Великобритания — это самая успешная страна в автоспорте, родина большинства команд и чемпионов «Формулы-1». Десять победителей чемпионата — родом из этого островного государства, но одного из них следует выделить особо. В ожидании организованных VOKA трансляций заездов свежего 73-го сезона вспоминаем о своенравном, добродушном и бесстрашном Найджеле Мэнселле. Примерный семьянин, но упрямый боец на трассе — не зря за этим колоритным усачом закрепилось прозвище Британский Лев. Мэнселл с детства привык к трудным временам, а в автогонках судьба постоянно испытывала его на прочность: захватывающая карьера британца — это словно бег с препятствиями.
Родившийся 8 августа 1953 года в английском городке Аптон-он-Северн Найджел довольно поздно придет в большой автоспорт, успев поработать инженером и жениться в 1975 году. В 1976-м он дебютирует в британской Formula Ford, а на следующий год станет ее чемпионом — и это несмотря на перелом шейных позвонков на одном из этапов, после чего ему прочили конец гоночной карьеры!
Мэнселл был из небогатой семьи, и чтобы оплатить участие в Formula 3, ему и его жене Розанне пришлось продать практически все имущество. Как оказалось, оно того стоило, ведь иначе на гонщика так и не обратил бы внимание сам Колин Чепмен.
Протеже основателя Lotus произвел сильное впечатление на первых тестах в «Формуле-1», которые прошли в 1979 году. Летом следующего года Найджел дебютирует в «Королевских гонках» — на трассе Остеррайхринг (сейчас Red Bull Ring) в Австрии, где он сел за руль третьего Lotus, за который также выступали Марио Андретти и Элио де Анджелис.
Мэнселл был невероятно талантливым и напористым, но вместе с тем и лихим гонщиком. Его не всегда отличала собранность на трассе, он обычно жестко укрощал машину — болид скользил или уходил с траектории. Кроме того, англичанин хоть и был физически очень силен, выносливость не была его сильной стороной, а тренировки и строгая диета гонщика особо не волновали.
Насколько важна была физическая подготовка для гонщиков уже в те времена, наглядно продемонстрировал прошедший в июле 1984 года Гран-при Далласа — одна из самых жарких (в буквальном смысле) гонок в истории «Формулы-1». В болиде Найджела закончилось топливо, под палящим солнцем он начинает толкать машину до финишной черты в надежде сохранить шестое место и одно очко (и в итоге ему это удается!), но в изнеможении падает на асфальт. В той гонке Мэнселл впервые стартовал с первого места и лидировал большую часть дистанции.
В Lotus Найджел продемонстрировал, что у него есть упорство и скорость, тем не менее о борьбе в первых рядах речи не шло.
И только с переходом в Williams в 1985 году Мэнселл с 72-й попытки становится победителем Гран-при — ждать первого триумфа пришлось пять лет. После победы на Гран-при Европы на трассе Брэндс-Хэтч «Биг Найдж» испытал облегчение — прессинг стал меньше, прибавилось уверенности в собственных силах, а статус крепкого середняка чемпионата его уже не устраивал. Воодушевленный первым успехом, Найджел выигрывает следующую гонку в Южной Африке, предпоследний этап сезона 1985 года.
В 1986-м за рулем Williams FW11 с двигателем Honda Мэнселл, казалось бы, уверенно мчался к чемпионскому званию, но на последнем этапе в Австралии на скорости 320 км/ч у его болида, выработав ресурс, взорвалась задняя покрышка. Та гонка стала одной из самых драматичных страниц в биографии Найджела — он сошел, а победа в Аделаиде досталась Алену Просту на McLaren, который выиграл чемпионат второй раз подряд.
В 1987 году Мэнселл снова лишь второй в личном зачете — в борьбе за титул он уступил напарнику по Williams Нельсону Пике. С ним он провел эпичную дуэль в Сильверстоуне, и родные стены тогда помогли Найджелу взять верх над бразильцем к безудержному ликованию 100 тысяч местных болельщиков, в лексиконе которых появляется новое слово — Mansellmania.
Тот сезон запомнился также столкновением британца с Айртоном Сенной в борьбе за лидерство на первом круге Гран-при Бельгии, но самое интересное произошло за пределами трассы. С соперниками «Биг Найдж» не раз ввязывался в бурные споры или потасовки, вот и в этот раз последовал конфликт с рукоприкладством, ведь Мэнселл был настолько взбешен маневром Сенны, что пришлось даже вмешаться механикам. «Когда этот парень хватает вас за горло, не думаю, что он пришел извиняться», — вспоминал бразилец. Позже сражения Мэнселла и Сенны на трассе станут классикой «Формулы-1» — гонщики вели острую борьбу колесо в колесо на высоких скоростях. Как, например, на Гран-при Испании в 1991 году — Найджел стал первым победителем гонки на новом автодроме в Барселоне.
«Мне выпала честь соперничать с такими гонщиками, как Ники Лауда, Алан Джонс, Нельсон Пике, Ален Прост, Жиль Вильнев, Карлос Ройтеман и Жак Лаффит, но я должен сказать, что Сенна был лучшим. Он лишил меня множества побед и много раз выдавливал меня с трассы. Он был самым сильным и жестким соперником», — сказал британец в одном из интервью.
Надеясь на конкурентоспособную технику и гарантировав себе большую зарплату, в 1989 году Мэнселл присоединяется к коллективу Ferrari — он стал последним пилотом, которого в команду выбрал лично Энцо Феррари. Тифози полюбили Льва (собственно, итальянцы и придумали ему прозвище Il Leone), но переход в Скудерию так и не принес британцу титула. Хотя на некоторых этапах Найджел подарил болельщикам множество ярких моментов — так, Гран-при Венгрии 1989 года считается одной из самых лучших гонок в карьере британца. Мэнселл тогда стартовал 12-м и в итоге пробился на первое место, обогнав Сенну.
В 1990 году в Сильверстоуне Il Leone неожиданно объявил о намерении завершить карьеру по окончании сезона, в котором его затмил новый товарищ по команде — Ален Прост, ужиться с которым «Биг Найдж» так и не смог. Болельщики запаниковали. «Я получил 10 тысяч писем. 9999 фанатов просили меня продолжить выступления в гонках, а 10-тысячный пожелал мне удачи в жизни», — вспоминал позже британец. К невероятной радости болельщиков, он остался.
В 1991 году, после двух не слишком удачных сезонов в составе Ferrari, Найджел возвращается в Williams — созданный в Гроуве болид в то время был одним из лучших. Одержав пять побед в сезоне, «Биг Найдж» уступает по итогам чемпионата только Сенне, который выиграл свой третий титул. В последней гонке сезона Мэнселл попадает в аварию и получает переломы пальцев ступни левой ноги. Но гонщик отказывается от операции, чтобы не тратить время на восстановление.
В 1992 году «Биг Найджу», несмотря на травмированную ногу и боль (пилотировал он в специальной обуви с карбоновой вставкой), наконец удается провести по-настоящему блестящий сезон в доминирующем стиле. Уже в самом его начале стало ясно, что тягаться по скорости с Williams FW14B с активной подвеской бесполезно — в том году Мэнселл выигрывал гонку за гонкой и бил один рекорд за другим (9 побед и 14 поул-позиций). В середине августа на Гран-при Венгрии, за пять гонок до конца сезона, Найджел досрочно завоевывает чемпионский титул — столь важный и долгожданный. Тогда ему только исполнилось 39 лет, и сейчас в рейтинге самых возрастных чемпионов «Формулы-1» Мэнселл занимает пятую строчку. Старше Британского Льва только Хуан-Мануэль Фанхио, Джузеппе Фарина, Джэк Брэбэм и Грэм Хилл.
В 1993-м защитить титул у британца не вышло — в следующем сезоне босс команды Фрэнк Уильямс сделал ставку на Проста, на чем настаивала и компания Renault, поставлявшая британскому коллективу двигатели. Да и желания снова становиться напарником титулованного француза после года совместного выступления в Ferrari у Мэнселла тоже не было.
Устав от подковерной борьбы в Williams, британец подписывает контракт с командой Newmann Haas Racing, выступавшей в американской серии CART. За океаном Найджел провел два сезона и в первом же из них оформил титул чемпиона — то есть на следующий год после своего триумфа в «Формуле-1», что не удавалось больше ни одному из гонщиков. Мэнселл стал знаменит по обе стороны Атлантики.
В 1994 году после трагической гибели Айртона Сенны на Гран-при Сан-Марино британец снова появляется в кокпите Williams, хотя и всего в четырех гонках — в команде рассчитывали, что Мэнселл поможет Деймону Хиллу, который боролся за титул с Михаэлем Шумахером. «Биг Найдж» смог победить в финале сезона 1994 года в Аделаиде благодаря столкновению Хилла и Шумахера — Williams упустила титул в личном зачете, но все же взяла Кубок конструкторов. Для Британского Льва это была последняя победа, которую он одержал в 41 год (повторить такое в современной «Формуле-1» уже не представляется возможным — времена изменились). На тот момент в списке победителей Гран-при среди британцев Мэнселл значился первым, по числу триумфов уступая только Просту и Сенне.
На 1995 год Williams решает сохранить в составе Деймона Хилла и Дэвида Култхарда, но Найджел все еще надеялся остаться в «Формуле-1». И ему поступило довольно заманчивое предложение от McLaren — команда Рона Денниса как раз перешла на моторы Mercedes. Однако перед стартом сезона неожиданно выяснилось, что и без того габаритный британец изрядно раздобрел и попросту не помещался в кокпите MP4/10. Мэнселлу пришлось пропустить два первых этапа, пока команда готовила для него новую версию шасси.
Очередное возвращение «Биг Найджа» состоялось на Гран-при Сан-Марино, но прокол не позволил ему финишировать в очках. На следующем этапе, в испанской Барселоне, британец проехал несколько кругов и сошел с дистанции — после двух блеклых гонок с McLaren Мэнселл навсегда покинет «Формулу-1».
За все время Найджел принял участие в 187 Гран-при, одержал 31 победу, завоевал 32 поул-позиции, показал 30 быстрейших кругов и 59 раз поднимался на подиум. Также в его активе три звания вице-чемпиона.
После завершения карьеры в «Формуле-1» Мэнселл в течение долгого времени продолжал участвовать в гонках. В 2010 году, например, вместе со своими сыновьями Грегом и Лео ветеран вышел на старт знаменитого марафона «24 часа Ле-Мана». Увы, из-за аварии семейное трио прекратило борьбу в самом начале гонки.
А на недавно прошедшем Фестивале скорости в Гудвуде (о нем читайте в одном из наших ближайших материалов) Британский Лев отметил 30-летие своего главного достижения, приветствуя публику на том самом чемпионском Williams FW14B.
Прошедший в минувший уик-энд Гран-при Великобритании в Сильверстоуне открыл серию европейских этапов сезона, которая закончится 11 сентября в итальянской Монце. Богатая на события гонка стала, пожалуй, одной из лучших за всю историю британского Гран-при и, безусловно, украшением нынешнего сезона.
В субботу дождь не помешал испанскому гонщику Ferrari Карлосу Сайнсу впервые выиграть квалификацию. Вторым стартовал Макс Ферстаппен из Red Bull, третьим — Шарль Леклер, напарник Сайнса по команде. С первым поулом Карлоса поспешил поздравить... да, сам Найджел Мэнселл — герой сегодняшней публикации! Британец и в 68 лет бодр и полон сил. Похоже, что его крепкое рукопожатие передало Карлосу тот необходимый «заряд энергии», которого на следующий день хватило на дебютную для испанца победу в сезоне и карьере.
Победа Сайнса, на последних кругах боровшегося за лидерство с напарником, позволила ему подняться на четвертую строчку в личном зачете (127 очков). Вторым на финише гонки был Серхио Перес на Red Bull, а Леклер из-за консервативной стратегии Ferrari финишировал только четвертым. Льюис Хэмилтон продемонстрировал перед домашней публикой боевой настрой, боролся в первых рядах, но в итоге приехал третьим — неплохой результат, учитывая нынешнюю форму болида Mercedes.
А вот Максу в Сильверстоуне не повезло — на 12-м круге его машина внезапно потеряла скорость. Как выяснилось позже, под днищем его болида застрял обломок антикрыла с AlphaTauri Юки Цуноды. Впервые в сезоне голландец финишировал за пределами первой тройки, заработав за седьмое место 6 очков. После гонки в Великобритании преимущество Ферстаппена над своим напарником и Леклером несколько сократилось, но все еще велико — у него 181 очко против 147 у Серхио Переса и 138 у пилота Ferrari. Интрига сохранена, но надолго ли?
А еще британский этап запомнился жуткой аварией китайского гонщика Гуаньюя Чжоу. В первые секунды после старта его Alpha Romeo перевернулась и долго скользила по асфальту, пока не оказалась между барьерами и защитной сеткой. Чжоу фактически спасла система защиты головы Halo из титана — гонщик не пострадал и допущен к следующей гонке.
Теперь болельщики с нетерпением ждут старта 11-го этапа сезона — Гран-при Австрии, который пройдет на домашней трассе Red Bull в Шпильберге, где чемпионат преодолеет свой экватор. Гонки в Австрии всегда интересные — и не забываем, что в этот раз Гран-при пройдет с субботней спринтерской гонкой.
VOKA — это видеосервис для жадных до всего интересного: все онлайн-кинотеатры и ТВ-каналы в одной подписке «Все включено». Теперь VOKA активно развивается и в спортивном контенте: благодаря партнерству с Setanta Sports, крупнейшим игроком на рынке прав на спортивные трансляции в СНГ, фанаты имеют возможность посмотреть любую прямую трансляцию любимого вида спорта в отличном качестве на любом устройстве — от смартфона до SMART TV.
И все это в рамках подписки «Все включено» доступно к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Трансляцию гонок «Формулы-1» можно смотреть на VOKA.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by