37 177
23 июля 2022 в 8:00
Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники
Спецпроект

Погиб, не став чемпионом: легенда Жиля Вильнева, канадского героя Ф1

Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники

Этого невысокого и застенчивого канадского паренька ставят в один ряд с легендарными гонщиками «Формулы-1» — в каждой гонке он атаковал на пределе и рисковал, снискав любовь и популярность у болельщиков и уважение среди соперников. В ожидании организованных VOKA трансляций заездов свежего 73-го сезона вспоминаем Жиля Вильнева. Он мог быть чемпионом, но в силу трагического стечения обстоятельств им не стал.

Жиль Вильнев родился 18 января 1950 года в небольшом городке Сен-Жан-сюр-Ришелье в канадской провинции Квебек. Его отец был настройщиком пианино, а в свободное время то и дело занимался автомобильным трюкачеством, участвуя в уличных гонках, — Севиль научил сына водить машину, когда тому было всего девять лет. Когда юноше исполнилось 15, отец подарил ему старенький родстер MG A. В гараже Жиль его доработал, чтобы тот ездил как можно быстрее.

Снегоходы — только начало

Канада — страна снежная, поэтому еще в раннем детстве Вильнев начал заниматься гонками на снегоходах, что в то время было популярным шоу. В этих соревнованиях канадец приобрел навыки, впоследствии сформировавшие его агрессивную и в какой-то степени даже яростную манеру езды на грани срыва, с умением точно рассчитывать траекторию и контролировать занос. В начале 1970-х Жиль выиграл чемпионаты по гонкам на снегоходах в Квебеке, Канаде и Северной Америке, а в 1974-м — и мировое первенство.

Победы на снежных трассах принесли канадцу не только известность, но и доход, достаточный для оплаты участия в Formula Ford. В 1973 году Вильнев становится чемпионом Квебека, выиграв семь этапов из десяти. После этого он переходит в Formula Atlantic (для оплаты участия в ней Жилю пришлось продать свой дом на колесах и взять кредит в банке). Первую победу там Вильнев одержал в 1975 году под проливным дождем на трассе Gimli Motorsport Park. В 1976-м за рулем болида команды Ecurie Canada он доминирует в гонках и становится чемпионом североамериканской серии.

В то время за океан частенько наведывались и именитые гонщики «Формулы-1». Самой известной была уличная гонка в Труа-Ривьер, проходившая вне зачета Formula Atlantic осенью 1976 года. В ней Жиль победил, оставив позади Джеймса Ханта, который в том же году оформил титул в «Формуле-1». Своим выступлением Вильнев впечатлил британца — вернувшись на родину, Хант убедил тогдашнего руководителя команды McLaren Тедди Майера пригласить канадца на тесты формульного болида.

Гонка за McLaren и переход в Ferrari

Дебют Вильнева в «Формуле-1» состоялся летом 1977 года на Гран-при Великобритании. На далеко не свежем McLaren M23 (эта машина дебютировала в чемпионате еще в 1973 году!) канадец пришел к финишу 11-м, показав при этом пятый быстрейший круг в гонке, выиграл которую Хант на новом M26. В итоге Майер пригласил на следующий сезон в команду француза Патрика Тамбе, но без дела молодой канадец просидел недолго.

Во время дебютной гонки на Жиля обратил внимание сам Коммендаторе — великий Энцо Феррари. И уже осенью канадец проводит тестовую сессию на заводской трассе во Фьорано, после чего подписывает контракт с итальянской командой на две последние гонки сезона и на следующий год. В Ferrari Вильнев заменил Ники Лауду — австриец к тому моменту досрочно выиграл второй чемпионский титул за «Скудерию» и поспешил покинуть команду, разругавшись с Энцо.

«Если бы меня попросили назвать три желания, то первым из них было бы выступление в гонках, вторым — попасть в „Формулу-1“, а третьим — гоняться за Ferrari», — вспоминал позже Жиль. Он остался предан команде из Маранелло до конца своих дней.

Гонщик Ferrari — это навсегда

Имя бесстрашного канадского гонщика навсегда связано с Ferrari. И в отличие от других пилотов, гонявшихся за «Скудерию», Феррари прощал Вильневу все, включая сломанную технику и множество разбитых болидов. Красные машины Коммендаторе были ближе, чем гонщики, в них выступавшие, но к Жилю он относился как к сыну, веря в него и его будущий успех в команде. Харви Постлтуэйт, в начале 1980-х занимавший пост главного конструктора Ferrari, в 1996-м вспоминал: «Не думаю, что хоть кто-то был настолько близок к Энцо Феррари. Вне всякого сомнения, он питал к Жилю теплые чувства, потому что на трассе с Жилем мало кто мог сравниться. Он мог делать то, что сегодня делает Михаэль Шумахер, — он мог сесть не в самую лучшую машину и заставить ее ехать так быстро, как никто другой».

Уже вторая гонка Вильнева за Ferrari (это был финальный этап сезона 1977 года на трассе Фудзи в Японии) была омрачена трагедией с его участием: столкнувшись с машиной Ронни Петерсона, болид Жиля перелетел через ограждение и рухнул на группу зрителей, убив двоих и ранив несколько человек. После инцидента многие критиковали гонщика, считая, что канадцу не место в «Формуле-1», но в итоге вину признали за организаторами Гран-при Японии.

К большой радости местных болельщиков свою первую победу в «Формуле-1» Вильнев одержал у себя на родине в Квебеке. Жиль стал первым канадцем, который выиграл Гран-при, и к тому же домашний, — случилось это 8 октября 1978 года во время гонки на новой трассе, проложенной на искусственном острове Нотр-Дам в Монреале. Позже, уже после гибели гонщика, автодром в Монреале назовут его именем.

В 1979-м Вильнев, победив в трех Гран-при, стал вице-чемпионом — и это его лучшее достижение в «Формуле-1». В борьбе за титул он уступил тогда своему напарнику Джоди Шектеру. Благодаря ярким выступлениям в первенстве 1979 года канадец не раз попадал в заголовки газет. Так, на Гран-при Франции он провел блестящую дуэль с Рене Арну из команды Renault — к финишу пилот Ferrari и француз добрались вторым и третьим соответственно, а разделила их всего четверть секунды.

Еще один наглядный пример решимости Жиля, его невероятного упорства, нацеленности на бескомпромиссную борьбу и победу — Гран-при Нидерландов в Зандфорте. На болиде канадца взорвалась задняя левая покрышка, но гонщику удалось доковылять до боксов. И хотя расчет на то, что механики смогут починить машину, не оправдался, болельщики остались в восторге от феерического выступления Вильнева.

Следующий сезон для Ferrari стал катастрофой — в 1980 году болид 312 T5 никак не хотел показывать те результаты, на которые рассчитывали в команде. В 1981-м «Скудерия» перешла на использование новой V-образной «шестерки» с турбонаддувом, и болид 126CK, несмотря на недостатки аэродинамики, позволил Жилю одержать две победы в сезоне (в Монако и Испании). Хотя о возможности побороться за титул речи по-прежнему не шло — в личном зачете Вильнев занял седьмое место.

Предательство друга и смертельная авария

В 1982 году Ferrari была готова сразиться за титул, но в итоге сезон для команды (да и для чемпионата в целом) оказался эмоциональным, трагичным и драматичным. Любимец Коммендаторе к тому моменту стал живой легендой — многие считали его самым быстрым гонщиком всех времен. В Ferrari он являлся явным фаворитом, а основную борьбу в сезоне канадцу предрекали с его другом и товарищем по команде — французом Дидье Пирони. В самой «Скудерии» не сомневались, что именно Жиль выиграет чемпионат.

25 апреля на Гран-при Сан-Марино Вильнев и Пирони уверенно шли к дублю, неоднократно меняясь местами. Согласно уговору между ними накануне гонки, первым финишную черту должен был пересечь канадец, который оказался быстрее француза в квалификации. Но на последнем круге Пирони внезапно опередил Вильнева — после Имолы пилоты «Скудерии» перестали общаться друг с другом. «До этого наши отношения всегда были хорошими, и я доверял ему, но больше я не совершу такую дурацкую ошибку», — не скрывал своего разочарования Жиль после финиша.

Вильнев считал, что Пирони украл у него победу, и был готов на все, чтобы опередить напарника на следующем этапе, который стал для канадца последним. 8 мая во время квалификационного заезда в Зольдере, где проходил Гран-при Бельгии, болид Жиля на полной скорости налетел на заднюю часть болида Йохена Масса из March и взмыл в воздух, совершив несколько кульбитов. Гонщика вместе с сиденьем выбросило из кокпита прямо на ограждение трассы. Получившего перелом шеи Вильнева оперативно доставили в госпиталь, где он скончался, не приходя в сознание. И вот уже 40 лет не утихают споры о том, что же случилось в Зольдере — не гнев ли Жиля на напарника стоил ему жизни?

Что касается Пирони, то во время квалификации перед Гран-при Германии 1982 года он получил переломы ног и больше в «Формуле-1» не выступал — чемпионом в том мрачном сезоне стал Кеке Росберг на Williams.

Отец чемпиона

Со своей будущей женой Джоан юный Жиль познакомился на одной из вечеринок. Свадьба состоялась в 1970 году. В апреле следующего года у пары родился сын — мальчика назвали Жаком. В 1973-м Джоан подарила Жилю дочку Мелани. «Я встретила и полюбила Жиля, когда мне было 16 лет. Когда тебе столько лет и ты сильно влюблена, ты просто соглашаешься со всем и не думаешь о том, во что ввязываешься. И я бы все равно повторила этот путь снова. Я ни о чем не жалею. Жиль очень любил гоняться. Я все еще скучаю по нему. Может быть, не каждый день. Но я знаю, что он был тем человеком, которому я могла целиком и полностью доверять», — вспоминала супруга Вильнева.

Несмотря на смерть мужа, Джоан позволила сыну реализовать себя в гонках. «Конечно, я нервничала, когда Жак начал участвовать в гонках. Но было трудно убедить его в том, что ему нельзя так поступать, когда его отец делал это всю жизнь. Это как если бы вы были курильщиком и говорили своему ребенку о вреде курения», — рассказывала Джоан. И спустя 15 лет после гибели отца Жак становится чемпионом мира, в 1997-м вырывая титул в упорной борьбе с Михаэлем Шумахером.

Жиль Вильнев ушел из жизни в возрасте 32 лет, оставив яркий след в истории «Формулы-1». За неполные шесть сезонов канадец победил всего в шести Гран-при, так и не выиграв титул со своей любимой командой. Впрочем, создан он был для другого — незабываемых подвигов на трассе и езды на максимуме в каждой конкретной гонке.

Конечно, кто-то предпочитает оценивать гонщиков по их реальным достижениям (чем больше побед, тем лучше). Также можно сколько угодно говорить, что какому-то гонщику не везло и ему попадались медленные или ненадежные машины. Но переоценить заслуги маленького канадца невозможно — Жиль был не идеальным, но одним из самых ярких гонщиков своего поколения, с незаурядным природным талантом и мастерством. Им двигала одержимость гонками и страсть к победам, и поэтому его легенда жива до сих пор.


«Формула-1» вместе с VOKA и Onlíner. Сезон-2022

Вечеринку для примерно 40 тысяч голландских болельщиков, собравшихся 10 июля поболеть за Макса Ферстаппена на домашнем для Red Bull Гран-при Австрии, несколько подпортил выигравший гонку Шарль Леклер — последний раз Ferrari побеждала в Шпильберге в 2003 году. В субботу Макс выиграл спринт, и казалось, что в воскресной гонке расстановка сил не изменится, но в итоге «Скудерии» и ее лидеру удалось навязать красивую борьбу Ферстаппену. И это несмотря на возникшие у Леклера на последних кругах проблемы с педалью газа.

Напарник монегаска по команде Карлос Сайнс мог финишировать вторым, принеся Ferrari победный дубль, но на 57-м круге подвел мотор: болид резко потерял скорость, испанец съехал на обочину, а машина загорелась. Над повышением надежности итальянской команде предстоит поработать — в этом сезоне Ferrari возглавляет статистику поломок: в последних девяти этапах ее гонщики пять раз сходили с дистанции из-за механических проблем.

Пилоты Mercedes Льюис Хэмилтон и Джордж Расселл приехали к финишу третьим и четвертым — неплохой результат после того, как оба разбили свои болиды в квалификации (Хэмилтону даже заменили шасси). Мик Шумахер, сын семикратного чемпиона Михаэля Шумахера, в Австрии провел отличную гонку, финишировав за рулем своего Haas на шестом месте. Ему удалось заработать очки в двух гонках подряд — теперь Мик занимает 15-ю строчку в личном зачете. Лидирует в чемпионате по-прежнему Ферстаппен — у него 208 очков против 170 у Леклера и 151 у Серхио Переса. В Кубке конструкторов Red Bull опережает Ferrari на 56 очков (после 11 гонок в активе команды 359 очков).

Первая половина сезона завершена, а вторую в этот уик-энд открывает Гран-при Франции в Поль Рикаре. В преддверии гонки, которая состоится 24 июля, гонщик Aston Martin Себастьян Феттель вывел на трассу первый гоночный автомобиль марки — TT1 по прозвищу «Зеленая горошина». Показательное выступление четырехкратного чемпиона приурочили к столетию участия Aston Martin в гонках — 15 июля 1922 года эта машина впервые вышла на старт Гран-при, который также прошел во Франции (в Страсбурге).

Команда Mercedes подготовила к гонке сразу несколько обновок, включая новый носовой обтекатель. Не исключено, что они помогут гонщикам Mercedes, в этом году пока не поднимавшимся выше третьего места, наконец-то включиться в борьбу за победу.


Партнер проекта — VOKA

VOKA — это видеосервис для жадных до всего интересного: все онлайн-кинотеатры и ТВ-каналы в одной подписке «Все включено». Теперь VOKA активно развивается и в спортивном контенте: благодаря партнерству с Setanta Sports, крупнейшим игроком на рынке прав на спортивные трансляции в СНГ, фанаты имеют возможность посмотреть любую прямую трансляцию любимого вида спорта в отличном качестве на любом устройстве — от смартфона до SMART TV.


И все это в рамках подписки «Все включено» доступно к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.


Трансляцию гонок «Формулы-1» можно смотреть на VOKA.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by