, чем в Вильнюсе.
  • Чисто и аккуратно. Городок живет за счет туристов и стараниями местных жителей доведен до открыточного вида. Причем многие деревянные усадьбы частного сектора сохраняют свой традиционный облик и лишены признаков безвкусного «евроремонта».
  • Велосипеды повсюду. Это, похоже, главный транспорт курорта, и для него все продумано до мелочей: разметка, знаки, заниженные бордюры. На многих центральных улицах велодорожки выделены на проезжей части, а не на тротуаре.
  • Электроскутеры. Их много, они с одинаково высокой скоростью гоняют по дорогам и тротуарам. Слегка напрягают.
  • Море. Вода в середине июня уже более-менее, окунуться можно. Но вот ветер…
  • Беззаботно-расслабленная атмосфера. Не город, а разросшийся санаторий.

Из-за ветра пляжный отдых не задался. Альтернативой ему стали прогулки. Вдоль берега моря проложены километры деревянных настилов. Дорожки петляют меж сосен и песчаных дюн, шумит море. И, что даже как-то непривычно, никаких комаров. Идеальный променад.

Ну и, конечно же, велики. Лесные дорожки простираются вдоль моря на десятки километров в обоих направлениях. Можно доехать хоть до самой Клайпеды. Я не знаю, что в Паланге может быть лучше, чем прокатиться по лесу, вдыхая полной грудью хвойно-морской воздух. Особое удовольствие — уехать чуть подальше от города, найти тропу к морю и безлюдный пляж, снять кеды и ходить-бродить по колено в холодной воде. А затем сидеть среди дюн и ловить лучи заходящего солнца.

Велосипеды мы брали на какой-то гаражной сервисной станции недалеко от дома, где они оказались раза в два-три дешевле, чем возле моря. Выгоднее арендовать их сразу на несколько дней.

Что еще делать в Паланге? Гулять по несмолкающей «пешеходке», слушать на закате саксофониста у пирса, отдыхать у светомузыкального фонтана (детям очень зашло). Загляните в ботанический парк с дворцом Тышкевичей — красивейшее место. Здешние пруды буквально кишат рыбой. Стоит бросить крошку, как в воде замелькают золотистые спины карасей.

Обедали мы в кафе, что посоветовал владелец апартаментов, где комплексный обед с большими порциями стоил в районе €6 на человека (в центре — до €15). Завтраки и обеды готовили сами. В день на еду уходило порядка €30—35 на четверых.

Паланга — радиотелескоп в Ирбене — мыс Колка

В Латвии мы запланировали провести только одну ночь. Вместо Юрмалы, которая поначалу казалась самым очевидным вариантом, выбрали мыс Колка — латвийский край земли, где встречаются и бьются друг о друга воды Балтийского моря и Рижского залива. Представляете карту Латвии? Ее северо-западная часть похожа на заостренный рог — мы направлялись в самую крайнюю его точку.

Но сначала была остановка в Ирбене — довольно жутком местечке. Во времена СССР здесь был засекреченный военный городок на 2000 человек с центром радиоэлектронной разведки. Большинство зданий уже снесли, остались лишь несколько разграбленных пятиэтажек и горы строительного хлама повсюду. А чуть дальше, над макушками сосен, возвышается это — громадная «тарелка» радиотелескопа. Поговаривают, во времена холодной войны с помощью этой штуки ловили телефонные разговоры Госдепа США и контролировали переговоры базы подводных лодок в Норвегии.

После распада СССР и ухода российских войск латыши рассмотрели в бывшем военном объекте научный потенциал. «Тарелку» отремонтировали, и с тех пор она «слушает» далекий космос. Ну и заодно служит фоном для селфи туристов.

Если захотите узнать чуть больше об истории этого места, можно записаться на экскурсию. В местном музее вам покажут оставшееся от военной части оборудование и проведут по 600-метровому подземному тоннелю, соединяющему бывший центр управления с главным радиотелескопом.

Прибыв на мыс, мы остановились в одной из немногочисленных усадеб и пошли смотреть на этот самый край земли. Берега со стороны Рижского залива и Балтийского моря сильно различаются. Со стороны залива — узкая песчаная полоса, к которой вплотную подступает лес. Здесь много живописно поваленных деревьев, служащих своеобразными волнорезами.

Другой берег, омываемый Балтийским морем, — с широким песчаным пляжем и дюнами. Ветер точит из песка причудливые пирамидки. Сколько бывал на южных морях, никогда таких не видел.

На стыке берегов, перехлестываясь волнами, море встречается с заливом. Вот как это выглядит:

Колка хороша, но больше двух часов делать здесь нечего. Ночуем в усадьбе, утром угощаемся морковными блинчиками, испеченными хозяйкой, и двигаем дальше на север, в Эстонию.

Мыс Колка — Пярну

Итак, Пярну. Стоит ли проделывать путь в 600 километров от Паланги, чтобы оказаться на еще одном балтийском курорте? Мы решили, что да. Городки, на самом деле, разные. Паланга — такая скорее расслабленно-пенсионерская. Пярну кажется чуть более бодрым и драйвовым. Веселых молодых компаний, гуляющих от бара к бару, тут однозначно больше.

Чем еще хорош Пярну?

Здесь чудесная старинная застройка: деревянные и каменные особняки, пряничные домики, пешеходный центр. Местами в историческую среду вкрапляется что-то новое, но выглядит это гармонично и уместно.

Пляж — еще шире, чем в Паланге. А море спокойное и очень мелкое, за счет чего вода хорошо прогревается. Нам даже удалось позагорать и покупаться.

В центре — красивый парк и много современных площадок для детей.

На фото ниже — туристическая тропа на сваях, проложенная над прибрежными заливными лугами — 600 метров удовольствия.

Велодорожек хватает. За пару дней мы объездили город вдоль и поперек.

Один из дней провели в местном аквапарке. Рекомендую. Особенно понравилась порожистая «горная река» (в Минске такого аттракциона, к сожалению, нет).

Пару слов про уровень цен. Съемное жилье в эстонском Пярну дороже, чем в Литве (отдали те же €240, только не за шесть дней, а за четыре). Дешевых кафе с обедами не нашли, потому готовили в основном дома. А вообще, захотите поужинать в Старом городе — рассчитывайте на €30—50 на двоих.

Пярну — Андронишкис — Минск

Обратный путь неблизок. По пути делаем привал в литовском Андронишкисе. Просто какой-то дом отдыха посреди глуши с ухоженной территорией. Кроме нас и администратора, в гостинице не было ни одной живой души. Хорошо выспавшись, полные сил, совершаем последний рывок по маршруту Вильнюс — граница — Минск.

Что же вышло по деньгам за 13 дней?

  • Жилье — €610.
  • Еда — €450.
  • Бензин — €128.
  • Прокат велосипедов — €110.
  • Аквапарк — €52.
  • Зеленая карта — €30.

Итого — €1380. Недешево. Зато впечатлений побольше, чем если бы выбрали пакетный отдых в Турции. Да и за Турцию пришлось бы выложить совсем другие деньги. Теперь дети знают, что такое дюны, и до сих пор вспоминают наши покатушки в Паланге, песчаные пирамидки на пляже в Колке и «горную реку» в Пярну.

А сколько бы стоил такой отдых сегодня? Если привязываться к тем же адресам, где-то в районе $1600.

Ощутимо вырос в цене бензин (€2,03 за литр 95-го против €1,17 в 2019-м). А владельцы апартаментов как будто пытаются наверстать упущенную за время коронавирусного локдауна прибыль.


Хотите рассказать о своем автопутешествии? Присылайте свои истории на ga@onliner.by. Не забудьте отметить на карте маршрут и подсчитать, в какую сумму обошлась поездка.

синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B4; BMW Longlife-01; GM-LL-B-025; MB 226.5; MB 229.3; Porsche A40; PSA B71 2296; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 5 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B3; ACEA A3/B4; BMW Longlife-01; Fiat 9.55535-N2; Fiat 9.55535-Z2; GM-LL-B-025; MB 226.5; MB 229.5; Porsche A40; PSA B71 2296; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B4; BMW Longlife-01; Fiat 9.55535-M2; GM-LL-B-025; MB 226.5; MB 229.3; Porsche A40; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 5 л

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by

Источник: Михаил