ВелоПетрович

То, чем мы гордимся. Главный туристический маршрут Беларуси

33 220
28 июля 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий. Видео: Алексей Носов
ВелоПетрович

То, чем мы гордимся. Главный туристический маршрут Беларуси

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий. Видео: Алексей Носов

Если у вас есть велосипед — у вас есть целый мир, который до поры до времени спрятан в чулане, но всегда готов раздвинуть горизонты и приоткрыть далекие дали под сияющим солнцем, заливные и стрекочущие на все лады луга да ленту дороги, скрывающуюся за холмом. Вам — туда. Велосипед может быть чудом не хуже самолета и куда честнее: он тоже подарит незабываемое путешествие, но при этом не возьмет ни копейки. Собирайтесь! Пришла пора совершить настоящий тур по главному туристическому маршруту Беларуси, разглядев века, не тускнеющие в дорожной пыли, и землю, которой можно гордиться. Отправляемся в эпичную поездку, чтобы доказать: вам это тоже под силу. Наши партнеры из Fruds уже собрали провизии, значит, крутим педали. Сегодня — в долину замков.

Длинный маршрут можно и сократить

План на день простой: увидеть Мирский замок до полудня и Несвижский замок — после. Из Минска — это слишком далеко, но мы знаем, как сделать маршрут посильным.

Наше путешествие начинается на железнодорожном вокзале: берите билет на электричку до Столбцов. Даже вместе с провозом велосипеда выйдет недорого: рублей 5 или чуть больше, в зависимости от того, насколько комфортабельный выберете вариант. В новых вагонах есть специальные места для провоза велосипедов, в старых — нет, размещаться придется в тамбуре. Ехать от часа до двух — как повезет с поездом. Но в любом случае старайтесь выехать пораньше. Во-первых, больше времени оставите на велосипедную часть маршрута, во-вторых, самые знойные часы проведете не в дороге, а в средневековой тени под стенами Мира — это куда приятнее.

С приездом! От Столбцов до замка всего 20—30 км, то есть часик-другой на велосипеде. Ну что, уже не так страшно?

Итальянская дорога Дрозды — Цвирки

Пока прикидывали маршрут, подошел дедуля в кепке.

— Здоров, хлопцы! Куда путь держите?

— В Мир едем, на замок посмотреть. Как туда проехать лучше?

— Ну молодцы-молодцы! Как проехать? А вот до перекрестка, а там налево. Или направо — тоже можно. А хотите, так вообще не туда, а вон, через мост — и так доедете.

Короче, все дороги ведут в Мир. И все же основных подходов два: либо мы едем по автомобильной дороге, либо сворачиваем на проселок. Первый вариант — быстрее и комфортнее, второй — безопаснее, а это приоритет. Поэтому решаем выдвигаться к границе Минской и Гродненской областей не по автодороге Р2, а через деревни Дрозды, Перетоки и Цвирки, чтобы затем через житные поля комбайнерскими тропами пробираться к замку.

Без сожаления оставляем Столбцы за спиной, киваем с моста Неману и прибавляем ход, уходя при первой возможности направо. Стадо коров на выпасе с интересом глядит нам вслед, размышляя, куда это понесло пилигримов в такую рань.

А дороги здесь какие! Узкая лента асфальта убегает вперед между стройных рядов высоченных деревьев, которые прячут ее в тени. Видали такое лишь на картинках с пейзажами Тосканы? Приезжайте в Перетоки — здесь тоже классно!

Как ехать против ветра

Рельеф не особо выраженный, нет долгих подъемов, которые бы били по ногам и уводили пульс вверх, нет крутых спусков. Но есть ветер. Он постоянный спутник в любых велопутешествиях, и он сделает все, чтобы вам не было скучно. Если вдруг показалось, что сегодня именно ваш день, что вы невероятно быстры на велосипеде, что вы рождены для этого, — значит, ветер дует в спину. И на обратном пути он низвергнет зазнайку с пьедестала, заставив топтаться на месте, глотая пот и слезы раскаяния.

Ехать против ветра — все равно что ехать в гору, с той лишь разницей, что в случае с горой вы видите, где заканчивается подъем, ветер же будет дуть столько, сколько захочет. Тактика простая: не боритесь. Ветер знает, как наказывать тех, кто не хочет ему уступать. Подберите комфортный для себя темп, найдите ту передачу, которая подходит именно сейчас, и не оценивайте, быстро вы едете или медленно. Едете — и отлично. Ваша задача — перехитрить ветер, остаться свежим тогда, когда он наконец сменит направление.

Везение — это когда встречный ветер ловит вас в начале пути. Значит, возвращаться будете с попутным — о лучшем и мечтать нельзя. А пока терпите и наслаждайтесь пейзажем.

Велочеллендж. По полям, по полям

После Цвирок живописная затененная дорога сворачивает направо, к другим деревням, а нам нужно прямо. К границе Гродненской области ведет гравийка с крупными булыжниками, разбросанными тут и там. Ну что ж, вы не зря покупали себе горный велик, а вот на шоссейнике здесь придется попотеть, выбирая траекторию, удерживая велосипед и стараясь не напороться на острые камни. Но мы проехали, а значит, и у вас получится.

Скорость, конечно, не та, что на асфальте, а по краям дороги уже нет стройных рядов деревьев. Мы пробираемся вдоль хлебных полей, затем углубляемся в лес, где земля не вполне просохла после недавних дождей, потом снова выезжаем в поля. А кукуруза-то уродилась, уже выше человеческого роста!

Едва ли этой дорогой регулярно пользуется кто-то кроме комбайнеров и трактористов. Так чего ж от нее ждать? С другой стороны, на протяжении всего пути до замка нам не повстречался ни один транспорт — этого мы и добивались.

И все же нужно учитывать, что бездорожье съедает время и подпитывается вашими силами — ехать труднее, а за поворотом поджидают не всегда приятные сюрпризы.

Когда на горизонте уже были видны шпили Мирского замка, на нашу группу обрушились тридцать три несчастья. Двое упали, неудачно пытаясь сманеврировать между раскатанными колеями, шоссейные колеса безнадежно увязали в песке, а один из велосипедов поймал прокол — пришлось клеить.

Во многом из-за этого 30-километровый изначально несложный маршрут занял три часа. И хотя мы никуда не торопились (а значит, не особо устали) и все остались целы, ни у кого не было уверенности в том, что мы ехали самым простым путем. Интересно, какой выберете вы?

Ничего плохого не случится

Едва ли мелкие трудности на велосипеде могут отпугнуть кого-либо от настоящего велотура, о котором можно будет до бесконечности рассказывать всем друзьям и знакомым. В конце концов, вы же готовы к тому, что подустанете в тренажерном зале? Вот и на велосипеде утомление означает лишь то, что вы становитесь сильнее и в следующей раз километры покорятся гораздо легче.

Что касается технических проблем, то вряд ли вы столкнетесь с чем-то посерьезнее, чем обыкновенный прокол колеса, который устраняется примитивной заплаткой за 10 минут. Поддерживайте свой велосипед в исправном состоянии (обычно достаточно полного техобслуживания в начале сезона, а затем лишь регулярной подкачки колес и смазывания цепи) — тогда ничего плохого не случится. И не тягайте с собой тяжеленную сумку с инструментами и запчастями: велосипед, за которым ухаживают, никогда не подведет.

#Мирумир

Спустя четыре часа после отправления с вокзала в Минске мы торжественно въезжали на замковую площадь в Мире. Долговато, вы наверняка доедете быстрее, так как избежите всех напастей и не будете делать перерывов, связанных со съемочным процессом. Но даже так, начав путешествие в 6 утра, к 10 вы уже будете в замке — ну не красота ли?

Каждый, кто учился в белорусской школе, наверняка приезжал сюда на экскурсию. И все-таки добраться вот так самому, на велосипеде — это совсем другое чувство. Белорусская готика, мощный средневековый форт будто на открытке — это было целью, и цель покорилась. Горделивые стены напитываются светом разгорающегося дня, а врата гостеприимно открыты для того, кто не убоялся пути, чтобы войти сюда.

Во внутреннем дворе еще тихо и безлюдно, экскурсионные автобусы подтянутся позже. Но звучат приветственные голоса: это ласточки, которые вот уже пять веков вьют в этом людском замке свои собственные. Ласточкам куда больше известно о том, что такое дальний и многотрудный путь, и все же они не такие уж и зазнайки: впечатляются из вежливости нашим велопробегом.

Приложите руку к холодному камню. Выдохните. Под вашей ладонью пульсирует время. Войны, набеги и междоусобицы, яства, празднества и шляхетская роскошь — контрасты истории. Мы прибыли верхом, почти на конях, мы заслуживаем того, чтобы почувствовать себя ее частью.

Никогда Миру не быть транзитным городом, здесь нельзя не задержаться надолго. Не важно, уйдете ли вы с экскурсией блуждать по гулким коридорам замка или присядете отдохнуть и полюбоваться крепостными стенами — вы просто не заметите, как летит время. Этот Мир остался неприступным для суеты. Здесь тот же воздух, те же солнце и звезды, что и пятьсот лет назад. Замедлись и вдохни глубоко, человек!

Единственный вопрос, на который нужно иметь ответ, — куда и когда держать путь дальше? В Мире можно остаться с ночевкой и провести здесь все выходные или, тоскливо оборачиваясь, под вечер вернуться снова в Столбцы, на электричку. Из Мира можно выдвинуться на северо-запад — в Кореличи и Новогрудок, расширив географию большого замкового тура еще на 50 км. А там и до Лиды рукой подать. Наконец, можно пуститься на юг и держать путь на Несвиж, чтобы увидеть еще одно из чудес Беларуси: замок Радзивиллов в лучах заходящего солнца.

Мир может стать отправной точкой для целой серии запоминающихся велопутешествий, стоит только начать!

Переосмысление

Мы, как и планировали, едем в Несвиж. На этот раз выдумывать нечего, дорога перед нами, и она прямая как взлетная полоса — Р11, в объезд Городеи. В будний день здесь немноголюдно: машин мало, а те, что встречаются, обгоняют очень аккуратно. Все, что нужно, — держаться справа от разметки. Скорость на хорошем асфальте растет, и после колдобин в первой половине дня это воспринимается как манна небесная. К тому же дорога все больше спускается под уклон, лишь изредка приподнимаясь на небольшие холмики, да и то для разнообразия.

Пейзажи те же: леса, поля. Комбайны, будто корабли, плывут в своих золотистых волнах. Помахали рукой одному капитану, он подудел в ответ. И у него, и у нас сегодня красивый день.

Еще один комбайн выбрался на сушу и пробует накатить на нас сзади. Ай, друг, в другой раз, у тебя жатка — не разминемся! Прибавляем ход и отрываемся от попутчика.

Солнце клонится к горизонту, но часов, проведенных в этих краях, совсем не жаль. И эта праздная по сути поездка ощущается куда более наполненной и осознанной, чем многие дни в городской суете. Виды, дорога, шляхетская история — все это кажется на удивление своим, каким не казалось из окна туристического автобуса. Велосипед честнее: он не дарит на память несколько курортных фотографий в альбом, он увозит в те места, которые всегда были и будут родными.

Откуда вдруг Голландия?

С утра казалось, что мы на итальянской дороге, а к вечеру приехали в Голландию. Не понимаете пока? Сейчас объясним.

Автодорога Р11, по которой мы едем от замка к замку, как уже было сказано, — это вполне уютный маршрут с хорошим асфальтом и приятным рельефом. Не то чтобы он изначально предназначался для велосипедистов, но проехать можно — спасибо и на том. И вдруг где-то за Городеей, после очередной ротонды, появляется не просто обочина, а обозначенная велодорожка по краям проезжей части. Знаки, разметка, по-прежнему хороший асфальт. От удивления все пораскрывали рты: Голландия, ты?

И пусть в контексте нашего маршрута эта велодорожка появилась из ниоткуда, буквально с перекрестка в чистом поле, пусть ехать по ней до Несвижа осталось всего ничего — меньше 10 км, сам факт ее существования бодрит и вселяет радость в сердце любого велосипедиста. Оказывается, и у нас так бывает. Оказывается, можно ехать от города к городу, от одного белорусского чуда к другому и не переживать из-за трафика за спиной, а занимать свое собственное место на дороге. А что, если эта велодорожка дотянется до самого Мира или и того дальше? Что, если после теплого лета, снежной зимы и весенних дождей она прорастет повсюду, оплетая свежей порослью районы, области, страну?

Скажете, замечтались? А вот теперь и не знаем. Повстречалась же нам голландская велодорожка, выросшая из густой травы где-то за Городеей. Выходит, чудеса возможны.

По Ленинской к Радзивиллам

И вот уже виден указатель: «Несвиж». На очередной ротонде сворачиваем налево и въезжаем в город. Он помолодел с нашего последнего визита и в приподнятом настроении собирается куда-то на танцы, не обращая внимания на верховых, несущихся во весь опор. Вечереет. По улице Ленинской, как по финишной прямой, устремляемся к прудам, туда, где среди изумрудной роскоши парка расположилась великая резиденция Радзивиллов — Несвижский замок. Проехать мимо невозможно: слева появляется дорога к костелу, и вот здесь пора сбавить скорость и дать отдых ногам. Мы прибыли. Добро пожаловать!

Солнце опускалось за горизонт, окрашивая замок в розовые и фиолетовые тона. Опустел внутренний двор. Здесь тоже ласточки, хранители традиций, это и их дом, земля их предков. И они, и мы уже никуда не торопимся, поедая глазами прошлое, вдыхая глубоко настоящее. Нет сомнений, что откуда-то из окна смотрит Черная панна — мы не потревожим ее покой и не станем докапываться до ее тайн.

В такой вечер все кажется немного другим. И вот уже прислоненные к стене велосипеды видятся благородными рысаками. Что ж, они действительно стойко и горделиво донесли нас сюда не столько через расстояние, сколько через время.

Всего два часа разделили день и вечер, два часа отделяют один замок от другого.

Отчет о путешествии

В старом парке на берегу Дикого пруда настало время ударить по тормозам. Чтобы проследовать лучшим туристическим маршрутом Беларуси и увидеть за один день два замка из седла велосипеда, нам потребовалось проехать 60 километров. В Столбцы из Минска мы прибыли утром на электричке, а оттуда торными и неторными путями проехали в Мир — 30 километров. Если бы ехали по автодорогам Р2 и Р64 — сократили бы маршрут на треть, а по времени выиграли бы минимум вдвое, но мог быть определенный дискомфорт из-за трафика.

Путь из Мира в Несвиж — это еще 30 километров по хорошей асфальтированной дороге. Причем последняя десятка проходит по обустроенной велодорожке — редкость для наших мест.

Мы убеждены, что 60 километров в день с большим отдыхом в Мире окажутся посильными любому человеку, который отправится на велосипеде в такое путешествие. Вы заслужили отдых, а Несвиж не заслуживает того, чтобы его оставить так скоро, поэтому располагайтесь здесь на ночь: увидите этот же парк, этот же замок утром, послушаете, о чем шепчет вода в Замковом и Бернардинском прудах, вглядитесь в очертания Девичьего.

До железнодорожной станции в Столбцах отсюда немногим более 30 километров. В принципе, можно уложиться и в один день, если уверены в своих силах и не пожалеете потом, что не остались где-то подольше. Совет напоследок: следите в этом случае за временем, обязательно доберитесь до Столбцов засветло, чтобы не блуждать по загородным дорогам в темноте. Электрички в Минск курсируют все с той же периодичностью, и дороже они не стали.

Большой город снова проглотит путешественника, который теперь, уверены, не забудет эту поездку и будет вновь и вновь возвращаться в мыслях и на итальянскую дорогу в тени стройных деревьев, и на валы Мира, и к прудам Радзивилловского замка. Мы просто напомнили о том, что и так всегда было в вашей жизни: сели на велосипед и еще раз показали красоты родного края. Отправляйтесь следом, и попутного вам ветра!



Партнер проекта — Fruds

Fruds — smart food из натуральных ягод и фруктов, с клетчаткой льна и пищевыми волокнами, без добавления сахара. Отличный вариант для быстрого, полезного и легкого перекуса среди рабочего дня или после тренировки. Fruds не нужно хранить в холодильнике, а еще удобно носить даже в самой маленькой сумке. А весной бренд выпустил еще две новинки — FRUDS IMUNO и FRUDS ENERGY.

Спецпроект подготовлен при поддержке СООО «Оазис Груп», УНП 690655159.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by